Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2020 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Полянкер С.Н.
с участием истца Андрюшкина П.И.
представителя ответчика Домничевой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андрюшкина Павла Ивановича к акционерному обществу «Жилищно-эксплуатационный участок №6» об обязании произвести перерасчет за некачественно оказанные коммунальные услуги по холодному водоснабжению, холодному водоснабжению на общедомовые нужды, горячему водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды, водоотведению на общедомовые нужды, освободить от оплаты коммунальных услуг ненадлежащего качества по холодному водоснабжению, холодному водоснабжению на общедомовые нужды, горячему водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды, освободить от оплаты по коммунальной услуге водоотведение на общедомовые нужды до установки общедомового прибора учета сточных вод, компенсации морального вреда, штрафа, возмещении понесенных судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Андрюшкин П.И. обратился с исковыми требованиями, с учетом последующих уточнений, к акционерному обществу «Жилищно-эксплуатационный участок №6» об обязании произвести перерасчет за некачественно оказанные коммунальные услуги по холодному водоснабжению, холодному водоснабжению на общедомовые нужды, горячему водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды с (дата) по (дата) в сумме 1 215 рублей 37 копеек, водоотведению на общедомовые нужды с (дата) по (дата) в сумме 85 рублей 36 копеек, освободить от оплаты коммунальных услуг ненадлежащего качества по холодному водоснабжению, холодному водоснабжению на общедомовые нужды, горячему водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды с (дата), освободить от оплаты по коммунальной услуге водоотведение на общедомовые нужды с (дата) до установки общедомового прибора учета сточных вод, взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей, штрафа, возмещении понесенных судебных расходов по оплате услуг эксперта в сумме 33 691 рубль 56 копеек (т.6 л.д.2, 135).
Требования мотивированы тем, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу – (адрес). Ему стало известно, что коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению с (дата) по настоящее время оказываются некачественно. Кроме того, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод, размер платы за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды, равен произведению тарифа на водоотведение и объема ( количества) коммунального ресурса, предоставляемого за расчетный период на общедомовые нужды, приходящегося на конкретное жилое или нежилое помещение. В вышеуказанном доме отсутствует общедомовой прибор учета сточных вод, соответственно отсутствуют основания для взимания платы за коммунальную услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд. Кроме того, (дата) он направил ответчику заявление о проведении проверки по факту оказания некачественных коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению. По результатам проверки установлено, что горячая вода как в квартире, так и на вводе в жилой дом не соответствует требования СанПин. Вместе с тем, ответчик продолжает начисление платы за некачественные коммунальные услуги. По его заявлению проверка качества холодной воды управляющей компанией проведена не была. Действиями ответчика ему причинен моральный вред, компенсацию которого он оценивает в размере 5 000 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили (т.6 л.д.92-109, 114-119). Из возражений АО «Югансктранстеплосервис» следует, что требования истца удовлетворению не подлежат (т.2 л.д.27). Из возражений АО «Юганскводоканал» следует, что требования истца удовлетворению не подлежат. Так, доказательств того, что истцу предоставлена коммунальная услуга по приему сточных вод ненадлежащего качества, не предоставлено. Договор с истцом на предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению считается заключенным с (дата). Обязанность по проведению экспертизы и установления факта предоставления коммунальной услуги надлежащего качества является обязанностью управляющей компании. Доказательств того, что истцу в заявленный период предоставлялась коммунальная услуга по холодному водоснабжению ненадлежащего качества не предоставлено (т.5л.д.171).
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель АО «Жилищно-эксплуатационный участок №6» Домничева Н.М., действующая на основании доверенности от (дата) (т.6л.д.125), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что по коммунальной услуге холодное водоснабжение АО «Жилищно-эксплуатационный участок №6» не является исполнителем с (дата), так как собственники жилых помещений в указанном жилом доме приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией. Из лабораторных исследований установлено, что при входе в жилой дом вода уже является некачественной, соответственно, ответственность за ненадлежащую коммунальную услугу по холодной воде должна нести ресурсоснабжающая организация, то есть АО «Юганскводоканал». По горячему водоснабжению ответчик является исполнителем коммунальной услуги. (дата) от истца поступило заявление о проверки качества холодной и горячей воды. Сразу ответчик направил заявку на проведение исследования горячей воды и сообщил в АО «Юганкводоканал» о поступившем от истца заявлении о необходимости проверки качества холодной воды. Истцу произведён перерасчет по горячей воде только за тепловую энергию, теплоноситель перерасчету не подлежит. Плата за холодное водоснабжение истцу начисляется. Плата за горячее и холодное водоснабжение на содержание общего имущества включены в плату за содержание имущества. Требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку не предоставлено доказательств о причинении ему нравственных и физических страданий. Размер штрафа рассчитан не верно. Также представителем ответчика ранее предоставлены возражения (т.6л.д.64).
Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу – (адрес) (т.1л.д.9).
Дом (адрес) находится в управлении АО «Жилищно-эксплуатационный участок №6» на основании решения собственников многоквартирного дома (адрес) от (дата) (т.3л.д.69-70).
(дата) между сторонами заключен договор об управлении многоквартирным домом (т.1л.д.10).
Разрешая требования истца о перерасчете по коммунальной услуге водоотведение на содержание общего имущества с (дата) по (дата) на сумму 85 рублей 36 копеек и освобождении от оплаты за данную услугу с (дата) и до момента установки общедомового прибора учета сточных вод, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 9.1, 9.3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абз 3 п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №306 от 23 мая 2006 года установлено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Приказом департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № от (дата) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по водоотведению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Данный приказ вступил в силу с (дата) и признал утратившим силу приказ департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № от (дата).
Из технического паспорта на дом (адрес) следует, что он имеет канализацию (т.6 л.д. 194), то есть конструктивные возможности данного многоквартирного дома предусматривают возможность отведения сточных вод в целях содержания общего имущества. Кроме того, между ответчиком и АО «Юганскводоканал» (дата) заключен договор, в соответствии с которым АО «Юганскводоканал» обязалось принимать сточные воды, а ответчик обязался оплачивать данную услугу (т.3л.д.153).
При указанных обстоятельствах требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет по коммунальной услуге водоотведение на содержание общего имущества с (дата) по (дата) на сумму 85 рублей 36 копеек и освобождении от оплаты за данную услугу с (дата) и до момента установки общедомового прибора учета сточных вод являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в соответствии с ч. 4.4 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту "ж" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной в таком решении, а в случае принятия ресурсоснабжающей организацией решения о переносе срока, с которого договор с ресурсоснабжающей организацией, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, считается заключенным, не более чем на 3 календарных месяца в соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, - с даты, определенной указанным решением ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с ч.15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что собственниками помещений жилого дома (адрес) (дата) принято решение о заключении договоров холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающей организацией. Дата заключения договоров установлена (дата) (т.1л.д.32, т.5 л.д.60).
Ресурсоснабжающей организацией АО «Юганскводоканал» принято решение о переносе срока на три месяца (т.5л.д.174), то есть с (дата) АО «Юганскводоканал» является исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
В связи с вышеуказанным суд приходит к выводу, что акционерное общество «Жилищно-эксплуатационный участок №6» по требованиям истца о перерасчете платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения с (дата) по (дата), обязании не производить начисление платы за холодное водоснабжение с (дата) является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, переход на прямые договоры не затрагивает отношений лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, соответственно исполнителем услуги по холодному водоснабжению на содержание общего имущества является ответчик, который выставляет истцу плату за данную коммунальную услугу в составе платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению, горячему водоснабжению на содержание общего имущества, холодному водоснабжению на содержание общего имущества является ответчик.
(дата) истец обратился к ответчику с заявлением о проведении экспертизы холодной и горячей воды, подаваемой в (адрес) на предмет их соответствия СанПин, указывая, что в воде имеется недопустимая концентрация посторонних веществ и примесей, вода имеет ненадлежащий запах и цвет ( т.1л.д.183).
(дата) ответчик направил заявление на исследование горячей воды (т.1л.д.184)
(дата) АО «Жилищно-эксплуатационный участок №6» направило в АО «Юганскводоканал» письмо, в котором просил выполнить отбор проб холодной воды в многоквартирном доме (т.1л.д.186), о чем сообщило истцу (т.1л.д.187).
Из протоколов лабораторных испытаний № от (дата), № от (дата) следует, что при исследовании проб горячей воды, отобранных в (адрес), а также при вводе в указанный жилой дом установлено, что горячая вода, поставляемая в квартиру истца и на вводе в дом не соответствую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по мутности, цветности, наличия железа (т.1л.д.190,195).
Из заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защита прав потребителей и благополучия человека от 21 сентября 2019 года следует, что истцу поставляется холодная и горячая вода ненадлежащего качества (т.5 л.д.204).
(дата) год истец обратился к ответчику с претензией, в котором просил произвести перерасчет по коммунальным услугам, начиная с (дата) освободить от оплаты платежей по холодному водоснабжению, холодному водоснабжению на общедомовые нужды, горячему водоснабжению, горячему водоснабжению на общедомовые нужды, водоотведение на общедомовые нужды (л.д. т.1л.д.64).
(дата) ответчиком дан ответ истцу, в соответствии с которым ответчик признал факт оказания истцу коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, а также указал, что ему будет произведен перерасчет по горячему водоснабжению (т.2л.д.170).
(дата) АО «Жилищно-эксплуатационный участок №6» направило письмо в ОАО «РКЦ ЖКХ» с просьбою произвести перерасчет за горячую воду по адресу – (адрес) (дата) и в дальнейшем не начислять плату до установления факта предоставления коммунальной услуги надлежащего качества (т.1л.д.195).
Из справки ОАО «РКЦ ЖКХ города Нефтеюганска» от (дата) следует, что по (адрес) произведен перерасчет платы за горячее водоснабжение с (дата) по (дата) на сумму 865 рублей 24 копейки (т.3л.д.279).
Определением Нефтеюганского районного суда от (дата) по данному гражданскому делу была назначена экспертиза для установления соответствует или нет горячая и холодная вода, поставляемая в (адрес), а также в указанный жилой дом требованиям СанПин. Проведение экспертизы поручено Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (т.5л.д. 198).
Из заключения Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре от 03 февраля 2020 года следует, что поставляемая в (адрес), а также при вводе в указанный жилой дом холодная и горячая вода не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, ГН 2.1.5.1315-03 по таким показателям как аммиак ( по азоту), железу, мутности, цветности (л.д.215-232).
Указанное заключение суд принимает в качестве доказательства, подтверждающего, что в жилой дом (адрес), а также в квартиру, принадлежащую истцу, подаются некачественные коммунальные услуги горячего и холодного водоснабжения.
В соответствии с ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п.3 ч.11 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязано принимать от собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и (или) непрерывности обеспечения такими услугами, нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами при рассмотрении указанных обращений, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из преамбулы к постановлению Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены в соответствии со ст. 157 ЖК РФ.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить совместно с ресурсоснабжающей организацией проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
Согласно п. 33 вышеуказанных Правил, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Пунктом 98 Правил предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пунктом 101 Правил предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Согласно п. 1 Приложения № 1 к вышеуказанным Правилам, требования, предъявляемые к холодному водоснабжению - бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, а также постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПин 2.1.4.1074-01). При несоответствии состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Согласно п. 2 Приложения № 1 к вышеуказанным Правилам, требования, предъявляемые к горячему водоснабжению - бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года, а также постоянное соответствие состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, содержится в разделе 10 вышеуказанных Правил.
В соответствии с п. 105 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В соответствии с п. 106 Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
В соответствии с п. 107 Правил, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
В соответствии с п. 108 Правил, в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных сетей, обязан незамедлительно после согласования с потребителем даты и времени проведения проверки довести эту информацию до сведения такого лица.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом.
В соответствии с п. 110 Правил, если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.
Если для проведения экспертизы качества коммунальной услуги необходим отбор образца соответствующего коммунального ресурса, то исполнитель обязан произвести или организовать проведение отбора такого образца. В этом случае в акте проверки должно быть указано кем инициировано проведение экспертизы, кем, в каких условиях и в какую емкость произведен отбор образца, каковы параметры качества отобранного образца (если их возможно определить), в какие сроки, куда и каким участником проверки отобранный образец должен быть передан для проведения экспертизы, порядок уведомления заинтересованных участников проверки о результатах экспертизы. Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, содержащее результаты экспертизы, а также не позднее 3 рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки, которые участвовали в проверке.
Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель.
В соответствии с п. 111 Правил датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются, в том числе:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);
В соответствии с п. 112 Правил, период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
- с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
- с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил.
В соответствии с п. 113 Правил, после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации для подтверждения качества предоставляемой коммунальной услуги требуется проведение экспертизы, исполнитель организует проведение такой экспертизы и несет расходы на ее проведение.
В соответствии с п. 150 вышеуказанных Правил, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 6 мая 2011 года, датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, суд приходит к выводу, что истцу коммунальные услуги холодного водоснабжения на содержание общедомовых нужд, горячего водоснабжения, горячего водоснабжения на содержание общедомовых нужд предоставлялись ненадлежащего качества с 20 мая 2019 года.
Из выписки по лицевому счету следует, что в период с (дата) по (дата) истцу начислена плата:
- 191 рубль 84 копейки - за холодное водоснабжение на содержание общедомового имущества;
- 169 рублей 58 копеек - за горячее водоснабжение на содержание общедомового имущества;
- 993 рубля 26 копеек – плата за горячее водоснабжение ( теплоноситель + теплоэнергия) (т.6 л.д. 156-159,167-173).
Истец просит произвести перерасчет на сумму 1 215 рублей 37 копеек (т. 6 л.д.10).
В соответствии с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая, что суд не может выйти за пределы заявленных требований, требования истца произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение на содержание общедомового имущества, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение на содержание общедомового имущества с (дата) по (дата) на сумму 1 215 рублей и об обязании с (дата) не производить начисление платы за холодное водоснабжение на содержание общедомового имущества, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение на содержание общедомового имущества до подачи холодной и горячей воды в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1074-01 и СанПин 2.1.4.2496-09 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлены требования о компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей.
В соответствии с п. 149 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе, за:
- нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;
- моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
В соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает, что ответчик по заявлению истца не произвел истцу своевременно перерасчет платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения на содержание общедомового имущества, горячего водоснабжения на содержание общедомового имущества, а также частично по горячему водоснабжению и не освободил истца от оплаты по данным коммунальным услугам до подачи их надлежащего качества, что подтверждается предоставленным выпискам по лицевому счету (т.6 л.д.156-159, 167-173). Вместе с тем, заявленная сумма компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей явно завышена. С учетом конкретных обстоятельств дела, принципа справедливости и соразмерности, суд считает, что моральный вред будет компенсирован выплатой денежных средств истцу в сумме 1 000 рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномочного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с п. 46 постановления Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Исходя из размера компенсации морального вреда, взысканной с ответчика в пользу истца, размер штрафа, подлежащий взысканию в пользу истца составляет 500 рублей.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. ст. 333.19 ч.1 п. 1, 3, ст. 333.36 ч.2 НК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 900 рублей, от уплаты которой истец, при подачи иска, была освобождена.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андрюшкина Павла Ивановича к акционерному обществу «Жилищно-эксплуатационный участок №6» удовлетворить частично.
Обязать акционерное общество «Жилищно-эксплуатационный участок №6» произвести перерасчет Андрюшкину Павлу Ивановичу по жилому помещению, расположенному по адресу – (адрес) ( лицевой счет №) за холодное водоснабжение на содержание общего имущества, горячее водоснабжение, горячее водоснабжение на содержание общего имущества с (дата) по (дата) в сумме 1 215 рублей 37 копеек.
Обязать акционерное общество «Жилищно-эксплуатационный участок №6» с 01 ноября 2019 года освободить Андрюшкина Павла Ивановича от оплаты за горячее водоснабжение, горячее водоснабжение на содержание общего имущества по жилому помещению, расположенному по адресу – (адрес) ( лицевой счет №) до подачи горячей воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.1.4.2496-09) « Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением №20 от 07 апреля 2009 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Обязать акционерное общество «Жилищно-эксплуатационный участок №6» с 01 ноября 2019 года освободить Андрюшкина Павла Ивановича от оплаты за холодное водоснабжение на содержание общего имущества по жилому помещению, расположенному по адресу – (адрес) ( лицевой счет №) до подачи до подачи холодной воды на содержание общего имущества, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.1.4.1074-01)
Взыскать с акционерного общества общество «Жилищно-эксплуатационный участок №6» в пользу Андрюшкина Павла Ивановича компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей, штраф в сумме 500 рублей, а всего 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части требований Андрюшкину Павлу Ивановичу к акционерному обществу «Жилищно-эксплуатационный участок №6» отказать за их необоснованностью.
Взыскать с акционерного общества «Жилищно-эксплуатационный участок №6» в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Нефтеюганского
районного суда