Дело № 2а-4\21
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2021 года г. Адыгейск
Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи С.Т. Бжассо,
при секретаре ФИО6,
с участием ФИО7, представляющего по доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ интересы Стрельникова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Стрельникова ФИО11 к Управлению росреестра по <адрес> в лице государственного регистратора прав межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес>, при заинтересованных лицах: администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение», кадастровом инженере Бат ФИО12, об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет, суд
УС ТАНОВИЛ:
Стрельников В.А. обратился в суд с административным иском к Управлению росреестра по <адрес> в лице государственного регистратора прав межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленный иск и суду показал, что истцом было подано через МФЦ заявление в межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> от 26.04.2019г. № MFC-0131/2019-33985-1 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав. При этом был предоставлен межевой план, подготовленный кадастровым инженером Баг Евгенией Викторовной, на вновь образованный земельный участок общей площадью 2328 кв.м., относящийся к категории земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования:
«для строительства индивидуального жилого дома», расположенного по адресу: РФ, <адрес>, пгт Тлюстенхабль, <адрес> образовавшийся путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102006:782 площадью 1037 кв.м., принадлежащего Стрельникову В.А. на праве собственности, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 1291.
На заявление было получено пять уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета подготовленных государственными регистраторами ФИО8 и ФИО9 Первое от 14.05.2019г. № КУВД-001/2019- 5248844/2 и пятое от 31.07.2019г. № КУВД-001/2019-5248844/6. По содержанию и смыслу все уведомления однотипные и дублирующие друг друга.
В предоставленном межевом плане объект кадастровых работ не содержит ни одного основания, предусмотренного упомянутыми нормами, что освобождает истца, от обязательной досудебной процедуры обжалования - обращения в апелляционную комиссию.
Действия должностного лица - государственного регистратора, выразившиеся в приостановке государственного кадастрового учета являются незаконными по следующим основаниям:
В Уведомлениях о приостановлении государственной кадастрового учета в качестве основания указан п. 35 ч.1 ст. 26 федерального закона от 13.07.2015г. №-фз «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно данного пункта осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости ши объектов недвижимости и раздел илы выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Ни одно из перечисленных в Уведомлении требований федеральных законов не нарушено при формировании данного объекта кадастровых работ.
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч.1. ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находяцихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
При этом в соответствии с правилами землепользовании и застройки, действующими на территории «Тлюстенхабльского городского поселения» утвержденными решением Совета народных депутатов МО «Тлюстенхабльское городское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ с, принятыми решением Совета народных депутатов МО «Тлюстенхабльское городское поселение» № от 30.12.2016г. максимальная площадь предоставление земельных участков под ИЖС в территориальной зоне Ж-1 составляет 4000 кв.м.. Вновь сформированный испрашиваемый земельный участок имеет общую площадь 2328 кв.м., что значительно меньше предельных максимальных размеров предоставления земельных участков под ИЖС в территориальной зоне Ж-1 на территории пгт Тлюстенхабль.
Поэтому п.З ч.1. ст. 39.28 Земельного кодекса РФ не может быть применен в качестве основания причины приостановки.
В качестве досудебного урегулирования спора истец обращался с жалобой в вышестоящую организацию, но получил письменный отказ в удовлетворении своей жалобы (копию прилагаю).
Истцом многократно предоставлялись документы, подтверждающие невозможность в соответствии с законом сформировать самостоятельный земельный участок из указанных выше земель муниципальной собственности.
Так в материалах объекта кадастровых работ находится Постановление администрации «Тлюстенхабльского городского поселения» от 21.05.19г. № «О внесении изменения в Постановление № от 20.02.2019г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка...»», в составе которого Заключение подготовленное кадастровым инженером Бат Е.В. от 18.05.2019г. В данном заключении подробно описано почему из той части земель находящейся в государственной или муниципальной собственности площадью 1291 кв.м, задействованной в перераспределении, невозможно сформировать самостоятельный земельный участок. А именно - потому что у этой части земельного участка отсутствует доступ к землям общего пользования, а также отсутствует фасадная часть участка, которая должна иметь минимальную длину 10 метров при формировании самостоятельного земельного участка в соответствии с ПЗЗ пгт Тлюстенхабль.
Таким образом, регистрирующий орган ошибочно полагает, что при формировании самостоятельного земельного участка в пгт Тлюстенхабль достаточно иметь необходимый размер площади з.у. (300 кв.м.). Однако, фактически для формирования земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства, необходимо как минимум иметь доступ от этого участка к землям общего пользования.
Таким образом, в соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ у Уполномоченного органа отсутствует возможность сформировать отдельный самостоятельный земельный участок и поэтому нет оснований в принятии решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении испрашиваемого земельного участка.
Администрацией пгт Тлюстенхабль в адрес государственного регистратора неоднократно направлялись информационные письма, которые почему-то игнорировались. Истец обеспечил себе в будущем доступ к землям общего пользования посредством заключения договора аренды (копию договора прилагаю) со смежным собственником земельного участка (кадастровый №) у которого участок выходит фасадом на земли общего пользования.
Межевой план испрашиваемого объекта кадастровых работ прошел экспертизу Ассоциации «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров», составлено заключение от 04.06.2019г. исх. №. В заключении Ассоциация пришла к выводу о необоснованности принятого управлением Росреестра решения. Также, в заключении указано, что: «Управление (Росреестра по <адрес>) не вправе давать оценку правомерности принятого администрацией МО «Тлюстенхабльское городское поселение» решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории от 22.02.2019г. №, на основании которой осуществлено образование объекта кадастровых работ, так как в составе межевого плана содержится письмо администрации МО «Тлюстенхабльское городское поселение» от 22.04.2019г. №, согласно которому образовать самостоятельный земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, перераспределение с которыми послужило образованию земельного участка (объекта кадастровых работ), не представляется возможным без нарушения требований ст. 11,9 Земельного кодекса РФ.
В Уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета сделан ошибочный вывод о том, что перераспределение земель или земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения. У данного вывода нет законных оснований, что подтверждается дополнительным письмом Ассоциации «Саморегулирумой организации кадастровых инженеров» от 16.07.2019г. исх. №.
Поэтому указание Росреестра на то, что представленный объект кадастровых работ был выполнен в нарушение п.9 ч.9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, является ошибочным.
Просит признать Уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета : от 14.05.2019г. № КУВД-001/2019-5248844/2; от 30.05.2019г. № КУВД-001/2019- 5248844/3; от 18.06.2019г. № КУВД-001/2019-5248844/4; от 11.07.2019г. № КУВД- 001/2019-5248844/5; от 31.07.2019г. № КУВД-001/2019-5248844/6 выданные Межмуниципальным отделом по <адрес> и <адрес>) Управления Росреестра по <адрес> незаконными;
Обязать Межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес>) Управления Росреестра по <адрес> осуществить государственный кадастровый учет вновь сформированного земельного участка общей площадью 2328 кв.м., относящийся к категории : «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «для строительства индивидуального жилого дома», расположенного по адресу: РФ, <адрес>, пгт Тлюстенхабль, <адрес> образовавшегося путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102006:782 площадью 1037 кв.м., принадлежащего на праве собственности Стрельникову Виктору Александровичу и части земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 1291 кв.м., в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером Бат Евгенией Викторовной от 26.04.2019г.
Административный ответчик и заинтересованные лица, будучи надлежаще извещенными, в суд не явились, уважительность неявки суду не сообщили.
Суд, во избежание волокиты по делу, с учетом мнения представителя административного истца, определил рассмотреть заявленный иск при данной явке.
В своих возражениях по иску административный ответчик указал, что согласно ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые административным истцом уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета вынесены государственным регистратором ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, тогда как административный истец обратился в суд по истечении трехмесячного срока для обжалования.
Пропуск срока в силу ч.8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
ДД.ММ.ГГГГ через офис МФЦ представителем административного истца по настоящему делу были поданы документы, в том числе, заявление на осуществление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, площадью 2328 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Тлюстенхабль, <адрес> образованного путем перераспределения земельного участка с КН 01:06:0102006:782, принадлежащего на праве собственности истцу и части земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ Ж218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со ст.29 Закона о регистрации, была проведена правовая экспертиза поступивших документов на спорный объект недвижимости на предмет наличия или отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для приостановления государственной регистрации или государственного кадастрового учета либо для отказа в государственной регистрации прав или в осуществлении государственного кадастрового учета, по результатам которой, государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении спорного земельного участка (уведомление от 14,05.2019). Впоследствии, в связи с неустранением причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановления, были сформированы уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета.
Оспариваемые решения (уведомления) о приостановлении являются законными, соответствующими требованиям действующего законодательства.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации определенно, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.1 ст.39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков,находящихся в государственной или муниципальной собственностиосуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из положений подп.2 п.1 ст.39.28 ЗК РФ, законодатель установил возможность перераспределения земель и земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частнойсобственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории и исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, s чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно пп. 9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в случае образования земельного участка или земельных участков путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных, участков, находящихся в частной собственности, не должно приводить к значительному увеличению площади земельного участка, находящегося в частной собственности, а призвано помочь устранить недостатки в землепользовании. В этом случае увеличение площади земельного участка является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно правил землепользования и застройки МО «Тлюстенхабльское городское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов МО «Тлюстенхабльское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, минимальная площадь земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» определена в 300 кв.м., при этом площадь земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, составляет 1291 кв.м.
В постановлении администрации от 20.02.2019 № отсутствуют объективные и достоверные факты, указывающие на невозможностьобразования самостоятельного участка без нарушения требований,предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ.
В случае перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102006:782 площадью 1037 кв.м, и земельного участка площадью 1291 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, площадь земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу увеличивается на 124%, при этом в результате перераспределения земель не образуются земельные участки, поступающие в муниципальную собственность.
Подобное перераспределение земель, значительно увеличивающее площадь имеющегося участка, не отвечает принципу рациональностииспользования земель.
Просит в удовлетворении заявленных Стрельниковым В.А. требований отказать в полном объеме за необоснованностью.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив доводы иска, возражений по нему, исследовав материалы дела, считает, что оснований для его удовлетворения не имеется.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом, образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные действующим земельным законодательством, в частности, не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные действующим законодательством (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ).
В случае образования земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст, 11,9 ЗК РФ, уполномоченный орган должен принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (гш. 9 п, 9 ст. 39,29 ЗК РФ),
Государственным регистратором было установлено, что на основании представленного межевого плана при перераспределении земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102006:782 площадью 1037 кв.м, и земель, находящихся в муниципальной собственности, образуется земельный участок площадью 2328 кв.м.
Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Тлюстеихабльское городское поселение», утвержденных решением Совета народных депутатов муниципального образования «Тлюстеихабльское городское поселение» <адрес> Республики Адыгея, от ДД.ММ.ГГГГ №, минимальная площадь земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1, с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства» определена в размере 300 кв.м.
Как следует из постановления муниципального образования «Тлюстеихабльское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №> 22 «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и соглашения об образовании земельного участка, расположенного по адресу: ФИО1, <адрес>, пгт. Тлюстенхабль, <адрес>», площадь земельного участка государственная собственность на который не разграничена, составляет 1291 кв.м.
В рамках Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № I, Межмуниципальным отделом по <адрес> и <адрес> Управления был проведен анализ указанного Постановления, по результатам которого было установлено отсутствие фактов, указывающих на невозможность образования самостоятельного земельного участка без нарушения требований, предусмотренных ст, 11.9 ЗК РФ.
Учитывая вышеизложенное, а также руководствуясь п. 16 Положения, в адрес МО «Тлюстенхабдьское городское поселение» было направлено предложение о приведении Постановления в соответствие с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, в ответ на которое Администрацией муниципального образования «Тлюстенхабдьское городское поселение» была представлена информация о том. что образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований ст. 11.9 ЗК* РФ не возможно, так как образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрашиванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
По результатам рассмотрения представленных пакетов документов государственным регистратором было принято решение о приостановлении осуществления процедуры по основаниям, установленным п. 35 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 218-Ф.З «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
В уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2019- 2585859 и от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2019-5248844 было указано, что невозможно осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, образованного в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102006:782 находящегося в частной собственности и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в связи с тем, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ч. 6 ст. 11.9, п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). По смыслу с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
Суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые уведомления о приостановлении государственной регистрации РОСРЕЕСТРом приняты в рамках предоставленных ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решений соблюден, основания для его принятия имелись, содержание и форма соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Действий, нарушающих права административного истца со стороны административного ответчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Стрельникова ФИО13 к Управлению росреестра по <адрес> в лице государственного регистратора прав межмуниципального отдела по <адрес> и <адрес> об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий С.Т. Бжассо