Решение по делу № 3а-113/2021 от 21.12.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

по делу № 3а-113/2021 г.

г. Махачкала 21 октября 2021 г.

Верховный Суд Республики Дагестан в составе:

судьи Верховного Суда Республики Дагестан Хавчаева Х.А.,

при секретаре судебного заседания Магомаевой С.И.,

с участием представителя административного истца Манаповой Я.А., представителя административного ответчика ГБУ РД «Дагтехкадастр» Изиева Д.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдулхаликовой Марьям Ахматиловны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Абдулхаликова М.А. обратилась в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , площадью <.> кв.м., кадастровой стоимостью <.> руб., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес> указывая в обоснование, что его рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 10413 000 руб., что подтверждается отчетом оценщика Ильясова А.А. (ООО «Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования») от 15.12.2020 г. № 20/12-292.

Представитель административного истца по доверенности Манапова Я.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, просила установить рыночную стоимость объекта недвижимости в размере, определенном заключением повторной судебной оценочной экспертизы.

Представитель административного ответчика ГБУ РД «Дагтехкадастр» Изиев Д.Б. в судебном заседании заявленные требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, указывая, что отчет оценщика и заключения экспертов не подтверждают рыночную стоимость земельного участка.

Административные ответчики Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, Управление Росреестра по Республике Дагестан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», заинтересованное лицо администрация ГОсВД «город Махачкала», извещенные о месте и времени судебного заседания, что подтверждается уведомлениями о вручении, отчетами об отслеживании почтовых извещений, отчетом о размещении сведений о движении дела на официальном сайте суда в сети интернет, что для лиц, участвующих в деле, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, признается надлежащим извещением (ч.8 ст.96 КАС РФ), своих представителей в суд не направили, об отложении не просили, в связи с чем административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, административному истцу Абдулхаликовой М.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <.> кв.м., расположенный по адресу Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>.

Административным истцом заявлены требования об оспаривании результатов определения очередной государственной кадастровой оценки объекта недвижимости в размере 38349 468, 02 руб., проведенные в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о кадастровой оценке), приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27.11.2019 N 500 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан", вступившим в силу с 1 января 2020 года..

Из представленной в суд выписки из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости усматривается, что актом № 500 от 27.11.2019 в отношении вышеуказанного объекта недвижимости была установлена кадастровая стоимость в размере <.> по состоянию на 1 января 2019 года.

Полагая установленную и внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость необоснованной и не соответствующей его рыночной стоимости, Абдулхаликова М.А. обратилась в суд с настоящим административным иском.

Являясь плательщиком земельного налога, административный истец обладает правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.

В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости данного объекта недвижимости внесены в единый государственный реестр недвижимости 28 января 2020 г., в связи с чем, учитывая факт обращения административного истца в суд с настоящим административным иском 18 декабря 2020 г., установленный законом пятилетний срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости административным истцом не пропущен.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Законом о государственной кадастровой оценке, вступившим в силу с 1 января 2017 г.

Под кадастровой стоимостью объекта недвижимости, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, понимается полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии с чч. 1 и 7 ст. 22 Закона о кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости объектов недвижимости, а также возможность определения кадастровой стоимости объектов недвижимости исходя из его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.

В обоснование заявленных административных исковых требований административным истцом в суд представлен отчет оценщика Ильясова А.А., согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. составляла 10 413000 руб.

Поскольку в нарушение требований п. 10, подп. «б» п.11, п. 22 ФСО № 7 оценщиком не проведено исследование рынка в тех его сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, суд пришел к выводу о том, что представленный отчет не может быть признан доказательством, объективно подтверждающим размер рыночной стоимости рассматриваемого объекта недвижимости, в связи с чем судом по делу назначена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением судебного эксперта общества с ограниченной ответственностью Аудиторская компания «Цестрис-Аудит» Калантарова Д.М. № 010721/Э от 01.07.2021 г. рыночная стоимость вышеуказанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. составляла 13229 211 руб.

В связи с сомнениями в обоснованности заключения эксперта судом по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено другому эксперту.

Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы от 29.09.2021 г. № 59-ОПМх-Э-09-2021, проведенной экспертом ООО Аудиторская фирма «Аудит-Консалтинг» Эбзеевым М.Б., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2184,48 кв.м., расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 г. составляет <.> рублей.

Оценивая указанное экспертное заключение по правилам ст. 84 КАС РФ, суд считает его выводы обоснованными, в связи с чем признает его допустимым и достоверным доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости.

Установленная экспертом в рамках сравнительного подхода к оценке рыночная стоимость земельного участка, использованные объекты-аналоги, примененные корректировки, а также содержащиеся в заключении расчеты не вызывают у суда сомнений в их объективности. Экспертом проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в заключении приведена информация по всем основным ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Изложенная в заключении последовательность определения стоимости объекта оценки понятна, а приведенные расчеты позволяют понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных экспертом методов объекту оценки и определяемому виду стоимости (рыночной). В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Между тем, каких-либо доказательств, опровергающих выводы заключения проведенной по делу повторной судебной оценочной экспертизы административными ответчиками и заинтересованным лицом в суд также не представлено.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения административного искового заявления и установлении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка в размере, установленном заключением проведенной по делу повторной судебной оценочной экспертизы.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является 18 декабря 2020 г., указанная на почтовом штампе конверта, содержащего почтовое отправление, т.е. дата обращения с административным иском в суд.

Согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «ФКП Росрестра» по РД в письме от 13.10.2021 г. № 05-05695-АД/21, и ГБУ РД «Дагтехкадастр» в письме от 19.10.2021 г. № 11.17 исх.-ГКО-1455/1 на запрос суда, 01.06.2021 г. в ЕГРН были внесены сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с «<.>» на «<.>», и актом АЗУ-05/2021/000656 от 16.06.2021 г. кадастровая стоимость установлена в размере <.> руб. по состоянию на 1 июня 2021 г., датой начала применения вышеуказанной кадастровой стоимости является 1 июня 2021 г.

В связи с изложенным и в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, период действия установленной по настоящему административному делу рыночной стоимости земельного участка составляет до 1 июня 2021 г.

Судебные расходы подлежат отнесению на административного истца, поскольку допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью на 46,44% укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца как налогоплательщика.

Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б.Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр».

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ при разрешении настоящего спора в суде юридически значимым обстоятельством являлось определение действительной рыночной стоимости спорного объектав недвижимости.

Судебные оценочные экспертизы проводились по настоящему делу с целью проверки достоверности доказательств, представленных административным истцом в обоснование своих требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

Удовлетворение требований в данном случае не обусловлено установлением фактов нарушения прав административного истца административными ответчиками, в связи с чем расходы по проведению судебных экспертиз подлежат отнесению на административного истца.

Экспертными организациями ООО Аудиторская компания «Цестрис-Аудит» и ООО Аудиторская фирма «Аудит-Консалтинг» заявлено об оплате расходов за проведение судебных оценочных экспертиз в размере 35 000 руб. и 48000 руб., соответственно, в обоснование чего представлена соответствующая калькуляция; представленные расчеты лицами, участвующими в деле, не оспорены, с ними суд соглашается, учитывая объем проведенной экспертом работы, стоимость экспертного часа, указанная в калькуляции, также не превышает стоимости экспертного часа, установленного для государственного экспертного учреждения, заявленные суммы не превышают среднюю оплату экспертам за проведение аналогичных экспертиз в регионе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Абдулхаликовой Марьям Ахматиловны удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <.> кв.м., расположенного по адресу Республика Дагестан, г.Махачкала, <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. на период до 1 июня 2021 г. в размере <.> (<.>) рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 декабря 2020 г.

Взыскать с Абдулхаликовой Марьям Ахматиловны в пользу общества с ограниченной ответственностью Аудиторская компания «Цестрис-Аудит» (ОГРН 1020502522589) за проведенную по делу судебную оценочную экспертизу 35 000 (тридцать пять тысяча) рублей.

Взыскать с Абдулхаликовой Марьям Ахматиловны в пользу общества с ограниченной ответственностью Аудиторская фирма «Аудит-Консалтинг» (ОГРН 1022603620368) за проведенную по делу судебную оценочную экспертизу 48000 (сорок восемь тысяча) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда составлено 4 ноября 2021 г.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан Х.А.Хавчаев

3а-113/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абдулхаликова Марьям Ахматиловна
Ответчики
ГБУ РД "Дагтехкадастр"
Министерство земельных и имущественных отношений РД
ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД
Другие
Манапова Я.А.
Администрация ГОсВД "город Махачкала"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хавчаев Хизри Абдуллаевич
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация административного искового заявления
21.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
09.08.2021Производство по делу возобновлено
25.08.2021Судебное заседание
11.10.2021Производство по делу возобновлено
21.10.2021Судебное заседание
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее