Дело № 2а-202/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 20 января 2022 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Куприяновой Е.Л.,
с участием старшего помощника прокурора города Кумертау Дингизбаевой Г.Г.,
при секретаре судебного заседания Гафаровой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Кумертау Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к интернет-магазину по продаже водительских удостоверений о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <...> РБ обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к интернет-магазину по продаже водительских удостоверений о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению на территории РФ, мотивируя свои требования тем, что в ходе мониторинга сети «Интернет» на предмет выявления запрещенной или ограниченной к распространению информации по электронному адресу <...> выявлен сайт, на котором размещена информация (предложения) о реализации (продаже) «водительских удостоверений без прохождения экзаменов в ГИБДД». Данный сайт принадлежит интернет-магазину «ЗАКАЗАТЬ ПРАВА», электронный адрес<...>. Доступ на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться предложенными услугами может любой Интернет-пользователь. Из содержания информации на вышеуказанном Интернет-ресурсе следует, что водительское удостоверение возможно приобрести дистанционно не проходя экзамены в ГИБДД, без личного присутствия и участия, лишь подав заявку и оплатив стоимость услуги. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобретать водительские удостоверения, фактически способствует совершению преступлений, по использованию подложных документов, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Согласно ст. 2 Федерального закона от <...> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В соответствии с частями 1 и 6 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Руководствуясь ч.2 и 4 ст. 25 Федерального закон от <...> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 данного Федерального закона. Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением, а в предусмотренных данным Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными средствами. Постановлением Правительства РФ от <...> N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами" утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений (далее – Правила), которыми установлен порядок сдачи гражданами квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Пунктом 6 раздела 2 указанных Правил установлено, что экзамены проводятся в форме теоретического и практического экзаменов. Согласно п. 26 раздела 3 Правил российские национальные водительские удостоверения выдаются лицам, достигшим установленного статьей 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" возраста, имеющим соответствующее медицинское заключение, успешно сдавшим экзамены, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил. Таким образом, выдача водительских удостоверений производится на основании сдачи экзаменов кандидатами в водители теоретических знаний и практических навыков в соответствии с установленной законом программой. Указанный выше сайт предлагает получение водительских удостоверений за плату без прохождения установленной законом процедуры обучения и получения права на управление транспортными средствами. В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от <...> N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – ФЗ <...>) коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа. Статьями 290 и 291 УК РФ установлена уголовная ответственность за получение взятки и дачу взятки. В соответствии с ч. 4 ст. 33 УК РФ дано уголовно-правовое определение соучастников преступления - подстрекателя, который, воздействуя на сознание и волю исполнителя, взращивает в нем намерение совершить преступление. Пособником, в соответствии с ч. 5 данной статьи же признается лицо содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Статьей 34 УК РФ установлена ответственность соучастников преступления, которая определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. Уголовная ответственность подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 УК РФ. В соответствии со ст. 30 УК РФ дано уголовно-правовое определение приготовления к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Законодательством РФ предусмотрена уголовная ответственность за воздействие на сознание и волю исполнителя (взращивание в нем намерение совершить преступление), содействовавшее в форме советов, указаний, предоставлением информации. Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к продаже водительских удостоверений, недопустимо, поскольку пропагандирует взяточничество, получение без соответствующих экзаменов подложного документа. В силу ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Статьей 9 Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На момент проверки указатель страниц сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствует (<...>. С учетом приведенных норм закона доступ к информации, размещенной по электронному адресу <...>, должен быть ограничен. В соответствии с пунктом 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> (далее – Правила), Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – запрещенная информация). Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...>. Часть 5 ст. 15.1 Закона и пункт 5 названных Правил определяют, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются:
1) решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией;
2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в Едином реестре отсутствует. Подача заявления прокурором обусловлена необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов государства. Признание вышеуказанной информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, будет являться основанием ограничению доступа к ней полномочным органам.
Просит суд признать информацию, размещенной в сети «Интернет» на сайте https://kumertau.doc-avto.life, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Включить материал, размещенный по указанному электронному адресу в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить принятое по настоящему административному исковому заявлению решение к немедленному исполнению в порядке частей 2,3 статьи 188 КАС РФ путем направления копии вступившего в законную силу решения суда в Управление Роскомнадзора по <...> для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также владельцу домена (сайта) интернет-магазина «ЗАКАЗАТЬ ПРАВА».
Прокурор Дингизбаева Г.Г. в судебном заседании административные исковые требования прокурора <...> поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <...>, будучи извещённым надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие в связи с невозможностью личного участия в судебном заседании.
Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора Дингизбаеву Г.Г., исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что прокуратурой <...> РБ проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации в Российской Федерации, в ходе которой осуществлен мониторинг ресурсов сети «Интернет», выявлен сайт <...> выявлен сайт, на котором размещена информация (предложения) о реализации (продаже) «водительских удостоверений без прохождения экзаменов в ГИБДД».
Данный сайт принадлежит интернет-магазину «ЗАКАЗАТЬ ПРАВА», электронный адрес: <...>
Доступ на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться предложенными услугами может любой Интернет-пользователь.
Из содержания информации на вышеуказанном Интернет-ресурсе следует, что водительское удостоверение возможно приобрести дистанционно не проходя экзамены в ГИБДД, без личного присутствия и участия, лишь подав заявку и оплатив стоимость услуги.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобретать водительские удостоверения, фактически способствует совершению преступлений, по использованию подложных документов, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра сайта в сети Интернет от <...>, справкой по результатам проведенного мониторинга сети Интернет от <...>, скрин-шотами Интернет-страниц сайта.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от <...> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Закон об информации) информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Пунктами 13-14 ст. 2 Закона об информации, определены понятия сайта в сети "Интернет", которым является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; и понятие страницы сайта в сети "Интернет" (интернет-страницы), которая определяется, как часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".
Статьей 9 Закона об информации предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.6 ст.10 Закона об информации запрещается, в частности, распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч.1 и ч.2 ст. 15.1 Закона об информации, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено " (далее реестр), в который включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из положений п.2 ч.5 ст.15.1 Закона об информации следует, что основанием для включения в реестр запрещенной информации, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, содержащаяся на интернет-сайте https://kumertau.doc-avto.life находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, побуждает к совершению действий, за которые предусмотрена ответственность.
Предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по указанному адресу нарушает публичные интересы и способствует совершению преступлений в указанной сфере, фактически способствует совершению преступлений, тем самым могут повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушают публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей побуждение к приобретению водительского удостоверения недопустимо, поскольку пропагандирует получение без представления соответствующих сведений, информации и документов подложного документа.
Поскольку действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенном сайте не оспаривается и установлен судом, суд приходит к выводу, что в силу закона требования прокурора <...> подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанном Интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе, право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, в силу чего, является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Поскольку замедление исполнения судебных решений, являющихся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, нарушающей права граждан, может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам, суд приходит к выводу о необходимости обращения настоящего решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора города Кумертау Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан об ограничении доступа к информации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на электронной странице сайта: <...>, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Решение является основанием для внесения электронной страницы сайта: <...> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», а также владельцу домена (сайта) интернет-магазина «ЗАКАЗАТЬ ПРАВА».
На основании статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Кумертауский межрайонный суд РБ в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующая
Подлинник документа подшит в дело № 2а-203/2022 Кумертауского межрайонного суда РБ.