Судья - Кротов И.И.
Дело № 7-937/2019 / 21-533/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 31 мая 2019 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием защитника Котовой С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника индивидуального предпринимателя Черкасова Алексея Анатольевича - Котовой Светланы Александровны на постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 26 октября 2018 г., решение начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25 декабря 2018 г., решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 22 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Черкасова Алексея Анатольевича
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 26 октября 2018 г. № 02-02/80-18 индивидуальный предприниматель Черкасов Алексей Анатольевич (далее - ИП Черкасов А.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25 декабря 2018 г. № 02-02/80-18-Р, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ИП Черкасова А.А., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Решением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 22 марта 2019 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника Котовой С.А., постановление от 26 октября 2018 г. 02-02/80-18, решение от 25 декабря 2018 г. № 02-02/80-18-Р оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Котова С.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, указывая на неверную квалификацию правонарушения с учетом ущерба в размере 8061325 руб. и наличие возбужденного уголовного дела по факту незаконной рубки, отсутствие вины ИП Черкасова А.А. в совершении вменяемого правонарушения, поскольку выдел был передан подрядной организации для заготовки древесины.
В судебном заседании в краевом суде защитник Котова С.А. жалобу поддержала.
ИП Черкасов А.А. в судебном заседании в краевом суде, извещенный надлежаще, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, иные дополнительно представленные материалы, заслушав защитника Котову С.А., судья краевого суда приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины).
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании договора ** от 18 ноября 2009 г. аренды лесного участка ИП Черкасову А.А. предоставлен в аренду лесной участок общей площадью 6926 га, включая делянку ** в выделе ** квартала ** Гайвинского участкового лесничества ГКУ «Закамское лесничество» (Краснокамский муниципальный район Пермского края) для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов.
Основанием для привлечения ИП Черкасова А.А., согласно постановлению послужили обстоятельства отсутствия контроля за соблюдением требований лесного законодательства при проведении работ по рубке лесных насаждений на арендуемом лесном участке (делянка ** в выделе ** квартала ** Гайвинского участкового лесничества ГКУ «Закамское лесничество» (Краснокамский муниципальный район Пермского края), в результате ненадлежащего контроля за непосредственными исполнителями работ совершена незаконная рубка лесных насаждений, выразившаяся в превышении разрешенного объема рубки лесных насаждений, а также деревьев, не предназначенных для рубки (нарушение породного и возрастного состава вырубаемых лесных насаждений). Так, деревья породы «ель» для заготовки декларировались в объеме 142 куб м, фактически вырублено в объеме 517,46 куб м (375,46 куб м срублено незаконно); деревья породы «пихта» для заготовки не предполагались, фактически вырублено в объеме 10,36 куб м; деревья породы «осина» для заготовки не предполагались, фактически вырублено в объеме 19,1 куб м. Общий объем незаконной рубки древесины составил 404,92 м3, чем причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 8061325 руб. При этом, как указано должностным лицом на ИП Черкасова А.А. в соответствии с договором аренды лесного участка от 18 ноября 2009 г. № ** ИП возложена обязанность контролировать действия лиц осуществлявших отвод лесосеки, заготовку на ней древесины и не допускать с их стороны нарушения лесного законодательства при проведении работ по заготовке древесины.
Судья городского суда, оставляя постановление от 26 октября 2018 г. 02-02/80-18 и решение от 25 декабря 2018 г. № 02-02/80-18-Р без изменения исходил из доказанности совершения правонарушения, указал, что деяние вменяемое ИП Черкасову А.А., выразившееся в ненадлежащем контроле за непосредственными исполнителями лесозаготовительных работ, в результате которых совершена незаконная рубка лесных насаждений, правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Между тем, с указанными выводами судьи городского суда, согласиться нельзя.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, выражается в совершении действий, связанных в частности с незаконной рубкой.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» следует, что под рубкой лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан следует понимать их валку (в том числе спиливание, срубание, срезание, то есть отделение различными способами ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня), а также иные технологически связанные с ней процессы (включая трелевку, частичную переработку и (или) хранение древесины в лесу). Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 Уголовного кодекса Российской Федерации) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что ущерб, причиненный незаконной рубкой древесины по событию которое вменяется ИП Черкасову А.А. составляет 8061325 руб., то есть превышает размер ущерба, установленный для целей квалификации деяния как административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что постановлением от 20 августа 2018 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении неустановленного лица по факту выявления незаконной рубки лесных насаждений в период с 01 февраля 2017 г. по 10 июля 2018 г. в объеме 404, 92 м3 на сумму 8061325 руб. в ГКУ Пермского края «Закамское лесничество» Гайвинского участкового лесничества.
По указанному уголовному делу постановлением от 24 мая 2019 г. за незаконную рубку лесных насаждений в квартале ** выделе ** Гайвинского участкового лесничества ГКУ «Закамское лесничество» с причинением материального ущерба в особо крупном размере на сумму 8061325 руб. в качестве обвиняемого привлечен С.
Доказательств того, что незаконная рубка осуществлялась, в том числе и ИП Черкасовым А.А. в материалах дела не имеется.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ в данном случае выражается в совершении действий по незаконной рубке лесных насаждений в размере не превышающем пять тысяч рублей, доказательств подтверждающих факт осуществления таких действий ИП Черкасовым А.А. не представлено, размер ущерба, причиненный незаконной рубкой превышает пять тысяч рублей, что свидетельствует об отсутствии в действиях ИП Черкасова А.А. вменяемого состава административного правонарушения.
Выводы должностного лица и согласившегося с ним судьи городского суда о квалификации правонарушения по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ в связи с неосуществлением ИП Черкасовым А.А. контроля за соблюдением требований лесного законодательства при проведении работ по рубке лесных насаждений на арендуемом лесном участке и не выполнении обязанности по контролю за действиями лиц осуществлявшими отвод лесосеки, заготовку на ней древесины и не допущения с их стороны нарушения лесного законодательства при проведении работ по заготовке древесины объективную сторону правонарушения изложенного в части 1 статьи 8.28 КоАП РФ не образуют.
Вместе с тем, учитывая, что договором аренды от 18 ноября 2009 г. № ** заключенного с ИП Черкасовым А.А., предусмотрена обязанность арендатора обеспечить охрану лесного участка от незаконных, самовольных рубок леса (пункт 13.11), объективную сторону правонарушения, описанную как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении, относительно контроля со стороны арендатора за действиями лиц осуществлявших отвод лесосеки и заготовку на ней древесины и не допущения с их стороны нарушения лесного законодательства, в действиях ИП Черкасова А.А. усматривается состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
С учетом разъяснений изложенных в пункте 20
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
В данном случае согласно примечаниям статьи 8.25 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Санкция части 4 статьи 8.25 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, тогда как санкция части 1 статьи 8.28 КоАП РФ с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ, предусматривает наказание для должностных лиц в виде штрафа от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей. Указанные обстоятельства с очевидностью свидетельствуют о том, что наказание, предусмотренное частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ будет ухудшать положение ИП Черкасова А.А., поскольку предусмотренный размер штрафа больше чем установленный частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах переквалификация деяния вменяемого ИП Черкасову А.А. невозможна, в связи с чем постановление от 26 октября 2018 г. № 02-02/80-18, решение от 25 декабря 2018 г. № 02-02/80-18-Р, решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 22 марта 2019 г. подлежат отмене, производство по делу прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление начальника отдела лесного надзора и административного производства управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 26 октября 2018 г. № 02-02/80-18, решение начальника управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 25 декабря 2018 г. № 02-02/80-18-Р, решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 22 марта 2019 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Черкасова Алексея Анатольевича прекратить.
Судья - (подпись)