УИД 22RS0071-01-2023-000300-42
РЕШЕНИЕ
г. Яровое 19 марта 2024 года
Судья Яровского районного суда Алтайского края Майер Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 17 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс»,
УСТАНОВИЛ:
Славгородской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пользовании водным объектом в муниципальном унитарном предприятии «Яровской теплоэлектрокомплекс» (далее - МУП «ЯТЭК», Предприятие), по результатам которой 24 июля 2023 года Славгородским межрайонным прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении МУП «ЯТЭК» производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 17 августа 2023 года муниципальное унитарное предприятие «Яровской теплоэлектрокомплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, «МУП ЯТЭК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит названное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь, что при вынесении оспариваемого постановления должностным лицом административного органа не принят во внимание факт наличия в промышленной зоне г. Яровое предприятия АО «Алтайский Химпром», которое может являться источником повышенного содержания загрязняющих веществ в сточных водах, что подтверждается протоколами испытаний № 787 от 25 августа 2022 года и № 836 от 14 сентября 2022 года, декларацией о составе сточных вод за 2022 год АО «Алтайский Химпром», решением Яровского районного суда Алтайского края от 15 мая 2023 года.
Защитник МУП «ЯТЭК» Болдырев Р.О., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Помощник Славгородского межрайонного прокурора Кротова В.А. в судебном заседании просила оставить постановление без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, извещённое о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось.
Заслушав защитника МУП «ЯТЭК», помощника прокурора, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
На основании ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по доводам жалобы (протеста), при этом суд не связан доводами жалобы (протеста).
В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, основанием привлечения к административной ответственности является нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ, нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. При этом количество загрязняющих веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включённых в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчётным путём на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учётом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды», для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, нормативы допустимых сбросов устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчёта нормативов состава сточных вод абонента.
На основании п. 1 ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация). Одновременно с подачей Декларации представляются расчёты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путём установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Требования к охране водных объектов от загрязнения и засорения предусмотрены ст. 56 Водного кодекса РФ.
Согласно данной статье содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы (часть 4). Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6).
В силу п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Материалами дела подтверждается, что МУП «ЯТЭК» осуществляет сброс сточных вод в озеро Большое Яровое на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование № 144 от 4 июня 2021 года peг. № 22-13.02.00.003-О-РСВХ-С-2021-01840/00 от 23 июня 2021 года, срок водопользования до 30 июня 2025 года. Все условия указанного решения являются существенными (п. 4.2).
МУП «ЯТЭК» эксплуатирует следующие объекты негативного воздействия на окружающую среду с присвоением им II категории:
Биологические очистные сооружения - 01-0122-001129-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, Промзона, категория объекта - II, дата постановки на учёт – 28 сентября 2020 года;
Производственная территория № 2 карты гидрозолоудаления, код объекта - 01-0122-001608-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, пл. Предзаводская, 2/19, 2 км восточнее, категория объекта - II, дата постановки на учёт – 2 марта 2017 года;
Производственная территория № 1, ТЭЦ, код объекта - 01-0122-001609-П, адрес местоположения: Алтайский край, г. Яровое, Предзаводская площадь, дом 2/19, категория объекта - II, дата постановки на учёт – 2 марта 2017 года.
По указанным объектам МУП предоставляет декларации о воздействии на окружающую среду с указанием нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ.
Проведённой Славгородской межрайонной прокуратурой проверкой установлены факты сброса МУП «ЯТЭК» сточных вод с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ, установленных Декларацией о воздействии на окружающую среду, через выпуски Т1 (период с 17 января 2023 года по 15 мая 2023 года), Т2 (период с 25 января 2023 года по 11 мая 2023 года), Т 5 (период с 17 января 2023 года по 15 мая 2023 года), Т6 (период с 25 января 2023 года по 11 мая 2023 года), Т 8 (период с 17 января 2023 года по 15 мая 2023 года) и Т9 (период с 17 января 2023 года по 15 мая 2023 года). Указанный вывод сделан на основании представленных протоколов испытаний.
Установленные в ходе проверки обстоятельства осуществления сбросов сточных вод в озеро Большое Яровое, а также само наличие превышения допустимого содержания в стоках загрязняющих веществ заявителем не оспаривается.
Факт совершения МУП «ЯТЭК» вменённого административного правонарушения и его вина подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 24 июля 2023 года, решением о предоставлении водного объекта в пользование № 144 от 6 июня 2021 года, протоколами испытаний, журналом учёта объёма сброса сточных вод в озеро Большое Яровое МУП «ЯТЭК», декларацией о воздействии на окружающую среду МУП «ЯТЭК».
Вышеназванное постановление составлено должностными лицами в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом изложенного привлечение юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13, является законным и обоснованным.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств, надлежаще оценённых с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности для разрешения дела, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
При этом должностным лицом дана оценка протоколам испытаний № 787, утверждённому 30 августа 2022 года, и № 836, утверждённому 20 сентября 2022 года, декларации о составе сточных вод за 2022 год АО «Алтайский Химпром», обстоятельствам установленным решением Яровского районного суда Алтайского края от 15 мая 2023 года.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закреплённых в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 05-050/2023 от 17 августа 2023 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении МУП «ЯТЭК» вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами.
В обжалуемом постановлении должностного лица содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях МУП «ЯТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, не свидетельствуют о неправильном применении должностным лицом норм материального права, основаны на ошибочном толковании закона.
Иные доводы жалобы не опровергают правильность выводов должностного лица, с которыми следует согласиться, а направлены на переоценку исследованных доказательств по делу и не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права.
Постановление о назначении административного наказания в отношении МУП «ЯТЭК» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание МУП «ЯТЭК» назначено в соответствии с санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоА РФ.
При назначении наказания должностным лицом учтены характер совершённого административного правонарушения, отсутствие каких-либо обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Должностным лицом при рассмотрении дела в отношении МУП «ЯТЭК» существенных нарушений требований КоАП РФ, которые ограничили бы гарантированные законом права лица, привлекаемого к административной ответственности, не допущено. Дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Алтайскому краю Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 17 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» оставить без изменения, жалобу муниципального унитарного предприятия «Яровской теплоэлектрокомплекс» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии решения.
Судья Д.И. Майер
Копия верна: судья Д.И. Майер
Решение не вступило в законную силу:________________________________