Дело № 2-2143/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 октября 2020 года город Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре Джамбулаевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского транспортного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Элиста» о понуждении к совершению действий,
установил:
Ставропольский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в ходе осуществленной Ставропольской транспортной прокуратурой проверки исполнения федерального законодательства о безопасности полетов АО «Аэропорт Элиста» установлено, что АО «Аэропорт Элиста» в нарушение ч. 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 4, ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 01 июля 2017 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», Постановления Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 г. № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» в настоящее время АО «Аэропорт Элиста» решение об установлении приаэродромиой территории аэродрома в г. Элисте, утвержденное уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не согласовало. Аэродром гражданской авиации аэропорта Элиста эксплуатируется в отсутствие разработанного проекта приаэродромной территории. АО «Аэропорт Элиста» в марте 2018г. заключен договор с ООО «Астраханский НПК «Биоценоз» на разработку Проекта обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов полета в зоне вылета и посадки воздушных судов. АО «Аэропорт Элиста» в апреле 2018 г. обратилось в Роспотребнадзор с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации. 14 мая 2018г. выдано санитарное заключение о соответствии проекта обоснования размеров расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов для АО «Аэропорт Элиста». 1 апреля 2019г. АО «Аэропорт Элиста» заключен договор на разработку проекта приаэродромной территории. До настоящего времени АО «Аэропорт Элиста» требования Воздушного кодекса и постановления Правительства РФ от 2 декабря 2017г. № 1460 не исполняет. Просит суд обязать АО «Аэропорт Элиста» в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить требования ст. 47 Воздушного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 02 декабря 2017г. № 1460, а именно внести изменения в техническое задание к договору ООО «БАС-технология», предусмотрев в нем заключение Роспотребнадзора и согласование с органами Федерального агентства воздушного транспорта России; разработать проект решения приаэродромной территории; получить заключение Роспотребнадзора; проект решения приаэродромной территории согласовать с Правительством Республики Калмыкия; направить проект приаэродромной территории в Южное МТУ Росавиации.
В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Чуб А.В. поддержал иск, настаивает на его удовлетворении.
Представитель ответчика АО «Аэропорт Элиста» - Онджанов Б.В., Лиджиева Ж.Э.-Г., в судебном заседании исковые требования признали частично. Пояснили, что имеют положительное санитарно-эпидемиологическое заключение приаэродромной зоны по всем семи подзонам. В обоснование доводов соответствующих доказательств суду не представили.
Представитель третьего лица – Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. В удовлетворении исковых требований просит отказать по тем основаниям, что по имеющимся в Южном МТУ Росавиации данным, АО «Аэропорт Элиста» проводит работы по корректировке проекта решения приаэродромной территории, а также получению положительного санитарно-эпидемиологическое заключения. Процедуру установления приаэродромной территории аэродрома Элиста планируется завершить до конца года.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании ч. 5 статьи 4 Федерального закона от 01 июля 2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (Закон № 135-ФЗ) по истечении трехсот шестидесяти дней со дня опубликования названного Федерального закона нарушение приаэродромных требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатации такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона № 135-ФЗ в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного Федерального закона, проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий, в том числе, установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии данного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, осуществляемому с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчет размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» установлено, что Проект решения подготавливается оператором аэродрома и согласовывается с органами государственной власти, а уполномоченный федеральный орган, принявший решение, направляет его копию в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.
Как следует из материалов дела, АО «Аэропорт Элиста» является оператором аэродрома гражданской авиации (сертификат серии 000333 выданный начальником Управления аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта 24 января 2017 г.).
АО «Аэропорт Элиста» в марте 2018г. заключил договор с ООО «Астраханский НПК «Биоценоз» на разработку Проекта обоснования расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов полета в зоне вылета и посадки воздушных судов. В апреле 2018 г АО «Аэропорт Элиста» обратилось в Роспотребнадзор с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектной документации.
14 мая 2018г. «Центром гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» выдано экспертное заключение № 077/02 ФБУЗ, на основании которого 17 мая 2018г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по Республике Калмыкия выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 8.08.09.000.т.000051.05.18 от 17 мая 2018 г. о соответствии проекта обоснования размеров расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны и санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов для АО «Аэропорт Элиста».
1 апреля 2019г. АО «Аэропорт Элиста» заключен договор на разработку проекта приаэродромной территории с ООО «Ноосфера»
Проект приаэродромной территории аэропорта Элиста направлен 19 июня 2019г. в Южное МТУ Росавиации для согласования, 20 июля 2019 г. возвращен на доработку, в связи с его несоответствием требованиям Закона № 135-ФЗ и постановления Правительства РФ от 02 декабря 2017 г. № 1460 по причине отсутствия в проекте предельно абсолютных высот размещения объектов недвижимости в границах полос воздушных подходов и по поверхностям ограничения препятствий в Третьей подзоне.
1 сентября 2019 г. проект приаэродромной территории направлен на согласование ЮМТУ Росавиации.
Во исполнение п. 9 Правил 30 сентября 2019 г. Южному МТУ Росавиации направило проект приаэродромной территории аэропорта Элиста на согласование в Правительство Республики Калмыкия.
Правительство Республики Калмыкия 16 января 2020 г. согласованный проект Решения по проекту приаэродромной территории направлен в Южное МТУ Росавиации.
21 января 2020г. проект Решения направлен Южным МТУ Росавиации в Федеральное агентство воздушного транспорта для утверждения.
18 февраля 2020г. проект решения Федеральным агентством воздушного транспорта возвращен в Южное МТУ на доработку в связи с не соответствием требованиям Правил и Методических рекомендаций по разработке проекта решения об установлении приаэродромных террторий аэродромов гражданской авиации РФ, в связи с отсутствием положительного санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора (письмо руководителя Росавиации от 7 ноября 2019 № Исх-39460/04).
В целях выполнения рекомендацией Росавиации по установлению приаэродромной территории аэродрома Элиста АО «Аэропорт Элиста» 3 июня 2020 г. заключен договор № 053 с ООО «ИжИЦА» на разработку 7-ой подзоны проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Элисты, со сроком выполнения работ не более 6 месяцев с момента подписания Договора. Однако сроки выполнения работ по указанному договору не конкретизированы.
26 мая 2020г. АО «Аэропорт Элиста» заключил с ООО «БАС-технология» договор по разработке и согласованию работ по подзонам № 1, 2, 3, 4, 5, 6. П. 3.3 Договора установлен срок выполнения работ 90 рабочих дней со дня подписания Исполнителем акта приема-передачи документации, указанной в п. 2.3.1 Договора и перечисления 50% предоплаты. Техническое задание к договору не включает в себя получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения по проекту в соотвествтии с п. 7 Правил. В техническом задании отсутствует пункт, предусматривающий согласование проекта с Правительством Республики Калмыкия.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что с момента определенной законом даты исполнения обязанности по разработке проекта приаэродромной территории, названный проект не разработан.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении АО «Аэропорт Элиста» требований ст. 47 Воздушного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 02 декабря 2017г. № 1460.
Невыполнение ответчиком вышеуказанных требований Закона является нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.
Исходя из установленных судом обстоятельств исковые требования Ставропольского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.
Срок согласования проекта, испрашиваемый истцом, по мнению суда, является обоснованным и целесообразным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ставропольского транспортного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Аэропорт Элиста» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования ст. 47 Воздушного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 02 декабря 2017г. № 1460:
- внести изменения в техническое задание к договору ООО «БАС-технология», предусмотрев в нем заключение Роспотребнадзора и согласование с органами Федерального агентства воздушного транспорта России;
- разработать проект решения приаэродромной территории;
- получить заключение Роспотребнадзора;
- согласовать проект решения приаэродромной территории с Правительством Республики Калмыкия;
- направить проект приаэродромной территории в Южное МТУ Росавиации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Г.З. Оляхинова