Решение по делу № 33-7448/2019 от 08.04.2019

Судья А.Ф. Сунгатуллин дело № 33-7448/2019

учет №209г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 мая 2019 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Хасаншина

судей Г.А. Сахиповой, Р.А. Фахрутдиновой,

при секретаре судебного заседания А.А. Ахметовой,

рассмотрела http://10.116.251.11:8079/search/sa_view_doc.php?type=t&id=16400001303151206306931002946747&r=QUFBU2JPQUFMQUFCcnRMQUFV&ext= - word3#word3в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Р. Гимранова на решение Советского районного суда города Казани от 14 февраля 2019 года, которым удовлетворен иск Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан и постановлено: Взыскать с Р.Р. Гимранова в доход федерального бюджета через Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан 268271 руб. 10 коп. расходов, затраченных на обучение и в доход муниципального образования г. Казани государственную пошлину в размере 5882 руб. 71 коп.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчика Р.Р. Гимранова, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан Г.В.Хайруллину, возражавшую против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее – истец УФСИН по РТ) обратилось в суд с иском к Р.Р. Гимранову о взыскании в доход федерального бюджета расходов, затраченных на обучение.

В обоснование требований указывается, что 01 июня 2011 года между сторонами по делу был заключен контракт, по условиям которого ответчик обязался пройти полный курс обучения во Владимирском юридическом институте по очной форме по специальности «Правоохранительная деятельность» и после завершения обучения заключить с истцом контракт о прохождении службы сроком на пять лет на условиях, установленных действующим законодательством о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе, а истец обязался для поступления ответчика в указанное учебное заведение сформировать личное дело как абитуриента и направить его в учебное заведение, после успешного завершения обучения в учебном заведении заключить с ответчиком контракт о прохождении службы на условиях, установленных действующим законодательством о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе.

На основании приказа № 716-лс от 30 июля 2011 года ответчик был зачислен на первый курс Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», которое окончил 01 июля 2016 года.

02 августа 2016 года между сторонами по делу был заключен контракт, по условиям которого ответчик обязался проходить службу в уголовно-исполнительной системе в должности старшего инженера производственного отдела центра трудовой адаптации осужденных в ФКУ ИК-18 УФСИН по РТ, срок контракта определен в пять лет, пунктом 9 контракта определено, что досрочное расторжение контракта по инициативе истца по пункту «д» (в случаях нарушения условий договора по вине ответчика), пунктам «к» и «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации влечет возмещение ответчиком расходов уголовно-исполнительной системе на обеспечение его обмундированием и другим имуществом в сумме, начисленной пропорционально срокам носки обмундирования и использования имущества.

Однако 13 июля 2018 года ответчик на основании поданного им рапорта был уволен по пункту «а» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по собственному желанию, чем нарушил условия контракта о необходимости прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы, прослужив в должности после окончания учебного заведения 1 год 11 месяцев вместо положенных 5 лет (60 месяцев), что влечет обязанность ответчика возместить федеральному бюджету, распорядителем средств которого является истец, расходы по оплате его обучения пропорционально отработанному времени.

С учетом изложенного, уточнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, представитель истца просил суд взыскать с ответчика в счет возмещения расходов на обучение 268271 руб. 10 коп.

Ответчик с иском не согласился.

Суд иск удовлетворил в полном объеме, постановив решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на при принятие решения без документального подтверждения учебным заведением потраченных на его обучение расходов. Полагает, что представленная истцом справка о стоимости обучения не может являться допустимым доказательством, поскольку она была подписана начальником ФЭО подполковником внутренней службы Г.Н. Крыловой, которая является сотрудником ВЮИ УФСИН России по Владимирской области, полномочия которой на подписание данного документа от имени УФСИН России по РТ ничем не подтверждены. Суд первой инстанции не проверил расчеты, представленные истцом. Более того, именно УФСИН России по РТ несло расходы на обучение ответчика, поскольку служебный контракт был заключен именно с Управлением, а не с ФКОУВО «Владимирский юридический институт ФСИН». При этом, перечень оснований для досрочного прекращения служебного контракта установлен в пункте 8. И такое основание как «увольнение по собственному желанию сотрудника» в данном перечне не указано.

Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.

Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

19 июля 2018 г. принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 1 августа 2018 г.

Поскольку правоотношения, связанные с обучением Р.Р.Гимранова в образовательном учреждении ФСИН России, со службой в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, возникли до дня вступления названного Закона в силу и в этом Законе отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент заключения Р.Р.Гимрановым контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 2августа 2009 года, а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 (далее также - Инструкция).

Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76, определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Разделом 5 названной Инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.

Согласно пункту 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем, к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

В силу статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование заявленных требований, подтверждаются материалами по делу, и ответчиком фактически не оспариваются.

Так, на основании приказа №716 от 30 июля 2011 года ответчик был зачислен на первый курс Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний - «ВЮИ ФСИН России», ранее между сторонами был 1 июня 2016 года был заключен контракт, в соответствии с которым ответчик обязался пройти полный курс обучения в учебном заведении, которое окончил 1 июля 2016 года.

2 августа 2016 года стороны заключили контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности старшего инженера производственного отдела центра трудовой адаптации осужденных в ФКУ ИК-18 УФСИН по РТ сроком 5 лет.

Однако, 13 июля 2018 года на основании поданного им рапорта был уволен по пункту «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации по собственному желанию.

Согласно пункту 3.2 контракта, в случаях досрочного расторжения контракта с ответчиком на основании пункта «д» (в случаях нарушения условий договора по вине ответчика), пунктов «к», «л», «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, либо аналогичным основаниям, предусмотренными иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, а также по инициативе ответчика, отказавшегося выполнять условия контракта, последний возмещает фактические расходы по его обучению согласно расчета учебного заведения, в том числе, по обеспечению обмундированием и другим имуществом в сумме, начисленной пропорционально срокам носки обмундирования и использования имущества.

Обучение ответчика в «ВЮИ ФСИН России» было оплачено за счет средств федерального бюджета. ФСИН России финансирует обучение курсантов в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание.

В соответствии с документами, предоставленными по запросу судебной коллегии из «ВЮИ ФСИН России» затраты на обучение Р.Р.Гимранова обучавшегося в период времени с 01 августа 2011 года по 1 июля 2016 года по специальности «правоохранительная деятельность» составили: денежное довольствие 725795 руб. 59 коп., обеспечение вещевым имуществом на сумму 41827 руб. 18 коп., продовольственное довольствие – 81882 руб. 54 коп., а также на оплату профессорско-преподавательского состава- 693249 руб. 83 коп., затраты на оплату коммунальных слуг 44249 руб. 83 коп., всего в сумме 1 587297 руб.

По условиям контрактов, ответчик должна была проходить службу в УФСИН России по Тамбовской области в течение 5 лет (1800 дней), фактически ответчик же проходил службу в течение 1 года 11 месяцев 1 день (695 дней).

Отработанные затраты на обучение пропорционально отработанному времени составляют 562 257 рублей 13 копеек. Неотработанный срок службы составляет 1105 дней, а не неотработанные затраты на обучение составляют 961 руб. 073 коп., которые истец и просил суд первоначально взыскать.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в уточненном виде в размере 268271 руб. 10 коп. суд первой инстанции исходил из их обоснованности, и оснований не согласиться с таким выводом судебная коллегия не имеет.

Нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе не определен. Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса Российской Федерации также не установлен.

Данные обстоятельства позволяют применить правило об аналогии закона, закрепленное в статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и распространить на спорные правоотношения нормы, регулирующие сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, перечисленным в данной норме, в том числе по основанию, приведенному в пункте 2 части 2 статьи 82 этого Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 данного Федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012г. N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (название документа приводится в редакции, действовавшей до 20 марта 2015 г.) (далее - Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение от 28 декабря 2012 г. N1465).

Затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательной организацией высшего образования, образовательной или научной организацией на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от 28 декабря 2012 года N 1465).

В соответствии с пунктом 7 Правил от 28 декабря 2012 года N 1465 в затраты на обучение сотрудника входят на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на амортизацию учебного оборудования в период обучения, на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников, на коммунальные услуги, на услуги связи для целей образовательного процесса.

Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончивших образовательную организацию высшего образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Из произведенного истцом по правилам и формуле, установленным подпунктом «б» пункта 12 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение от 28 декабря 2012 г. N 1465 для случаев расторжения контракта и увольнения в течение 5 лет по окончании обучения сотрудниками образовательной организации высшего образования, расчета следует, что всего сумма затраченных на обучение ответчика средств федерального бюджета составляет 268271 руб. 10 коп.

Данный расчет судом апелляционной инстанции проверен, является математически правильным и оснований для его перерасчета не имеется.

Иные средства (вещевое и продовольственное обеспечение, денежное довольствие), затраченные на ответчика в период прохождения им службы (которая проходила в период обучения в ведомственном образовательном учреждении высшего образования), возмещению не подлежат, поскольку действовавшим на момент прекращения служебных отношений Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (утв. Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 № 269), Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста России от 27.08.2012 N 169), статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации указанное возмещение не предусмотрено.

По указанным основаниям изложенные Р.Р.Гимрановым в апелляционной жалобе доводы отклоняются как не состоятельные, поскольку они выводы суда не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Решение суда по делу требованиям закона не противоречит, постановлено с учетом обстоятельств спора, доводов сторон и представленных ими доказательств. Нормы материального права к спорным правоотношениям сторон применены правильно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Советского районного суда города Казани от 14 февраля 2019 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Р.Р.Гимранова - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-7448/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
УФСИН России по РТ
Ответчики
Гимранов Р.Р.
Другие
ФКОУ ВПО Владимирский юридический институт ФСИН
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сахипова Г. А.
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
29.04.2019Судебное заседание
16.05.2019Судебное заседание
10.04.2019[Гр.] Судебное заседание
29.04.2019[Гр.] Судебное заседание
28.05.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2019[Гр.] Передано в экспедицию
16.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее