Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 04 апреля 2019 года
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего судьи Гасанова Ш.О., при секретаре Магомедовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Поликлиника №» <адрес> об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения РД и ГБУ РД «Поликлиника №» <адрес> об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством.
Иск мотивирован тем, что истец является инвали<адрес> группы в связи с заболеванием - Сахарный диабет 1 типа.
В связи с применением терапии с непрерывным подкожным введением инсулина (инсулиновой «помпы») требуется периодическая замена расходных материалов для инсулиновой помпы, а именно Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и Резервуары к инсулиновой помпе.
Истцу были рекомендованы лечащим врачом в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ следующие медицинские изделия: инфузионные наборы - «Quick-set» 9 мм. или «Sure-T» 6 мм. или «Silhouette» 13 мм, резервуар - «Medtronic» 1.8 или 3.0 мл. Смена указанных изделий каждые 3 дня.
Истец неоднократно обращалась в Поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на медицинские изделия, назначенные врачом. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для получения медицинских изделий, назначенных ей врачом. Однако рецепты не получила.
Истец неоднократно обращалась в Минздрав РД для получения необходимых медицинских изделий. На поданное ДД.ММ.ГГГГ заявление о выдаче медицинских изделий, Минздрав РД требование о выдаче не удовлетворил. Минздрав РД не выдает медицинские изделия, что ставит под угрозу состояние здоровья истца. Так как истец является инвалидом, она должна обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме. В связи с вышеизложенным истец обратилась в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО3 просил суд обязать ГБУ РД «Поликлиника №» при каждом обращении истца выдавать бесплатные рецепты на медицинские изделия по медицинским показаниям, согласно перечню медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать истца медицинскими изделиями по медицинским показаниям, согласно перечню медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения РД ФИО4 возражал против удовлетворения иска, пояснил, что для получения лекарственной помощи по данному направлению гражданину необходимо: подтверждение региональной льготы (наличие соответствующего диагноза или льготы, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»); рецепт, выписанный по месту жительства лечащим врачом, на лекарственное средство.
Министерство здравоохранения РД в соответствии с действующим законодательством не осуществляет выписку рецептов установленной формы. Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.
Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р. В заявке на истца не было этих препаратов, они будут включаться в дополнительные заявки. По этой же причине нет оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда, поскольку с момента утверждения Распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ прошло незначительное количество времени, закупка препаратов происходит в течение не менее 50 дней, таким образом, факт причинения морального вреда истцом не обоснован.
Представитель ГБУ РД «Поликлиника №» по доверенности ФИО5 пояснил, что поликлиника № не может иметь никакого имущественного интереса в том, чтобы отказывать в выдаче бесплатных рецептов на медицинские изделия, так как это никаким образом не затрагивает имущественные интересы Поликлиники №. При обращении пациентов, Поликлиника № выдает рецепты на медицинские изделия. Необоснованным является также требование о выплате морального вреда, так как истцом не доказана сумма морального ущерба.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст.11 ГК РФ, каждому гражданину гарантирована судебная защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав.
В силу требований п. 1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельных категорий граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Основах здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании ст.ст. 2, 20, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п. 10 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 403 «О порядке ведения федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожаюшим и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, а также правила ведения Федерального регистра лиц. страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, включенными в Перечень.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что истец является инвали<адрес> группы в связи с заболеванием - Сахарный диабет 1 типа.
В связи с применением терапии с непрерывным подкожным введением инсулина (инсулиновой «помпы») требуется периодическая замена расходных материалов для инсулиновой помпы, а именно Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и Резервуары к инсулиновой помпе.
Истцу были рекомендованы лечащим врачом в ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ следующие медицинские изделия: инфузионные наборы - «Quick-set» 9 мм или «Sure-T» 6 мм или «Silhouette» 13 мм, резервуар - «Medtronic» 1.8 или 3.0 мл. Смена указанных изделий каждые 3 дня.
Истец неоднократно обращалась в Поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на медицинские изделия, назначенные врачом. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для получения медицинских изделий, назначенных ей врачом. Однако рецепты не получила.
Согласно п. 8 статьи 6.1. ФЗ № «О государственной социальной помощи» Инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно п. 1 ч. 1. ст. 6.2. ФЗ № в состав набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
Пункт 4 части 2 статьи 73 Закон №-Ф3 обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Порядка назначения и выписывания медицинских изделий (Приложение № к приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1181 н) Назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации.
Таким образом, Поликлиника нарушила требования законодательства о выдаче бесплатного рецепта, и тем самым не обеспечила истца данным рецептом.
Истец неоднократно обращалась в Минздрав РД для получения необходимых медицинских изделий. На поданное ДД.ММ.ГГГГ заявление о выдаче медицинских изделий, Минздрав РД требование о выдаче не удовлетворил. Минздрав РД не выдает медицинские изделия, что ставит под угрозу состояние здоровья истца. Так как истец является инвалидом, она должна обеспечиваться всеми лекарственными средствами бесплатно, регулярно и в полном объеме.
Минздрав РД не принимает меры в выдаче некоторых назначенных лекарств и не в полном объеме выдает лекарства.
В нарушение статей 2, 41 Конституции Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органами государственной власти Республики Дагестан не обеспечивают ФИО1 надлежащим образом необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых конституционных прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение.
Частью 9 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В п.п. 10 п. 1 ст. 16 Закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Положением о Министерстве здравоохранения РД, утвержденным постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям Министерства здравоохранения РД отнесены, в частности: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; организация оказания населению Республики Дагестан первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях РД.
В целях обеспечения конституционных прав граждан в РД на получение бесплатной медицинской помощи, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2003г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией", разработка Программы, которым установлен Порядок и условия предоставления медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке, перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Программы.
Согласно Порядка обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, донорской кровью и ее компонентами, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий" и форм оказания медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 239 Министерство здравоохранения Республики Дагестан:
- является органом исполнительной власти Республики Дагестан обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в <адрес>;
- разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции систему мер по охране здоровья населения, включая организацию оказание медицинской помощи населению;
- определяет потребность в лекарственных средствах, в том числе объемах поставок этой продукции для государственных нужд Республики Дагестан.
Таким образом, на Минздрав РД возложена обязанность по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
В соответствии со статьей 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Закона №-Ф3 основными принципами охраны здоровья являются:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; - приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; - социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; - доступность и качество медицинской помощи; - недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно разъяснению, содержащемуся в Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-О, в случае недостаточности собственных средств субъектов Российской Федерации для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Следовательно, обеспечение ФИО1 медицинскими препаратами по назначению врача должно производиться за счет средств бюджета Республики Дагестан.
Отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, с учетом норм законодательства, следует вывод, что Министерство здравоохранения РД должно выполнить обязанность по обеспечению ФИО6 лекарственными препаратами назначаемых врачом.
ФИО1 вправе получить, назначенное лекарственное средство в силу указанных выше норм действующего законодательства. Иное применение данных нормативных правовых актов означает снижение уровни гарантий в области охраны здоровья и противоречит положениям Конституции РФ, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», которые не содержат каких-либо ограничений в области охраны здоровья граждан. Таким образом, в этой части исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец так же просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд признает, что необходимо обратить решение к немедленному исполнению, поскольку откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
Истец просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на котрые ссылается в обоснование своих требований.
Учитывая то обстоятельство что Распоряжение Правительства РФ №-р утверждено ДД.ММ.ГГГГ, между процедурой закупки и доведением лекарства до пациента проходит не менее 50 дней, а исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, суд считает, что на момент подачи иска в суд задержка выдачи лекарственных средств не имела место, нанесения со стороны ответчиков физических либо умышленного причинения нравственных страданий истцу не установлено, суд считает требования о компенсации морально вреда подлежащими отклонению.
Исходя из положений изложенных норм действующего законодательства и приведенных разъяснений, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их согласованности и полноте, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Министерству здравоохранения РД об обязании обеспечить бесплатным лекарственным средством удовлетворить частично.
Обязать ГБУ РД «Поликлиника №» <адрес> при каждом обращении ФИО1 выдавать бесплатные рецепты на медицинские изделия по медицинским показаниям, согласно перечню медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать ФИО1 медицинскими изделиями по медицинским показаниям, согласно перечню медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Ш.О.Гасанов