Дело № 3а-33/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Курган 24 января 2018 г.
Курганский областной суд в составе:
председательствующего Лукиных Л.П.,
при секретаре Емелиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ведерникова И.Н. к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Администрации г. Кургана об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости,
установил:
Ведерников И.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Администрации г. Кургана (далее – Управление Росреестра по Курганской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области), Администрации г. Кургана об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. В обоснование административного иска указал, что на праве собственности ему принадлежит земельный участок с кадастровым №, из земель населенных пунктов – для реконструкции жилого дома под объект административно-делового назначения, площадью <...> кв. м, расположенного по <адрес>. Кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка установлена в размере 3919 015 руб. 98 коп. На основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта <...> № 02-12/2012 от 4 декабря 2017 г. рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 537 757 руб. Полагал, что в связи с несоответствием внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости данного объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушаются права административного истца, как собственника. Учитывая изложенное, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым №, в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 537 757 руб.
Административный истец Ведерников И.Н. в судебном заседании не участвовал. О времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, что подтверждено телефонограммой.
Представители административных ответчиков Правительства Курганской области, Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых извещений. В письменных отзывах ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, разрешение иска оставили на усмотрение суда.
Представителем ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области до судебного заседания заявлено письменное ходатайство об исключении ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» из числа административных ответчиков, которое судом удовлетворено, определен процессуальный статус в качестве заинтересованного лица. В письменном отзыве разрешение иска оставлено на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Кургана в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен, что подтверждено уведомлением о вручении почтового извещения.
В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Изучив доводы административного искового заявления, отзывы на иск, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, Ведерникову И.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, из земель населенных пунктов – для реконструкции жилого дома под объект административно-делового назначения, площадью <...> кв. м, расположенного по <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена на основании постановления Правительства Курганской области № 454 от 26 сентября 2011 г., которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области, а также средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость принадлежащего Ведерникову И.Н. земельного участка по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 3919 015 руб. 98 коп.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта <...> № 02-12/2012 от 4 декабря 2017 г. по состоянию на 1 января 2010 г. рыночная стоимость земельного участка, с кадастровым №, составила 537 757 руб.
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о расхождении кадастровой стоимости данного земельного участка по данным Единого государственного реестра недвижимости и его рыночной стоимости и, следовательно, обоснованности доводов административного истца о том, что результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права.
Частью 1 ст. 245 КАС РФ установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», что установлено в ст. 70 ЗК РФ.
На основании ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка (п.п. 1, 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 г.
На основании данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.п. 2, 4, 10 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости с учетом уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В силу ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в ст. 248 КАС РФ.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2010 г.
С учетом изложенного, именно на эту дату – 1 января 2010 г. в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.
На основании ст. 12 Федерального закона № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов представленного в материалы дела отчета об оценке рыночной стоимости объекта <...> № 02-12/2012 от 4 декабря 2017 г. об определении рыночной стоимости земельного участка участвующими в деле лицами не опровергнута, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Данный отчет содержит подробное описание проведенного исследования, обоснование использованных методик и полученных выводов.
Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Отчет составлен оценщиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Положительным экспертным заключением <...> № 651/12/017 от 11 декабря 2017 г. установлено соответствие указанного отчета оценщика действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы оценщика недостоверными.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Ведерниковым И.Н. административных исковых требований об установлении по состоянию на 1 января 2010 г. кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым №, из земель населенных пунктов – для реконструкции жилого дома под объект административно-делового назначения, площадью <...> кв. м, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 537 757 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180, 245-249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Ведерникова И.Н. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, поступившее в Курганский областной суд 26 декабря 2017 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым №, из земель населенных пунктов – для реконструкции жилого дома под объект административно-делового назначения, площадью <...> кв. м, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 537 757 руб. по состоянию на 1 января 2010 г.
Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья Л.П. Лукиных