КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Шеходанова О.К. Дело № 33-11488/2022
УИД 24RS0035-01-2022-001198-63
А-2.070г
28 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.
судей Беляковой Н.В., Киселевой А.А.
при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.
рассматривая в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Татьяны Васильевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю Рамбургер О.А.
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 01 июля 2022 года, которым постановлено:
«Исковое требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Татьяны Васильевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности, удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 13.01.2022 об отказе в установлении пенсии Барановой Татьяне Васильевне, незаконным.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю обязанность включить Барановой Татьяне Васильевне, 18 декабря 1976 года рождения уроженки с. Шишино Минусинского р-на Красноярского края в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: в должности медицинской сестры в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь» с 25.06.1999 по 23.08.1999 – 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в Оздоровительно - лечебном комплексе ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь» с 29.11.1999 по 30.01.2002 – 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в Закрытом акционерном обществе «Сывел» с 06.09.1999 по 27.10.1999 – 2 месяца 6 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца).
В удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Татьяны Васильевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности назначить Барановой Татьяне Васильевне пенсию по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23.12.2021, отказать.»
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Барановой Т.В. с требованиями к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы в должности медицинской сестры в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь» с 25.06.1999 по 23.08.1999 – 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь» с 29.11.1999 по 30.01.2002 – 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в ЗАО «Сывел» с 06.09.1999 по 27.10.1999 – 2 месяца 6 дней (исчисляя 1 год как 1 год 3 месяца).
Требования мотивированы тем, что 23 декабря 2021 года материальный истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако решением ответчика от 28 июля 2021 года в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ для досрочного назначения страховой пенсии, при этом в стаж на соответствующих видах работ не зачтены спорные периоды работы Барановой Т.В. Данный отказ прокурор считает незаконным, так как в период с 25.06.1999 по 30.01.2002 Баранова Т.В. работала в должности медицинского работника, в учреждении, осуществляющем медицинскую деятельность, что дает ей право на назначение пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Поскольку Баранова Т.В. работала в медико-санитарной части Санатория «Тесь», расположенного в Минусинском районе, то есть, в сельской местности, то в стаж ее работы спорные периоды работы должны быть зачтены как 1 год работы за 1 год 3 месяца.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю Рамбургер О.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя пенсионного органа Чернявскую Л.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав процессуального истца прокурора Андрееву А.Г., пояснившую, что согласна с решением суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, указано, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, начиная с 01 ноября 1999 г. засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
В разделе "Наименование должностей" Списка поименованы врачи – фельдшер, медицинская сестра, в разделе "Наименование учреждений" данного Списка указаны: больницы всех наименований, в том числе медико- санитарная часть.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Как видно из дела, Баранова Т.В. 25.06.1999 была принята на должность медицинской сестры в оздоровительно - лечебный комплекс ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь», уволена 23.08.1999 по истечении срочного трудового договора. 06.09.1999 принята на должность дежурного фельдшера медсанчасти Закрытого акционерного общества «СыВел», уволена по собственному желанию 27.10.1999. 29.11.1999 принята фельдшером оздоровительного лагеря «Солнечный-2» в оздоровительно - лечебный комплекс ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь», уволена 30.01.2002 по собственному желанию.
23.12.2021 Баранова Т.В. обратилась в отделение Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОПФР по Красноярскому краю от 13.01.2022 истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием стажа работы 30 лет, при зачтенном стаже 28 лет 5 месяцев 15 дней. Отделением Пенсионного фонда не зачтены периоды: с 25.06.1999 по 23.08.1999 – 2 месяца 14 дней (исчисление 1 год за 1,3 года) в должности медицинской сестры в оздоровительном лечебном комплексе «Тесь», с 29.11.1999 по 30.01.2002- в должности фельдшера в оздоровительном лечебном комплексе ОАО «Агростроительный комплекс «Тесь», с 06.09.1999 по 27.10.1999 – 2 месяца 6 дней (1 год за 1,3 года) фельдшер в ЗАО «Сывел».
Не согласившись с данным решением, Баранова Т.В. обратилась с иском в суд.
Суд, принимая решение об удовлетворении требований Барановой Т.В., исходил из того, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что ответчиком вышеуказанные спорные периоды неправомерно не зачтены в льготный стаж истицы.
Соглашаясь с выводом суда в части неправомерного отказа во включении в льготный стаж истицы периода ее работы с 06.09.1999 по 27.10.1999 – 2 месяца 6 дней в ЗАО «Сывел» в должности фельдшера, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о неправомерности действий ответчика в части невключения в льготный стаж Барановой Т.В. периоды ее работы с 25.06.1999 по 23.08.1999 – 2 месяца 14 дней в должности медицинской сестры в оздоровительном лечебном комплексе «Тесь», с 29.11.1999 по 30.01.2002 - в должности фельдшера в оздоровительном лечебном комплексе ОАО «Агростроительный комплекс «Тесь».
Так, удовлетворяя требования истца о включении в льготный стаж период работы с 06.09.1999 по 27.10.1999 – 2 месяца 6 дней в ЗАО «Сывел» в должности фельдшера и включая его в льготном исчислении как один год работы за 1 год и 3 месяца, поскольку работа истицы протекала в сельской местности, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 года №1000 была утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения. Разделом №1 «лечебно-профилактические учреждения» предусматривались санатории.
Санатории входили в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утвержденную Приказом МЗ РФ от 3 ноября 1999 года № 395.
Пунктом 3 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства № 1066 от 22 сентября 1999 года предусмотрена медико-санитарная часть.
Как видно из исторической справки ЗАО «СыВел», предметом его деятельности является лечебно-профилактическая деятельность, в том числе санаторно-курортная, амбулаторно-поликлиническая, стационарная, в том числе в системе обязательного медицинского образования.
Из положения о лечебно-профилактическом учреждении «Санаторий Тесь» ЗАО «СыВел» следует, что в его структуру входили бальнеологическая лечебница, детский санаторный лагерь, отделение для взрослых и детей и медико-санитарная часть с амбулаторно-поликлиническим и стационарным отделением. Как видно из штатного расписания медперсонала ЛПУ «Санаторий Тесь» ЗАО «СыВел», они предусматривали должность фельдшера.
Согласно штатного расписания ЗАО «СыВел» за период с 1 сентября 1999 года по 30 июня 2000 года, медицинская служба территориального медицинского объединения «Санаторий Тесь» включает в себя медико-санитарную часть, в которой предусмотрена ставка фельдшера, в качестве среднего медицинского персонала, при этом ЗАО «СыВел» имело лицензию на медицинскую деятельность.
Также судом объективно учтено, что в 1999 году медико-санитарная часть являлась лечебно-профилактическим структурным подразделением, так как входила в структуру учреждения здравоохранения - санаторий, организованного ЗАО «СыВел». В указанный период действовал Список, утвержденный СМ РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, предусматривавший включение в льготный стаж периодов работы среднего медицинского персонала за период до 1 ноября 1999 года.
В дальнейшем в соответствие со Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1066 предусматривалось включение в льготный стаж периодов работы в должности фельдшера.
Кроме того, поскольку в ходе рассмотрения дела было достоверно установлено, что работа истицы протекала в сельской местности, то в силу действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, судом правомерно указано, что данный стаж должен исчисляться как 1 год за 1 год 3 месяца.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда в вышеуказанной части обоснованным, в связи с чем, несостоятельными доводы апелляционной жалобы о признании решения в данной части незаконным.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы ответчика о необоснованности выводов суда о включении в льготный стаж истицы периодов работы с 25.06.1999 по 23.08.1999 – 2 месяца 14 дней в должности медицинской сестры в оздоровительном лечебном комплексе ОАО «Агростроительный комплекс «Тесь», с 29.11.1999 по 30.01.2002 - в должности фельдшера в оздоровительном лечебном комплексе ОАО «Агростроительный комплекс «Тесь» по следующим основаниям.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судебная коллегия считает, что судом не было учтено, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии со Списками № 464 от 06.09.1991г., № 1066 от 22.09.1999 года и № 781 от 29.10.2002г. предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях. При этом, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Как видно из дела, а именно из Устава ОАО «Аграрно-строительный комплекс «Тесь», целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. В качестве основных видов деятельности являются осуществление жилищного и гражданского строительства, перерабатывающее производство сельскохозяйственной продукции, заготовка и переработка древесины для нужд строительства, производство строительных материалов из деловой древесины, транспортные услуги, услуги по перевозке грузов, осуществление торгово-закупочной деятельности через сеть собственных торговых предприятий, внешнеэкономическая деятельность.
Судом было правильно установлено, что в спорный период с 25.06.1999 по 23.08.1999 и с 29.11.1999 по 30.01.2002 истец работала в должности медицинской сестры и фельдшера в оздоровительно-лечебном комплексе ОАО «Агростроительный комплекс «Тесь», являющимся его структурным подразделением.
Между тем, судом не учтено, что из действующего в спорный период Списка № 464, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1991г., а также из действующих позднее Списков от 22.09.1999 года №1066, от 29.10.2002 г. N 781, усматривается, что в разделе "Наименование учреждений" такие наименования учреждений, как открытое акционерное общество не предусмотрено.
Кроме того, ни данное структурное подразделение предприятия, ни само предприятие ОАО «Агростроительный комплекс «Тесь», не являются учреждением здравоохранения, поскольку правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с нормами ГК РФ и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, судебная коллегия полагает, что суд, несмотря на то, что у данной организации имелась лицензия на осуществление медицинской деятельности по виду первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь и амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь детскому населению, не учел, что входящее в акционерное общество структурное подразделение - оздоровительно-лечебный комплекс - не может являться учреждением здравоохранения, в связи с чем, необоснованно указал на наличие правовых оснований для признания незаконным решения ответчика от 13.01.2022 и возложении на него обязанности включить в специальный стаж Барановой Т.В. спорный период работы с 25.06.1999 по 23.08.1999 и с 29.11.1999 по 30.01.2002 в должности медицинской сестры и фельдшера, соответственно, в оздоровительно-лечебном комплексе ОАО «Агростроительный комплекс «Тесь».
Также судом оставлено без внимания, что правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяет выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов) (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определенных пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными; периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30, со статьей 31 и с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (подпункт 10.1, 10.2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Статьей 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации не вправе самостоятельно без документального подтверждения вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в отношении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как видно из дела, Баранова Т.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 07.12.1998 года.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при удовлетворении требований истицы о включении в льготный стаж периоды работы с 25.06.1999 по 23.08.1999 и с 29.11.1999 по 30.01.2002 в должности медицинской сестры и фельдшера, соответственно, в оздоровительно-лечебном комплексе ОАО «Агростроительный комплекс «Тесь» не дал оценки тому, что за вышеуказанные спорные периоды страховые взносы работодателем не только не уплачивались, но и не начислялись, сведения о работе в льготных условиях для отражения в индивидуальном лицевом счете работодателем не подавались, в связи с чем, наличие записи в трудовой книжке о спорном периоде работы истицы не может являться безусловным основанием для включения их в льготный стаж.
При этом, суд не учел, что истица с иском к работодателю об исправлении внесенных в ИЛС сведений не обращалась, несмотря на то, что данная организация была ликвидирована только в 2022 году.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда в данной части подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении требований Барановой Т.В. о назначении пенсии с 23.12.2021 года, поскольку правовых оснований для их удовлетворения не имеется, так как истицей не выработан необходимый 30-летний стаж.
Вместе с тем, судебная коллегия с учетом вышеизложенного считает, что указание суда о праве истицы на льготную пенсию с учетом отложенного права в 2022 году является необоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит неправомерным вывод суда о признании незаконным решение ответчика от 13.01.2022 года об отказе в установлении пенсии Барановой Т.В., в связи с чем, решение суда в данной части подлежит отмене, с принятием решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 01 июля 2022 года в части удовлетворения требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Татьяны Васильевны о признании решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 13.01.2022 об отказе в установлении пенсии Барановой Татьяне Васильевне, незаконным, возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю обязанность включить Барановой Татьяне Васильевне, 18 декабря 1976 года рождения, уроженки с. Шишино Минусинского р-на Красноярского края в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: в должности медицинской сестры в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь» с 25.06.1999 по 23.08.1999 – 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь» с 29.11.1999 по 30.01.2002 – 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), отменить.
Принять в данной части новое решение: «В удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Татьяны Васильевны о признании решения Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 13.01.2022 об отказе в установлении пенсии Барановой Татьяне Васильевне, незаконным, о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю обязанность включить Барановой Татьяне Васильевне, 18 декабря 1976 года рождения, уроженки с. Шишино Минусинского р-на Красноярского края в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по подпункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: в должности медицинской сестры в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь» с 25.06.1999 по 23.08.1999 – 2 месяца 14 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), в должности фельдшера в оздоровительно - лечебном комплексе ОАО «Аграрно-строительный комплекс Тесь» с 29.11.1999 по 30.01.2002 – 2 года 8 месяцев 19 дней (исчисляя 1 год работы в этой должности как 1 год 3 месяца), отказать.»
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю Рамбургер О.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Киселева А.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 октября 2022 года.