Решение по делу № 33-2151/2024 от 31.05.2024

        Председательствующий по делу                                                    Дело №33-2151/2024

        Судья Рудакова А.И.                                         (№ дела в суде 1-й инст. 2-2058-2024)

УИД 75RS0001-02-2024-001382-20

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,

судей Епифанцевой С.Ю., Погореловой Е.А.

при секретаре Мокиной М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 04 июля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Могочинского межрайонного прокурора в интересах Лоншаковой Е. Ю. к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по обеспечению техническим средством реабилитации,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Рыжкиной Е.И.

на решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ОГРН 1027501150588) в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Лоншакову Е. Ю. () техническими средствами реабилитации – <данные изъяты>

         Заслушав доклад судьи Казакевич Ю.А., судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском в интересах Лоншаковой Е.Ю., ссылаясь на следующие обстоятельства.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что Лоншакова Е.Ю. является <данные изъяты>, до настоящего времени не обеспечена <данные изъяты>

Согласно <данные изъяты> положены Лоншаковой Е.Ю. <данные изъяты> однако Лоншакова Е.Ю. за 2023 год не обеспечена в <данные изъяты>

На основании изложенного, просил суд обязать ответчика предоставить Лоншаковой Е.Ю. <данные изъяты> в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда (л.д. 6-8).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 40-42).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Рыжкина Е.И. просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать.

Указывает, что в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов ТСР, утв. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240, предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов ТСР носит заявительный характер.

Обеспечение ТСР возможно исключительно в рамках заключаемых контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Порядок заключения контрактов подробно регламентирован, в связи с чем установленный судом срок обеспечения Лоншаковой Е.Ю. ТСР в течение 30 дней не основан на законе.

Согласно письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.06.2015 №13-3/10/В-4473 обеспечение инвалидов ТСР, в том числе <данные изъяты> за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлые периоды. Данная позиция отражена в определении ВС РФ от 29.08.2016 №50-КГ16-9. В таком случае право инвалида реализуется путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011№57н.

Таким образом, Лоншакова Е.Ю. в случае самостоятельного приобретения ТСР вправе получить компенсацию. Возложение судом обязанности по обеспечению материального истца ТСР за прошлый период не основано на законе (л.д. 47-49).

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Шестакова А.В. указывает на то, что на основании заявления Лоншаковой Е.Ю. от <Дата> и в соответствии с ИПРА от <Дата> она являлась получателем государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации в виде <данные изъяты> осуществляется с учетом даты последнего получения и ранее выданного количества. Согласно отчетной документации полученной от соисполнителя, в рамках заключенного государственного контракта Лоншакова Е.Ю. обеспечена <данные изъяты> Лоншаковой Е.Ю. разработана ИПРА По состоянию на <Дата> заявление на предоставление государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации в виде <данные изъяты> от Лоншаковой Е.Ю. в адрес ответчика не поступало.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 55-56).

Материальный истец Лоншакова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом. Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее ГПК) Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав процессуального истца прокурора Пешкову А.Б., представителя ответчика Баранчугову И.В., судебная коллегия приходит к следующему.

В судебном заседании процессуальным истцом представлены заявления Могочинского межрайонного прокурора и Лоншаковой Е.Ю. об отказе от части заявленных требований – об обеспечении истца ТСР в виде <данные изъяты> в связи с добровольным исполнением требований ответчиком.

В силу ст. 39 ГПК Российской Федерации истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 326.1 ГПК Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения.

Согласно части 2 статьи 326.1 ГПК Российской Федерации порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В случае признания ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании абзаца 3 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 ГПК Российской Федерации).

В силу статьи 221 ГПК Российской Федерации производство по делу прекращается определением суда, в котором указывается, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив заявления процессуального и материального истцов об отказе от части исковых требований, учитывая, что частичный отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, полагает, что отказ от части иска может быть принят судом.

Последствия отказа от искового заявления, предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальному и процессуальному истцу разъяснены и понятны.

При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу. В связи с чем решение суда в части возложения обязанности на ответчика обеспечить Лоншакову Е.Ю. техническим средством реабилитации – кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) подлежит отмене с прекращением производства по делу в данной части.

В ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приведено понятие социальной защиты инвалидов.

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов (ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Реабилитация инвалидов предусматривает, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Частью 1 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на органы Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Минтруда России от 26.07.2023 № 603н.

Между тем районный суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что Лоншакова Е.Ю. была лишена принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление ее права возможно только путем предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время.

Поскольку Лоншкова Е.Ю. не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации – <данные изъяты> ее право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Минтруда России от 26.07.2023 № 603н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", а у суда первой инстанции в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить Лоншакову Е.Ю. техническими средствами реабилитации в натуре за прошедший период.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на ответчика обеспечить Лоншакову Е.Ю. техническим средством реабилитации – <данные изъяты>, нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.

Руководствуясь статьями 173, 220, 221, 326.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

принять от Могочинского межрайонного прокурора отказ от исковых требований, заявленных в интересах Лоншаковой Е. Ю. в части требований об обеспечении техническим средством реабилитации – <данные изъяты>).

Решение Центрального районного суда <адрес> от <Дата> в части удовлетворения требований прокурора об обеспечении Лоншаковой Е. Ю. техническим средством реабилитации – кресло-стул с санитарным оснащением (без колес) – отменить, производство по делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Могочинского межрайонного прокурора в интересах Лоншаковой Е.Ю. об обеспечении техническим средством реабилитации – <данные изъяты>

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Председательствующий:

Судьи:

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено <Дата>.

33-2151/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лоншакова Елена Юрьевна
Могочинский межрайонный прокурор
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Казакевич Юлия Александровна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
03.06.2024Передача дела судье
25.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2024Передано в экспедицию
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее