Гражданское дело №2-274/2024
24RS0001-01-2024-000425-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года п. Абан
Абанский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Фёдоровой О.В.,
при секретаре Ящук Ю.В.,
с участием помощника прокурора Абанского района Вахитова Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Абанского района в интересах муниципального образования Березовский сельсовет Абанского района Красноярского края к Фильберт Елене Васильевне о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Абанского района в интересах муниципального образования Березовский сельсовет Абанского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Фильберт Е.В. о взыскании неустойки в размере 71782,50 рублей, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Абанского района во исполнение поручения прокуратуры Красноярского края от 15.05.2024 № 07/4-01-2024 «Об активизации надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в рамках которой проведен мониторинг банка судебных решений Арбитражного суда Красноярского края. Проверкой установлено, что согласно решению Арбитражного суда Красноярского края от 10.07.2023 по делу № А53-12193/23 удовлетворены требования ООО «Стройкомсервис» к администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края. Вступившим в законную силу указанным судебным актом установлено, что между ООО «Стройкомсервис» и администрацией Березовского сельсовета Абанского района заключен муниципальный контракт от 03.09.2021 № 412, согласно п. 1 предметом которого является приобретение контейнеров для ТКО в количестве 15 штук по цене 8 500 руб. за единицу согласно Спецификации, согласно п. 2.1 цена контракта составляет 127 500 руб. Пунктом 4.2 предусмотрен срок поставки товара с момента подписания контракта и до 30.11.2021. В соответствии с п. 3.1 безналичный расчет по факту приема поставленного товара, при предъявлении счета на оплату и товарной накладной, после подписания заказчиком актов сдачи-приемки товара, не позднее 31.12.2021. Согласно п. 11.2 в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик праве потребовать уплату неустоек (штрафов, пеней) в размере 0,3 % от суммы задолженности. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. В силу п. 11.3 стороны обязуются исполнять обязательства по настоящему контракту в точном соответствии с его содержанием, в полном объеме и своевременно. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. В целях исполнения муниципального контракта № 412 ООО «Стройкомсервис» 20.09.2021 выполнил обязательства по поставке товаров, а именно поставил администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края контейнеры для ТКО в количестве 15 штук по цене 8 500 руб. за единицу. Претензий по качеству и ассортименту поставленного товара от администрации Березовского сельсовета не поступило. Арбитражным судом Красноярского края при рассмотрении дела установлен факт ненадлежащего исполнения администрацией Березовского сельсовета обязательств по оплате долга за период с 11.01.2022 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 22.05.2023, на основании чего решением суда исковые требования о взыскании неустойки в сумме 39 652,50 руб. удовлетворены, а также удовлетворены требования о взыскании неустойки в размере 0,1 % начисленной на сумму долга 127 500 руб. с 23.05.2023 по день исполнения обязательств по оплате долга за каждый день просрочки. Указанное решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу, исполнено администрацией Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края согласно представленным платежным документам № 126216 (оплата на сумму 71 782,50 руб.), № 126217 (оплата на сумму 127 500 руб.) от 29.01.2024. В период действия вышеуказанного контракта главой Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края являлась Фильберт Е.В., которая на основании решения Березовского сельского Совета депутатов от 01.04.2021 № 19-44р избрана на данную должность. Согласно ч. 3 ст. 12 Устава Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края от 26.03.2002 № 5-10Р (в редакции от 23.12.2023, далее Устав) глава сельсовета представляет сельсовет в отношениях с Российской Федерацией, ее субъектами, государственными органами, другими муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами. В силу ч. 1 пунктов 7,8 ст. 16 Устава глава сельсовета осуществляет от имени администрации в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью сельсовета, заключает от имени сельсовета договоры и соглашения. Ответственность должностных лиц местного самоуправления сельсовета, предусмотрена ст. 61 и 62 Устава, в связи с тем, что глава Березовского сельсовета Фильберт Е.В. в период образования задолженности, также являлась главой сельсовета, в связи с чем, несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный бюджету поселения. Согласно объяснениям Фильберт Е.В., данным по существу проверки, ей от имени Березовского сельсовета Абанского района с ООО «Стройкомсервис» 03.09.2021 заключен муниципальный контракт № 412 по приобретению контейнеров под ТКО в количестве 15 штук на общую сумму в размере 127 500 руб. в отсутствии доведенных лимитов бюджетных средств на 2021 год, также на 2022 и 2023 годы денежные средства на исполнение обязательств в рамках контракта не закладывались, поскольку администрацией Абанского района денежные средства Березовскому сельсовету не выделялись. Таким образом, факт наличия просрочки платежа по муниципальному контракту Фильберт Е.В. не оспаривается. Несвоевременная оплата со стороны Березовского сельсовета в лице главы Фильберт Е.В. возникла по причинам заключения муниципального контракта в отсутствии доведенных лимитов бюджетных средств на 2021 год. Таким образом, действиями Фильберт Е.В. администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края причинен ущерб, выразившийся в необходимости исполнения решения суда и произведения оплаты неустойки в размере 71 782,50 руб. за счет средств администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края, в связи с чем, просит взыскать с Фильберт Е.В. в пользу бюджета Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края денежную сумму в размере 71 782,50 руб., состоящую из оплаченной по решению Арбитражного суда Красноярского края от 10.07.2023 по делу № А53-12193/23 в пользу ООО «Стройкомсервис» неустойки в размере 71 782,50 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Абанского района Вахитов Р.К. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель муниципального образования Березовский сельсовет Абанского района Красноярского края надлежаще извещенный, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Ответчик Фильберт Е.В., надлежаще извещенная, в суд не явилась, о причинах неявки не сообщила. Ходатайств от ответчика в суд не поступало.
Выслушав помощника прокурора Абанского района Вахитова Р.К., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок « заказчика.
Согласно ч.5 ст. 34 вышеуказанного закона, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1,2 ч.1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетного объема средств (результативности).
Как установлено в ходе прокурорской проверки, решением Арбитражного суда Красноярского края от 10.07.2023 по делу № А53-12193/23 частично удовлетворены требования ООО «Стройкомсервис» к администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края.
Вступившим в законную силу указанным судебным актом установлено, что между ООО «Стройкомсервис» и администрацией Березовского сельсовета Абанского района заключен муниципальный контракт от 03.09.2021 № 412, согласно п. 1 предметом которого является приобретение контейнеров для ТКО в количестве 15 штук по цене 8 500 руб. за единицу согласно Спецификации, согласно п. 2.1 цена контракта составляет 127 500 руб. Пунктом 4.2 предусмотрен срок поставки товара с момента подписания контракта и до 30.11.2021. В соответствии с п. 3.1 безналичный расчет по факту приема поставленного товара, при предъявлении счета на оплату и товарной накладной, после подписания заказчиком актов сдачи-приемки товара, не позднее 31.12.2021. Согласно п. 11.2 в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик праве потребовать уплату неустоек (штрафов, пеней) в размере 0,3 % от суммы задолженности. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. В силу п. 11.3 стороны обязуются исполнять обязательства по настоящему контракту в точном соответствии с его содержанием, в полном объеме и своевременно. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В целях исполнения муниципального контракта № 412 ООО «Стройкомсервис» 20.09.2021 выполнил обязательства по поставке товаров, а именно поставил администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края контейнеры для ТКО в количестве 15 штук по цене 8 500 руб. за единицу. Претензий по качеству и ассортименту поставленного товара от администрации Березовского сельсовета не поступило.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться пеней, которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Арбитражным судом Красноярского края при рассмотрении дела установлен факт ненадлежащего исполнения администрацией Березовского сельсовета обязательств по оплате долга за период с 11.01.2022 по 31.03.2022 и с 04.10.2022 по 22.05.2023, на основании чего решением суда исковые требования о взыскании неустойки в сумме 39 652,50 руб. удовлетворены, а также удовлетворены требования о взыскании неустойки в размере 0,1 % начисленной на сумму долга 127 500 руб. с 23.05.2023 по день исполнения обязательств по оплате долга за каждый день просрочки.
Указанное решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу, исполнено администрацией Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края согласно представленным платежным документам № 126216 (оплата на сумму 71 782,50 руб.), № 126217 (оплата на сумму 127 500 руб.) от 29.01.2024.
Согласно объяснениям Фильберт Е.В., данным по существу проверки следует, что ею от имени Березовского сельсовета Абанского района с ООО «Стройкомсервис» 03.09.2021 заключен муниципальный контракт № 412 по приобретению контейнеров под ТКО в количестве 15 штук на общую сумму в размере 127 500 руб. в отсутствии доведенных лимитов бюджетных средств на 2021 год, также на 2022 и 2023 годы денежные средства на исполнение обязательств в рамках контракта не закладывались, поскольку администрацией Абанского района денежные средства Березовскому сельсовету не выделялись.
Таким образом, факт наличия просрочки платежа по муниципальному контракту Фильберт Е.В. не оспаривается.
Несвоевременная оплата со стороны Березовского сельсовета в лице главы Фильберт Е.В. возникла по причинам заключения муниципального контракта в отсутствии доведенных лимитов бюджетных средств на 2021 год.
В соответствии с ч. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно ч. 3 ст. 12 Устава Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края глава сельсовета представляет сельсовет в отношениях с Российской Федерацией, ее субъектами, государственными органами, другими муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами.
В силу ч. 1 пунктов 7,8 ст. 16 Устава глава сельсовета осуществляет от имени администрации в соответствии с решениями Совета депутатов правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью сельсовета, заключает от имени сельсовета договоры и соглашения.
Согласно ст. 61 Устава Березовского сельского Совета депутатов Абанского района Красноярского края, должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением сельсовета, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 62 Устава Березовского сельского Совета депутатов Абанского района Красноярского края, ответственность должностных лиц местного самоуправления поселения перед государством наступает на основании решения суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства Красноярского края, настоящего Устава, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными должностными лицами переданных им государственных полномочий.
В период действия вышеуказанного контракта главой Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края являлась Фильберт Е.В., которая на основании решения Березовского сельского Совета депутатов от 01.04.2021 № 19-44р избрана на данную должность.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что действиями главы сельсовета Фильберт Е.В., которая несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный бюджету поселения, администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края причинен ущерб, выразившийся в необходимости исполнения решения Арбитражного суда и произведения оплаты неустойки в размере 71782,50 руб. за счет средств администрации Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края.
При таких обстоятельствах исковые требования и.о. прокурора Абанского района в интересах муниципального образования Березовский сельсовет Абанского района Красноярского края к Фильберт Е.В. о взыскании неустойки подлежат удовлетворению.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с Фильберт Е.В. подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2353,48 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Абанского района в интересах муниципального образования Березовский сельсовет Абанского района Красноярского края к Фильберт Елене Васильевне о взыскании неустойки удовлетворить.
Взыскать с Фильберт Елены Васильевны, паспорт №, в пользу бюджета Березовского сельсовета Абанского района Красноярского края денежную сумму (неустойку) в размере 71782,50 рублей.
Взыскать с Фильберт Елены Васильевны, паспорт №, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2353,48 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 23 июля 2024 года.
Судья