Решение по делу № 33-145/2019 от 24.12.2018

5


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Дорыданова И.В. № 33-145/2019

Докладчик Нагайцева Л.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 января 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

судей Долговой Л.П., Малыка В.Н.,

с участием прокурора Кима И.Е.,

при секретаре Овчинниковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика УМВД России по Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 11 октября 2018 года, которым постановлено:

Признать за Вороновым А.В. право на получение единовременного пособия по п. 4 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2018 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Взыскать с УМВД России по Липецкой области в пользу Воронова А.В. единовременное пособие в размере 100000 рублей.

Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия

установила:

Воронов А.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения об отказе в выплате единовременного пособия по п. 4 ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 1994 года проходит службу в УМВД России по Липецкой области в должности <данные изъяты>. Во исполнение приказа МВД России от 26.08.2006 г. дсп приказом УВД по Липецкой области от 25.08.2006 г. он был направлен в служебную командировку сроком на 180 суток для проведения КТО на территории <данные изъяты> и был назначен на временную должность <данные изъяты>). 01.01.2007 г., принимая участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом в режиме КТО в <адрес>, он получил травму <данные изъяты>. Заключением служебной проверки от 03.02.2007г. признано, что травма получена в период прохождения службы в органах внутренних дел РФ при исполнении служебных обязанностей.

21.06.2018 г. он обратился в УМВД России по Липецкой области с заявлением о выплате единовременного пособия, предусмотренного п. 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму». Решением специальной комиссии УМВД России по Липецкой области от 24.07.2018г. в выплате единовременного пособия отказано по мотиву того, что травму он получил по личной неосторожности.

Ссылаясь на то, что вред здоровью причинен при исполнении служебных обязанностей в ходе непосредственного участия в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, истец просил признать незаконным решение комиссии УМВД России по Липецкой области от 24.07.2018 г., обязать ответчика произвести выплату единовременного пособия по п. 4 ст. 21 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

В судебном заседании истец Воронов А.В. заявленные требования поддержал, просил взыскать с ответчика единовременное пособие в размере 100 000 рублей.

Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области по доверенности Соломатина И.А. иск не признала, полагая, что Воронову А.В. обоснованно отказано в выплате единовременного пособия в соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», поскольку истец получил травму <данные изъяты> во время несения службы на посту КПП, <данные изъяты>, что не подлежит квалификации в качестве ранения, полученного при проведении контртеррористической операции.

Суд постановил решение об удовлетворении иска, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик УМВД России по Липецкой области просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.

Выслушав объяснения представителя ответчика УМВД России по Липецкой области по доверенности Соломатиной И.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив письменные возражения истца Воронова А.В. и заключение прокурора Кима И.Е., полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4);

контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта ( пункт 5 ст.3).

Согласно части 3 ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 300 000 руб. и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» предусмотрено, что в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.

Таким образом, юридическим фактом, с которым приведенные положения закона связывают право лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, на получение единовременного пособия в соответствующем размере, является: по части 3 ст.21 Закона - получение этим лицом увечья, повлекшего наступление инвалидности, а по части 4 ст.21 Закона - получение ранения, не повлекшего за собой инвалидности (часть 4).

Исходя из понятия о ранении, как нарушении целостности кожных покровов и подлежащих тканей в результате внешнего, преимущественно механического воздействия, а также согласно постановлению Правительства РФ от 29 июля 1998г. № 855, которым утвержден Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, понятия «увечье» и «ранение» не тождественны.

Порядок возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N 105, которым утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил определено, что для получения единовременного пособия, установленного частями 3 и 4 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе (далее - федеральный орган исполнительной власти): а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье).

В соответствии пунктом 5 Правил федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Воронов А.В. состоит на службе в органах внутренних дел с 1994 года.

Во исполнение приказа МВД России от 26.08.2006г. дсп и указания МВД России от 30.08.2006 приказом УВД по Липецкой области от 25.08.2006г. <данные изъяты> Воронов А.В., <данные изъяты>, был направлен в служебную командировку на территорию <данные изъяты> на 180 суток.

08.09.2006 г. Воронов А.В. прибыл к месту командирования и был назначен на временную должность <данные изъяты>

Из заключения служебной проверки по факту получения травмы <данные изъяты> Вороновым А.В. от 03.02.2007 г., утвержденного заместителем руководителя ГУ ВОГО и П МВД России – начальником ОК и ВР И.А.Н 10.02.2007 г. следует, что 01.01.2007 г. Воронов А.В. согласно своим должностным обязанностям и графику несения службы, нес службу на посту КПП с 6.00 до 8.00 час. Около 07 часов 20 минут при выходе на дорогу для остановки автотранспорта с целью проверки документов Воронов А.В. <данные изъяты>

По результатам служебной проверки признано, что травма получена Вороновым А.В. в период прохождения службы в органах внутренних дел, при исполнении служебных обязанностей (л.д.6,7).

03.02.2007г. медицинским отделением ГУ ВОГО и П МВД России истцу выдана справка , согласно которой Воронов А.В. получил <данные изъяты> (л.д.10)

По результатам освидетельствования истца ВВК МСЧ МВД России по Липецкой области (протокол от 11 февраля 2016г.) истцу выдана справка о тяжести увечья, полученного застрахованным лицом, согласно которой травма правой голени, полученная 01.01.2007г. в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона при падении, в соответствии с разделом I Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998г. , относится к тяжелому увечью (л.д.9).

Согласно приведенному Перечню увечий (ранений, травм, контузий), полученный истцом <данные изъяты> отнесен к травмам и не является ранением.

Из приказов ВОГОиП МВД России следует, что в период нахождения в служебной командировке Воронов А.В. принимал непосредственное участие в контртеррористических операциях: ДД.ММ.ГГГГ

21 июня 2018г. Воронов А.В. обратился в УМВД России по Липецкой области с заявлением о выплате единовременного пособия в связи с получением травмы на основании п. 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Решением комиссии УМВД России по Липецкой области по вопросам выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких от 19.07.2018 г., оформленным протоколом , Воронову А.В. отказано в выплате единовременного пособия в соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» по тем основаниям, что Воронов А.В. получил травму, которая ранением не является, во время несения службы, а не во время участия в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом (л.д. 19-21).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Воронова А.В., суд первой инстанции исходил из установленного факта, что травма, не повлекшая наступление инвалидности, получена истцом в период несения службы при нахождении в служебной командировке в <данные изъяты>, где истец выполнял служебно-боевые задачи при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, в связи с чем истец приобрел право на получение единовременного пособия в размере 100000 руб.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.

По смыслу приведенных норм, правом на получение единовременного пособия в размере ста тысяч рублей в связи с получением ранения, не повлекшего за собой наступления инвалидности, имеют лица, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом (контртеррористическая операция), согласно п. 5 ст. 3 и п. 2 ст. 12 ФЗ "О противодействии терроризму".

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О противодействии терроризму" решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, которые должны быть утверждены руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

Принимая во внимание, что в силу приказов ВОГОиП МВД России за 2006-2007 годы Воронов А.В. 01.01.2007г. участия в контртеррористической операции не принимал, в заключении служебной проверки и заключении ВВК МСЧ МВД России по Липецкой области не указано, что полученная истцом травма связана с принятием им участия в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в материалах дела не имеется также других документов, подтверждающих причинную связь травмы Воронова А.В. с принятием участия в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, а указано, что она получена при исполнении служебных обязанностей по временной должности <данные изъяты>, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения и выплаты истцу пособия в соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму».

Тот факт, что травма получена истцом при исполнении служебных обязанностей во время служебной командировки на территории Северо-Кавказского региона, не является достаточным основанием для назначения указанного пособия, в отличие от страховых выплат и других денежных выплат, имеющих целью возмещение вреда здоровью сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции, принятое с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Воронова А.В. к УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения комиссии от 24 июля 2018г. и возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия в размере 100000 рублей.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 11 октября 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Воронова А.В. к УМВД России по Липецкой области о признании незаконным решения комиссии от 24 июля 2018г. и возложении обязанности произвести выплату единовременного пособия в размере 100000 рублей в соответствии с п. 4 ст.21 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна: судья

секретарь

33-145/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронов Александр Васильевич
Воронов А.В.
Ответчики
УМВД России по Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Нагайцева Л.А.
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
21.01.2019Судебное заседание
23.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2019Передано в экспедицию
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
21.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее