Дело №
УИД 57RS0№-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2023 года пгт.Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Глебовой Т.В., с участием помощника прокурора Верховского района Орловской области Прохоровой О.В., представителей ответчика администрации Верховского района Орловской области Дидур И.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Ответчиковой И.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица Емельяновой Н.С., её представителя Ташковой Т.С., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при ведении протокола судебного заседания секретарем Семиохиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Верховского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах ЕНВ к администрации Верховского района Орловской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верховского района Орловской области в интересах ЕНВ обратился в суд с иском об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, указывая, что по обращению Емельяновой Н.С. о защите нарушенных прав инвалида ЕНВ прокуратурой Верховского района Орловской области проведена проверка, согласно которой Постановлением главы администрации Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ Емельянова Н.С. была поставлена в льготную очередь нуждающихся в жилом помещении, поскольку её дочь ЕНВ является инвалидом с детства. Постановлением администрации поселка Верховье Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, постановлением администрации Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ исключена из льготной очереди на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Решением Верховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ восстановлена в льготной очереди на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Постановлением администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ Емельянова Н.С. восстановлена в очереди нуждающихся в жилом помещении. Постановлением администрации поселка Верховье Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ восстановлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, но до настоящего времени жильем не обеспечена.
Ссылаясь на положения ст.19,57,58 ЖК РФ, просит обязать администрацию Верховского района Орловской области предоставить ЕНВ благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь, а именно площадью не более 36 кв.м.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Департамент финансов Орловской области, Департамент социальной защиты населения, труда и занятости, опеки и попечительства Орловской области, Емельянова НС.
В судебном заседании помощник прокурора Прохорова О.В. исковые требования уточнила, просила суд обязать администрацию Верховского района Орловской области предоставить ЕНВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь, а именно площадью не более 36 кв.м. в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика администрации Верховского района Орловской области Дидур И.В. и Ответчикова И.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, в удовлетворении исковых требований просили отказать. В обоснование возражений указали, что ЕНВ была восстановлена в льготной очереди на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем на основании решения Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее-Порядок). Предоставление жилых помещений гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется по договору социального найма либо в собственность в порядке, установленном действующим законодательством. Расходы на предоставление гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственность осуществляются соответствующими органами местного самоуправления за счет субвенций из областного бюджета в пределах ассигнований, выделенных на эти цели из федерального бюджета, а также собственных средств граждан и иных не запрещенных законодательством источников. Списки для включения в сводный реестр и распределения субвенций из областного бюджета администрацией Верховского района Орловской области формировались и направлялись в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области ежегодно и в установленные законодательством сроки. Ссылаются на то, что содержащиеся в п.3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации прав и не возлагает какие-либо обязанности на органы местного самоуправления.
Третье лицо Емельянова Н.С. и ее представитель Ташкова Т.С. исковые требования поддержали.
Представители третьих лиц - администрации п. Верховье Верховского района Орловской области, департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явились, возражений на иск не направили.
Представитель третьего лица – Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в письменных пояснениях руководитель Департамента ГИА указала, что ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ была представлена в списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленном в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области администрацией Верховского района. На основании указанного списка ЕНВ включена в сводный реестр инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером 10.
Представитель Департамента ЖКХ, ТЭК и энергоснабжения Орловской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В письменных пояснениях представитель Департамента по доверенности МЕВ указала, что ЕНВ в связи с наличием у неё соответствующего заболевания имеет право на первоочередное обеспечение жильем. Вопрос о предоставлении ЕНВ жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма может быть рассмотрен органом местного самоуправления в соответствии с нормами, установленными Жилищным кодексом РФ.
Выслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям статей 20, 38, 40, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, жизнь и охрану здоровья.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области от 04.02.2010 №34 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок). Предоставление жилых помещений гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется по договору социального найма либо в собственность в порядке, установленном действующим законодательством. Расходы на предоставление гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, жилых помещений по договорам социального найма либо в собственность осуществляются соответствующими органами местного самоуправления за счет субвенций из областного бюджета в пределах ассигнований, выделенных на эти цели из федерального бюджета, а также собственных средств граждан и иных не запрещенных законодательством источников. Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений ч. 2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одним из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, дающих право на внеочередное предоставление жилой площади.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из данной нормы, необходимо такое условие, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что ЕНВ признана инвалидом первой группы, причина инвалидности – инвалид с детства (л.д.28).
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», заболевание ЕНВ входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире ((л.д.9).
Постановлением администрации поселка Верховье Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, постановлением администрации Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № ЕНВ исключена из льготной очереди на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем (л.д.128).
Решением Верховского районного суда Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ восстановлена в льготной очереди на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (л.дщ.16-24).
Постановлением Администрации поселка Верховье Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ восстановлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.25).
На основании Постановления Администрации Верховского района Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ восстановлена в очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.24).
Согласно абзацу 10 части 1 статьи 2, пункту 6 части 1 статьи 14, пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3 части 1 статьи 14, пункте 1 части 3 статьи 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма относится к компетенции органов местного самоуправления.
Постановлением Верховского районного Совета народных депутатов №-рс от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма 14 кв.м. площади жилого помещения на одного человека для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также установлена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в Верховском районе в количестве 16 кв.м. на одного человека, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (л.д.10).
ЕНВ имеет 1/6 долю вправе в общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.26).
Верховским районным судом Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ ЕНВ признана недееспособной, постановлением администрации Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении недееспособной ЕНВ установлена опека (л.д.29).
Судом установлено, что до настоящего времени ЕНВ, инвалид 1 группы, жилым помещением не обеспечена, решение о предоставлении ей жилого помещения администрацией Верховского района не принято, договор социального найма не заключен.
При этом ЕНВ страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое предусмотрено Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н (л.д. 9).
Необеспечение жилым помещением нарушает жилищные права инвалида 1 группы ЕНВ, в связи с чем заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку предоставление жилого помещения связано с необходимостью совершения ответчиком комплекса мероприятий, требующих временных затрат, суд считает необходимым установить для ответчика срок исполнения настоящего решения в течение шести месяцев с момента вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верховского района Орловской области в интересах ЕНВ к администрации Верховского района Орловской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию Верховского района Орловской области предоставить ЕНВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом права на дополнительную жилую площадь, а именно площадью не более 36 кв.м. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.В. Глебова