Дело №
№
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Шадринский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,
при секретаре Поспеловой О.Ю.,
с участием ответчика Кожевникова А.С. и его представителя Андрюкова А.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области
26 декабря 2023 года
гражданское дело по иску ООО «Чистый город» к Кожевникову А.С. о взыскании задолженности по коммунальным услугам,
по апелляционной жалобе Кожевникова А.С. на решение мирового судьи судебного участка № Шадринского судебного района от 05 октября 2023 года,
у с т а н о в и л:
ООО «Чистый город» обратилось к мировому судье с исковым заявлением к Кожевникову А.С. о взыскании задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав в обоснование требований, что Кожевников А.С. является собственником жилого дома по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул...., д..... На основании соглашения от 13.09.2019, заключенного между ООО «Чистый город» и Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами наделено ООО «Чистый город», которое с 01.01.2020 года приступило к оказанию ответчику услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Коммунальная услуга по обращению с ТКО истцом ответчику оказывалась в полном объеме за весь период времени. В адрес ответчика направлялись платежные документы, которые им до настоящего времени не оплачены. За период с 01.01.2020 по 30.09.2022 у собственника помещения перед истцом образовалась задолженность по обращению с ТКО в размере 9515 руб. 39 коп., из них 7873 руб. 32 коп. – основной долг, 1642 руб. 07 коп. – пени за период с 11.02.2021 по 30.09.2022. Истец обращался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности, на основании поступивших от ответчика возражений относительно исполнения судебного приказа, судебный приказ определением мирового судьи от 10.02.2023 был отменен. На основании изложенного истец просил взыскать с Кожевникова А.С. в пользу ООО «Чистый город» задолженность по оплате услуги регионального оператора по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 30.09.2022 в сумме 7873 руб. 32 коп., пени за период с 11.02.2021 по 30.09.2022 в размере 1642 руб. 07 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Определениями мирового судьи судебного участка № Шадринского судебного района к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Комитет городского хозяйства Администрации г.Шадринска, Департамент природных ресурсов и окружающей среды Курганской области, Департамент государственного урегулирования цен и тарифов Курганской области, Кожевникова Н.В.
Представитель истца ООО «Чистый город» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Ответчик Кожевников А.С. и его представитель Андрюков А.М., действующий по письменному ходатайству, в судебном заседании исковые требования не признали. Указывали на то, что договор между истцом и ответчиком не заключался, истцом не представлены доказательства надлежащего исполнения своих обязанностей и оказания услуги ответчику. Ближайший контейнер для мусора находится от дома на расстоянии более 350 метров, данным контейнером ответчик не пользуется. У ответчика не имеется мусора, поскольку пищевые отходы он отдает собаке, остальной мусор сдает в Разделяйку, в связи с чем услугами истца он не пользовался. Улица ..., на которой проживает ответчик, не привязана к определенной контейнерной площадке, следовательно, такой договор является незаконным. Просили в удовлетворении иска отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и рассмотрении дела извещались надлежащим образом.
Мировым судьей судебного участка № Шадринского судебного района Курганской области 05 октября 2023 года постановлено решение, которым иск ООО «Чистый город» удовлетворен частично. С Кожевникова А.С. в пользу ООО «Чистый город» взыскана сумма задолженности 7873 руб. 32 коп., пени в размере 925 руб. 84 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Кожевников А.С. просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ООО «Чистый город» отказать. Указал, что ответчику начислена оплата за услугу по обращению с ТКО как собственнику дома по ул....,... в г.Шадринске, для которого не созданы и не определены места накопления твердых коммунальных отходах в территориальной схеме обращения с отходами в г.Шадринске и в схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО. Ссылается на отсутствие договорных отношений между ответчиком и ООО «Чистый город» и удаленное расположение контейнера от жилого дома. Указывает, что вопреки позиции мирового судьи услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной. Полагает, что решение мирового судьи является незаконным и необоснованным.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Ответчик Кожевников А.С. и его представитель Андрюков А.М. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение мирового судьи отменить.
Представитель истца ООО «Чистый город», третье лицо Кожевникова Н.В., представители Департамента природных ресурсов и окружающей среды Курганской области, Департамента государственного урегулирования цен и тарифов Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.Шадринска (правопреемник Комитета городского хозяйства Администрации г.Шадринска) в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения мирового судьи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кожевников А.С. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул...., д...., зарегистрирован в данном жилом помещении.
Функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Курганской области исполняет ООО «Чистый город» на основании Соглашения от 13.09.2019 г., заключенного между Департаментом природных ресурсов и окружающей среды Курганской области и ООО «Чистый город» на период с 13.09.2019 по 13.09.2029.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2019 г. №47-8 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2020 год в размере 561,77 руб. за куб.м.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2020 г. №60-1, с учетом постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 28.05.2021 №19-2 «О внесении изменения в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30.12.2020 г. №60-1» установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2021 год в размере 561,77 руб. за куб.м на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 и в размере 565,61 руб. за куб.м. с 01.07.2021 по 31.12.2021.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 28.12.2021 г. №56-8 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2022 год.
За период с 01.01.2020 по 30.09.2022 Кожевников А.С. плату за обращение с твердыми коммунальными отходами не вносил, вследствие чего образовалась задолженность в размере 7873 руб. 32 коп.
30.12.2022 г. мировым судьей судебного участка № Шадринского судебного района Курганской области вынесен судебный приказ № о взыскании задолженности, который 10.02.2023 г. на основании поступивших возражений ответчика был отменен.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ч. 9 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Пунктом 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам услуг по обращению с ТКО, применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно частям 1, 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (часть 4).
Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу пункта 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641» основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641», региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исходя из того, что с 13.09.2019 г. ООО «Чистый город» является единственным региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области, на официальном сайте в сети «Интернет» им размещено адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, доводы жалобы о не заключении сторонами договора являются несостоятельными.
Из материалов дела усматривается, что ближайшая к дому ответчика контейнерная площадка расположена по адресу: г.Шадринск, ул.Архангельского, д.12-А, приблизительное расстояние от дома ответчика до мусорного контейнера составляет 150 метров (л.д....).
Данная контейнерная площадка обслуживается ООО «Чистый город».
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Пп. 18 ч. 1 ст. 14, пп. 18 ч. 1 ст. 15, пп. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, относятся вопросы, в том числе - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.
В связи с чем, доводы жалобы о том, что вблизи жилого дома ответчика отсутствует контейнерная площадка для накопления ТКО, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего дела, так как обязанность по расстановке контейнеров для сбора ТКО на территории городского поселения, действующим законодательством возложена не на истца, а на органы местного самоуправления.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства самостоятельного вывоза ответчиком и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, либо заключения соответствующих договоров на вывоз ТКО с третьими лицами, а также не использования ближайшего установленного мусорного контейнера.
Мировой судья, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика от оплаты предоставленной истцом коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (обратное не доказано).
Доводы ответчика об обратном подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании закона и не соответствующие обстоятельствам дела.
Поскольку обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО ответчиком в период с 01.01.2020 по 30.09.2022 не выполнялась, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании с ответчика задолженности в размере 7873 руб. 32 коп. и пени в размере 925 руб. 84 коп. за период с 11.02.2021 по 01.04.2022, применив при расчете пени положения законодательства о введении моратория на возбуждение дел о банкротстве.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на оспаривание обоснованности выводов мирового судьи об установленных обстоятельствах, иную оценку доказательств.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных мировым судьей, по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Суд считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ,
о п р е д е л и л:
решение мирового судьи судебного участка № Шадринского судебного района Курганской области от 05 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожевникова А.С. - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 10 января 2024 года.
Судья Н.Ю. Журавлева