УИД -----
№ 2а-3469/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Мурадовой С.Л.
при секретаре судебного заседания Флегентовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной
у с т а н о в и л :
Административный истец - прокурор в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Московского района г. Чебоксары по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о реализации алкогольной продукции установлено, что при использовании доступа к сети Интернет на интернет-странице по адресу, указанном в административном иске,
размещена информация о реализации алкогольной продукции. При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. Указанная информация, ее специфика не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития алкогольной продукции" и является незаконной, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. На момент проверки данный указатель интернет-страницы, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует. Следовательно, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим информацию о способах реализации алкогольной продукции. Нарушение вышеназванных требований наносит вред общественным интересам, подрывает экономическую ситуацию в стране, создает условия для финансирования террористической и экстремистской деятельности. Истец просит признать информацию, содержащую сведения об оказании услуг по дистанционной продаже алкоголя, размещенную в сети Интернет на электронной странице сайта по адресу: ------ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Административный истец извещен, явку представителя не обеспечил.
Административный ответчик - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, в суд явку представителя не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике в суд явку представителя не обеспечил, посредством электронной связи представил отзыв, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Заинтересованное лицо – прокуратура ЧР, извещено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова. Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2 статьи 29 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 данного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и частью 6 статьи 10 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов утра по местному времени, за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Согласно Федеральному закону № 171-ФЗ, не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить возраст этого покупателя(п.2 ст. 16).
В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" Постановлением Правительства РФ №612 от 27.09.2007г. утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом. Пунктом 5 указанных Правил закреплено, что что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная продажа которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Нарушение Правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции образует состав административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа. В частности, ст. 14.2 КоАП РФ утверждена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, ст. 14.15 КоАП РФ - за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, ст. 14.16 КоАП РФ- за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, ст. 151.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам, и не обусловлено возникновением гражданских прав и обязанностей, основания которых предусмотрены ст. 8 ГК РФ, подлежащих защите в порядке гражданского судопроизводства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что прокуратурой прокуратурой Московского района г. Чебоксары по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о реализации алкогольной продукции установлено, что при использовании доступа к сети Интернет на интернет-странице по адресу, указанном в административном иске, размещена информация об оказании услуг по продаже водительских прав. При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей доступ. Указанная информация, ее специфика не соответствуют требованиям Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития алкогольной продукции" и является незаконной, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц. На момент проверки данный указатель интернет-страницы, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует. Нарушение вышеназванных требований наносит вред общественным интересам, подрывает экономическую ситуацию в стране, создает условия для финансирования террористической и экстремистской деятельности.
К материалам дела приложены скриншоты страницы вышеуказанных сайтов, акт осмотра Интернет - страницы, которыми подтверждается наличие на указанных интернет- страницах сведений об оказании услуг по дистанционной продаже алкоголя.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 №228.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд
решил:
Признать информацию, содержащую сведения об оказании услуг по дистанционной продаже алкоголя, размещенную в сети Интернет на электронной странице сайта по адресу: ------/ информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике – Чувашии для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Мурадова С.Л.
Мотивированное решение составлено датаг.