Дело № 2а-4133/2019 21RS0023-01-2019-004653-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Порфирьевой А.В., при секретаре судебного заседания Васильевой А.В., с участием истца Романова П.В., представляющего также истца Захарова С.Ю., представителя административного ответчика – администрации города Чебоксары Гаврилова С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административным исковым заявлениям Захарова ФИО10, Романова ФИО11 к администрации города Чебоксары о признании незаконным и необоснованным отказа в согласовании публичного мероприятия в виде шествия,
установил:
Романов П.В. и Захаров С.Ю. обратились в суд с административным иском к администрации города Чебоксары о признании незаконным и необоснованным отказа администрации г.Чебоксары в согласовании публичного мероприятия в форме шествия ----- от дата.
В обоснование требований указали, что Захаров С.Ю. дата. направил в администрацию г.Чебоксары уведомление о проведении публичного мероприятия, назначенного на дата. с 12.30 до 14.00 по следующему маршруту: выход от памятника Вадрес вдоль проезжей части по тротуару (пешеходной дороге) по проспекту Ленина через перекресток по адрес не доходя до адрес площади с предполагаемым количеством участников 50 человек.
Письмом ----- от 27.06.2019г. администрация г.Чебоксары отказалась согласовать указанное публичное мероприятие на основании положений ч.1 ст.5 Закона Чувашской Республике от 30.11.2012 N 77 "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", устанавливающих места в Чувашии, в которых проведение публичных мероприятий запрещается. Административные истцы считают отказ администрации г.Чебоксары согласовать шествие незаконным и нарушающим их права и законные интересы, поскольку в г.Чебоксары по указанному маршруту шествия регулярно проводятся. Администрация г. Чебоксары не привела веских причин для отказа, кроме промера расстояния между зданиями по предполагаемому маршруту шествия, не обратила внимание на вид публичного мероприятия, связанного лишь с прохождением, а не длительным присутствием на одном месте, не предложила иное место и маршрут шествия заявленного публичного мероприятия. На основании изложенного Романов П.В. и Захаров С.Ю. просили суд признать незаконным и необоснованным отказ в согласовании публичного мероприятия в виде шествия, изложенного в письме ----- от дата. по уведомлению ФИО1, поданному в администрацию г.Чебоксары дата
Определением суда от дата. административное дело по административному иску Романова Р.П. к администрации г.Чебоксары о признании незаконным и необоснованным отказа администрации г.Чебоксары в согласовании публичного мероприятия в виде шествия объедено в одно производство с административным дело ----- по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Чебоксары о признании незаконным и необоснованным отказа администрации адрес в согласовании публичного мероприятия в виде шествия.
В судебном заседании истец Романов П.В., представляющий также интересы истца Захарова С.Ю., извещенного о времени и месте рассмотрения дела, но не явившегося в суд, заявленные требования поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и вновь привел их суду.
Представитель административного ответчика администрации города Чебоксары Гаврилов С.Н. просит отказать в удовлетворении исковых требований Романова П.В., Захарова С.Ю. за отсутствием правовых оснований.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 45 и 46 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что дата в администрацию города Чебоксары поступило уведомление ФИО1 (организатора) о проведении публичного мероприятия в форме шествия дата с 12:30 до 14.00 часов по маршруту и месту проведения публичного мероприятия: от памятника ФИО4 в сквере Чапаева вдоль проезжей части по тротуару (пешеходной дороге) по адрес адрес не доходя до адрес площади. Предполагаемое количество участников - 50 человек.
Целью проведения публичного мероприятия было заявлено: «открытое требование отставки в адрес действующего президента Российской Федерации ФИО7, ушедшего от заданных вопросов граждан по прямой линии в эфире государственного канала дата., касающихся тотального падания уровня жизни в России обнищания населения». Лицом, уполномоченным заявителем выполнять распорядительный функции по организации и проведению публичного мероприятия, обозначен заявителем в том числе ФИО2
Администрация адрес письмом дата. ----- отказала в согласовании указанного публичного мероприятия, указав, что по маршруту следования участников запланированного Шествия расположены здания торговых центров, образовательных учреждений, органов исполнительной власти и местного самоуправления: адрес, здание Управления ФСБ РФ по Чувашской Республике; ул.К Маркса, адрес, здание МВД по Чувашской Республике; адрес, здание Прокуратуры Чувашской Республики; адрес, здание администрации адрес; адрес, здание «Центрального универмага»; адрес, здание «Чувашской государственной сельскохозяйственной академии»; адресА, здание «Церкви Рождества Христова»; адрес, здание «Чувашского государственного педагогического университета им. ФИО8»; адрес, здание «Чебоксарского политехнического института». Приведены конкретные промеры из дежурного плана адрес по проспекту Ленина и адрес.
Со ссылкой на ч.1 ст.5 Закона ЧР от 30.11.2012 N 77 «Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований» администрацией г. Чебоксары в оспариваемом письме сделан вывод о том, что проведение публичного мероприятия запланировано на территориях, где проведение данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 5 Закона Чувашской Республики от 30.11.2012 № 77, запрещено.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Правоотношения, связанные с обеспечением реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, регулируются Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Частью 2 ст. 8 данного Федерального закона установлен перечень мест, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.
Указанный перечень не является исчерпывающим. Согласно ч.2.2 той же статьи в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства в Чувашской Республике 30 ноября 2012 года принят Закон № 77 "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований".
В соответствии со статьей 5 Закона дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, устанавливаются следующие места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается:
1) вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки и территории, прилегающие к ним на расстоянии менее 50 метров;
2) здания, занимаемые детскими, образовательными, культурными, медицинскими, физкультурно-оздоровительными и спортивными учреждениями, а также относящиеся к ним объекты и сооружения, и территории, прилегающие к ним на расстоянии менее 50 метров;
3) детские и спортивные площадки;
4) культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), и территории, прилегающие к ним на расстоянии менее 50 метров;
5) здания, занимаемые государственными органами и органами местного самоуправления, и территории, прилегающие к ним на расстоянии менее 30 метров;
6) территория, прилегающая на расстоянии менее пяти метров к подъездам жилых домов.
Проведение собраний и митингов запрещается также на автомобильных дорогах общего пользования.
Из дежурного плана города Чебоксары следует, что по предложенному организатором публичного мероприятия в форме шествия маршруту следования распложены здания торговых центров, образовательных учреждений, органов исполнительной власти и местного самоуправления, что не оспаривается и административными истцами.
Учитывая, что публичное мероприятие в форме шествия планировалось на территориях, в границах которых установлен запрет на их проведение, то оспариваемое решение администрации г.Чебоксары является правомерным, в своем ответе администрация г.Чебоксары подробно разъяснила заявителю причины отказа.
Таким образом, проведение публичных мероприятий в заявленных административным истцом местах запрещено в соответствии с Федеральным законом от 19.6.2004 года N 54-ФЗ и Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года № 77.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями нормативно правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.
Довод административных истцов о несоответствии решения требованиям п. 2 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 19.6.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в части отсутствия в нем обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, суд признает несостоятельным.
Так, законодателем предусмотрены два случая отказа в согласовании проведения публичного мероприятия: в случае, если уведомление о его проведении подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
При этом на орган местного самоуправления, в случае отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, законом не возложена обязанность предложения организатору альтернативного места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Кроме того, как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" при отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотиву того, что оно заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Законом о публичных мероприятиях или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, орган публичной власти вправе предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия, что также свидетельствует об отсутствии обязанности у административного ответчика предложения заявителю альтернативного места проведения публичного мероприятия.
Проведение в г.Чебоксары культурно-массовых мероприятий ("Праздник Весны и Труда" 1 мая и др.) на территории указанных в уведомлении улиц: адрес, адрес не является предусмотренным законом основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований. Более того, согласно ч.2 ст.1 Закона Чувашской Республики ----- от 30.11.2012г., его действие не распространяется на мероприятия, проводимые по решению органов государственной власти Чувашской Республики или органов местного самоуправления в связи с празднованием дней воинской славы и памятных дат России, нерабочими праздничными днями, установленными законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований Захарова С.Ю. и Романова П.В. суд не усматривает, соответственно отказывает в их удовлетворении.
Довод стороны административного ответчика о пропуске обращения истцов в суд с заявленными требованиями судом отклоняется, поскольку письмо об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме шествия было получено ФИО1 дата., а обращение в суд с настоящим иском последовало дата., т.е. в установленный ч.4 ст.219 КАС РФ срок.
Действительно дата. органом исполнительной власти был направлено соответствующее письмо на электронную почту заявителя, однако доказательств его получения и прочтения в тот же день Захаровым С.Ю. в деле нет. Данный факт его представитель отрицает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений Захарова ФИО14, Романова ФИО15 к администрации города Чебоксары о признании незаконным и необоснованным отказа администрации г.Чебоксары в согласовании публичного мероприятия в виде шествия, изложенного в письме ----- от дата., отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено дата.
Судья А.В. Порфирьева