Дело №2-1588/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2013 года г. Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего суди Купцовой Г.В., с участием:
представителя истца Тимофеева А.В. – Барсуковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Красновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева А. В. к КУИ г. Серпухова, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском, в котором просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>, для индивидуального жилого дома.
Свои требования мотивирует тем, что В. и ее брату А., собственникам жилого дома, расположенного <адрес>, постановлением Главы г. Серпухова от <дата> <номер> был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, для индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу. <дата> между КУИ г. Серпухова и В., А. был заключен договор аренды, который в установленном законом порядке был зарегистрирован, до сих пор не оспорен, не признан недействительным. После смерти В., умершей <дата>, А., умершего <дата>, в установленном законом порядке он принял наследство на 1/2 долю жилого дома, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. В 2012 году он обратился в администрацию г. Серпухова о расторжении договора аренды земли и предоставлении в собственность земельного участка. Как следует из ответа КУИ г. Серпухова данный вопрос может быть рассмотрен после исключения записи из ЕГРП о принадлежности земельного участка к собственности РФ. В соответствии с выпиской из ЕГРП от <дата> в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенного <адрес> для индивидуального жилого дома, имеется запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированном праве. В отношении спорного земельного участка не соответствующие акты Правительства РФ, ни судебные решения не принимались. На этом земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимого имущества, находящееся в собственности РФ. Право собственности РФ на спорный земельный участок возникло в момент регистрации договора аренды, в Московской областной регистрационной палате был указан правообладателем земельного участка – «Российская Федерация». В связи с тем, что государственная регистрация является доказательством существования зарегистрированного права, наличие в ЕГРП записи о зарегистрированном праве федеральной собственности на земельный участок, порождает противоречие между зарегистрированным и фактическим правом. Фактически внесение записи в ЕГРП о праве собственности РФ было вызвано только одним обстоятельством – необходимостью государственной регистрации договора аренды земли. С момента заключения договора аренды земли В., А., а затем и он – Тимофеев А.В., несли расходы по содержанию спорного земельного участка, поставили ограждение по границе земельного участка, своевременно вносили арендную плату. На данном участке расположен жилой дом с хозяйственными постройками. Участок обработан, на нем собственниками дома выращиваются овощи для семьи. Наличие записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о принадлежности спорного земельного участка к собственности РФ, лишает его возможности приобрести участок в собственность. Отсутствие документа на земельный участок, на котором расположена часть жилого дома и хозяйственнее постройки, не позволяет собственнику провести реконструкцию своей части дома, что лишает его улучшить свои жилищные условия, содержать жилой дом в надлежащем состоянии, что нарушает его права собственника объекта недвижимого имущества.
Истец в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежаще, в представленном письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, его представитель – Барсукова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.
Ответчик – представитель Комитета по управлению имуществом г. Серпухова в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в представленном письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, не возражал против исковых требований и считает их полностью подлежащими удовлетворению, поскольку в установленном законом порядке был заключен и зарегистрирован договор аренды земли от <дата> Данное заключение договора аренды было основано на законе. Документ, подтверждающий полномочия действовать от имени РФ, КУИ г. Серпухова не может представить, так как Комитет действовал на основании Закона, а именно: абзаца 2 ст. 10 ФЗ №137-ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие земельного кодекса РФ», которым предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в отношении земельных участков, предоставленных собственникам жилых домов, не предусмотрено. КУИ г. Серпухова считает, что у УФСГРКК по МО отсутствовали правовые основания для регистрации права собственности РФ, что свидетельствует об отсутствии у РФ законных оснований для распоряжения спорным земельным участком. Следовательно, регистрация права собственности РФ на спорный земельный участок произведена без законных оснований и разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем зарегистрированное право стоит считать недействительным.
Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что спорным является земельный участок, площадью <данные изъяты>, с кадастровым <номер>, расположенный <адрес>.
На основании постановления главы г. Серпухова от <дата> <номер> А., В. предоставлен в аренду на десять лет земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>, для индивидуального жилого дома (л.д. 12).
На основании указанного постановления <дата> с А., В. заключен договор аренды спорного земельного участка <номер> (л.д. 13-15).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от <дата> Тимофеев А.В. является собственником 1/4 доли жилого дома, находящегося по <адрес> (л.д. 19). Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от <дата> Тимофеев А.В. является собственником 1/4 доли жилого дома, находящегося по <адрес> (л.д. 20).
На основании указанных документов Тимофееву А.В. было выдано свидетельство о государственной регистрации права от <дата>, в соответствии с которым он является собственником 1/2 доли указанного жилого дома (л.д. 21).
В соответствии с выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата> правообладателем земельного участка с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенного <адрес> является Российская Федерация (л.д. 22).
В деле имеется сообщение КУИ г. Серпухова от 15.01.2013 года в котором указано, что в соответствии с действующим законодательством, в случае если жилой дом принадлежит гражданам на праве общей долевой собственности, предоставить земельный участок возможно только в общую долевую собственность всем совладельцам жилого дома. Тимофееву А.В. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный <адрес>. Для оформления права собственности на земельный участок с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенный по вышеуказанному адресу, необходимо выделить долю жилого дома и зарегистрировать право собственности на образованную часть дома. Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть распределено между ее участниками по соглашению между ними, а в случае возникновения спора – в судебном порядке. Для выделения долей возможно обратиться в организации, занимающиеся данным видом работ. КУИ г. Серпухова направлен запрос в отдел по г. Серпухову ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» на кадастровый паспорт земельного участка, с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>. После регистрации права собственности на образованную часть дома при отсутствии записи в земельном кадастре о собственнике – РФ будет подготовлен проект постановления Главы г. Серпухова о расторжении договора аренды земли от <дата>, заключенного с гражданами А. и В., и предоставлении земельного участка Тимофееву А.В. в собственность за плату. Если же запись о собственнике – РФ в ЕГРП не исключена, КУИ г. Серпухова готов оказать содействие в исключении ее в ЕГРП в судебном порядке (л.д. 23).
Согласно сообщению КУИ г. Серпухова от 21.01.2013 года КУИ г. Серпухова получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым <номер> площадью <данные изъяты>, расположенного <адрес> с записью о собственнике – РФ (л.д. 24).
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать восстановления нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан или юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании статьи 16 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
Как указано в статье 17 Земельного кодекса РФ (в ранее действовавшей редакции от 25.10.2001г.), в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Ст. 8 ГК РФ предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В соответствии с указанной нормой закона, права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом. Право на земельный участок может возникнуть из акта органа местного самоуправления, наделенного полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Решение органа местного самоуправления является основанием для возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Права на земельный участок возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Поскольку земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества, то в соответствии со ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на земельные участки, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Судом установлено, что в 2004 году органом местного самоуправления А. и В. был предоставлен в аренду для индивидуального жилого дома спорный земельный участок, расположенный на государственных землях, отнесенные к категории земель населенных пунктов.
Согласно выписки из ЕГРП, правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация, указанная запись о правообладателе: «Российская Федерация» была произведена в связи с разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Совета главных государственных регистраторов прав Российской Федерации Московской областной регистрационной палаты, согласно которых «при регистрации сделки с недвижимым имуществом, одной из сторон которой является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный или муниципальный орган, необходима государственная регистрация права государственной собственности на землю, которая в соответствии со ст.16 ФЗ № 122-ФЗ осуществляется по заявлению правообладателя. Однако законодательством не установлено, кто в данном случае должен подавать заявление на государственную регистрацию права государственной собственности на земельный участок. До настоящего времени …не произошло разграничения земель по виду права на государственные и муниципальные. Учитывая вышесказанное, Московской областной регистрационной палатой предлагается следующий порядок регистрации сделок с недвижимым имуществом, одной из сторон в которых является муниципальное образование либо иной уполномоченный государственный орган, а именно: … допускается считать заявление вышеуказанных органов на регистрацию договора их волеизъявлением зарегистрировать сделку с внесением в ЕГРП первичного права собственности Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В настоящее время Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" утратил свое действие и такое разграничение осуществляется на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судом учитывается, что разграничение государственной собственности на землю до 01.07.2006г. осуществлялось в соответствии с ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», который вступил в силу в 2002 году и определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Из ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
В настоящее время Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" утратил свое действие и такое разграничение осуществляется на основании статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 17.07.01г. № 101-ФЗ « О разграничении государственной собственности на землю», право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 № 154-0, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Данный Федеральный закон применялся к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; применительно к правоотношениям, возникшим до этого, он применялся к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.
Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», Федеральный Закон «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу с 1.07.2006г.
Согласно статьям 6 и 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем, согласно п.10 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г. № 137 «О ведение в действие Земельного кодекса РФ», до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому государственная регистрация перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок. В случае регистрации сделки, в которой согласно действующему законодательству, собственник может не регистрировать права на объект недвижимости, в настоящее время вносится право с регистрационным номером «0» (ноль). До разграничения государственной собственности на землю необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности, согласно п.2 ст.214 ГК РФ.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Изданные Правительством РФ до 01.07.2006г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.
При рассмотрении настоящего спора между сторонами суду не представлено доказательств того, что Правительством Российской Федерации издан акт, на основании которого спорные земельные участки включены в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникло право собственности на землю, что является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него, либо право собственности на данный земельный участок было приобретено в результате гражданско-правовых сделок либо на основании судебного решения.
Статьей 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
По смыслу абзаца 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Такой способ защиты возможен лишь тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Поскольку при принятии решения о передаче истцу земельного участка в аренду для индивидуального жилого дома в 2004 году, КУИ г. Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок находился не в собственности Российской Федерации, а в государственной собственности, и включение в Единый государственный реестр прав записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом Акта Правительством Российской Федерации, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом суд так же учитывает, что ответчиком – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, не представлено каких-либо доказательств, являющихся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а так же подтверждающих то обстоятельство, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией предоставлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности, произведенного в установленном законом порядке.
Поскольку судом установлено, что спорный земельный участок находится в государственной собственности, иных доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено, у истца не имеется оснований для оспаривания права Российской Федерации на спорные земельные участки, ввиду отсутствия такового.
Принимая во внимание, что при принятии решения о передаче истцу земельного участка в аренду, КУИ г. Серпухова действовал в пределах предоставленных ему полномочий по заключению сделок по распоряжению землей, государственная собственность на которую не была разграничена, а регистрация правообладателя данного земельного участка в лице Российской Федерации была произведена без проведения процедуры разграничения государственной собственности на землю, следовательно, на момент государственной регистрации договора аренды, отведенный истцу земельный участок не находился в собственности Российской Федерации и включение в ЕГРП записи о правообладателе «Российская Федерация» было сделано не на основании издания об этом соответствующего Акта Правительства РФ, суд находит требование истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Решение суда о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>, для индивидуального жилого дома, является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации о праве собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тимофеева А. В. удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым <номер>, общей площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>.
Решение является основанием для внесения изменений в запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2013 года.