Дело №2-1947/2021
24RS0017-01-2021-001227-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года г.Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шамовой О.А.,
при секретаре судебного заседания Петушковой Е.П.,
с участием истца Чернявского Ю.В. и его представителя по устному ходатайству <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чернявского Ю.В. к ГУФСИН России по Красноярскому краю о перерасчете выслуги лет, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Чернявский Ю.В. с учетом уточнений обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Красноярскому краю о перерасчете выслуги лет, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что в период с 02.08.2011 года по 31.05.2016 года истец проходил службу в <данные изъяты> в должностях <данные изъяты>, что подтверждается архивной справкой ГУ МВД России по Красноярскому краю № от 02.12.2020 года, трудовой книжкой и расчетом выслуги лет на пенсию, выданным ГУФСИН России по Красноярскому краю. В трудовой книжке истца имеется запись, что истец непрерывно проходил службу <данные изъяты> 4 года 10 месяцев 7 дней. При расчете выслуги лет на пенсию сотрудники ГУФСИН России по Красноярскому краю не приняли во внимание, что указанный период службы <данные изъяты> необходимо считать, как льготный согласно правилам исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу <данные изъяты>, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 года №. Служба в <данные изъяты> посчитана при назначении пенсии как 1:1, тогда как нужно было 1:3, что подтверждает расчет выслуги лет на пенсию. Истцу в ГУФСИН России по Красноярскому краю выдана выписка из приказа от 05.10.2020 года №, где указано, что в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «О учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» расторгнуть контракт и уволить из уголовно-исполнительной системы капитана внутренней службы Чернявского Ю.В. <данные изъяты> <данные изъяты> по п.4 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) 16.10.2020 года. Выслуга лет по состоянию на 16.10.2020 года составляет в календарном исчислении и для выплаты единовременного пособия 16 лет 8 месяцев 12 дней, а в льготном исчислении 21 год 5 месяцев 1 день. Льготное исчисление указано в приказе неверно, так как не учтен льготный стаж прохождения службы <данные изъяты> (4 года 10 месяцев 7 дней (служба в органах по контролю за оборотом наркотиков) х 1:3 = 6 лет 3 месяца 9 дней (расчет в льготном исчислении)). Назначена пенсия в размере 16649,90 рублей (льготный стаж прохождения службы <данные изъяты> не учтен). Полагает, что размер пенсии должен составлять 17149,40 рублей с учетом льготной выслуги прохождения службы <данные изъяты>. Истец полагает, что при увольнении работодателем нарушены его права в расчете и назначении пенсии по выслуге лет. Непринятием ГУФСИН России по Красноярскому краю льготного стажа службы истца в <данные изъяты> при расчете выслуги лет при расчете пенсии истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях в связи с нарушением его прав. Истец оценивает причиненный ему моральный вред в размере 25000 рулей. Просит произвести расчет выслуги лет с учетом льготного стажа службы <данные изъяты>, а именно 22 года 8 месяцев 4 дня, назначить пенсию в размере 17149 рублей с учетом льготного стажа службы <данные изъяты> и с последующим перерасчетом с учетом увеличения (повышения) окладов денежного довольствия сотрудников ГУФСИН России по Красноярскому краю, взыскать с ГУФСИН России по Красноярскому краю в пользу Чернявского Ю.В. компенсацию морального вреда 25000 рублей, оплату госпошлины – 600 рулей.
Истец Чернявский Ю.В., его представитель по устному ходатайству <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю, представитель третьего лица ГУ МВД России по Красноярскому краю в зал судебного заседания не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, о отложении судебного заседания ходатайства не заявляли.
До судебного заседания от представителей ответчика <данные изъяты>, действующих на основании доверенностей (доверенности в материалах дела), поступили возражения на исковое заявление, согласно которым просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку льготная выслуга может быть предоставлена только при назначении пенсии от <данные изъяты>, тогда как истец был уволен из органов УИС. При расчете выслуги лет, выслуга лет по состоянию на 16.10.2020 года составляет в календарном исчислении 16 лет 10 месяцев 10 дней, в льготном исчислении 21 год 6 месяцев 29 дней.
До судебного заседания от представителя третьего лица ГУ МВД России по Красноярскому краю <данные изъяты> действующей на основании доверенности (доверенность в материалах дела), поступили письменные пояснения на исковое заявление, согласно которым Чернявский Ю.В. в соответствии со справкой от 02.12.2020 года проходил службу <данные изъяты>, что давало ему право на льготное исчисление выслуги лет – один месяц службы за одну треть месяца. Однако, данное льготное исчисление было бы возможно в двух случаях: 1) если бы Чернявский Ю.В. проходил службу в <данные изъяты> и был уволен с правом на пенсию из <данные изъяты>; 2) если бы Чернявский Ю.В. был переведен в <данные изъяты> в результате упразднения <данные изъяты> и уволен с правом на пенсию из органов внутренних дел. Таким образом, если бы Чернявский Ю.В. был уволен из органов внутренних дел на пенсию, то выслуга в льготном исчислении была бы ему засчитана в стаж службы для назначения пенсии (о чем говорится в архивной справке), однако Чернявский Ю.В. был уволен из ГУФСИН России по Красноярскому краю. Федеральный закон №305-ФЗ не регулирует расчет выслуги лет бывшим сотрудникам <данные изъяты> при увольнении из ГУФСИН России.
В силу ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу пп.«в» п.3 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются на льготных условиях – один месяц службы за один и одну треть месяца:
- время службы в подразделениях, выполняющих задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с перечнем подразделений и должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и на определяемых им условиях, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров;
- время службы в следственных подразделениях органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ за периоды участия в предварительном следствии по уголовным делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к подследственности этих органов, в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором указанной Службы, и на определяемых им условиях, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, в том числе лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определены Законом РФ 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ч.1 ст.6 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 необходимым условием назначения и выплаты пенсии за выслугу лет является увольнение со службы.
Пункт «а» ст.13 названного Закона устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии со ст.18 указанного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений данного Закона, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, которым определены как обычные, так и льготные условия исчисления выслуги лет.
Так, пунктом 1 Порядка установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается, в том числе служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе, в должностях стажеров) в календарном исчислении.
Периоды службы, засчитываемые в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определены пунктом 3 названного выше Порядка.
При этом специальной нормы, определяющей зачет в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 не содержит.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 18.03.2004 года №6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этого следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Включение в выслугу лет иных периодов трудовой (служебной) деятельности, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих определениях, относится к сфере усмотрения федерального законодателя. Устанавливая исходя из особенностей прохождения службы в органах внутренней службы и в иных правоохранительных органов правила исчисления выслуги лет сотрудникам указанных органов, законодатель вправе учитывать значимость приобретаемых в процессе осуществления той или иной трудовой (служебной) деятельности граждан на должностях правоохранительной службы определенного вида, необходимость привлечения на эту службу лиц, имеющих требуемую квалификацию, формирования профессионального и стабильного ее кадрового состава.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Чернявский Ю.В. <данные изъяты>
Приказом ГУФСИН России по Красноярскому краю № от 05.10.2020 года Чернявский Ю.В. с 16.10.2020 года уволен со службы в УИС по п.4 ч.2 ст.84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно выписке из приказа ГУФСИН России по Красноярскому краю № от 05.10.2020 года об увольнении истца выслуга лет по состоянию на 16.10.2020 года составляет в календарном исчислении 16 лет 10 месяцев 10 дней, в льготном исчислении 21 год 6 месяцев 29 дней.
Таким образом, судом установлено, что Чернявский Ю.В. с 08.06.2016 года был уволен из <данные изъяты> с учетом льготной выслуги лет, но без права на пенсию.
03.08.2017 года истец был принят на службу в органы УИС.
Оспаривая расчет выслуги, истец считает, что срок службы в <данные изъяты> подлежит зачету в льготном исчислении – 1 месяц службы за 1 месяц и одну трет, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 года №254, что не было учтено при его увольнении из органов УИС.
Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца в силу следующего.
В соответствии с п.10 ст.33 Федерального закона от 03.07.2016 года №305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Согласно п.11.1 ст.33 указанного выше Закона сотрудникам органов наркоконтроля, принятым на службу в органы внутренних дел в соответствии с частью 1 настоящей статьи, период со дня увольнения в связи с переводом в другой государственный орган до дня приема на службу в органы внутренних дел засчитывается в календарном исчислении в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Таким образом, льготная выслуга лет сохраняется при переводе на службу в ОВД, а также при увольнении из органов Госнаркоконтроля, тогда как истец был уволен и органов УИС.
Учитывая, что истец был уволен из органов УИС, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в учреждениях и органах УИС регламентирован Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».
Абзацем 20 пункта 1 указанного Постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается в календарном исчислении служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава /в том числе в должностях стажеров/.
Таким образом, ГУФСИН России по Красноярскому краю период работы истца в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ правомерно исчислен для назначения пенсии в календарном исчислении.
Доводы стороны истца о том, что при расчете выслуги лет для назначения истцу пенсии необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 года №254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям», которое, по мнению истца, дополняет указанное Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года N941, суд находит несостоятельными, поскольку действие Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 года №254 распространяется на сотрудников, увольняющихся из этих органов.
Указанное также подтверждается пунктом 3 указанного Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 года №254, согласно которому реализация мероприятий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Аналогичная позиция содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2016 года №АКПИ-16-287.
С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований к ГУФСИН России по Красноярскому краю о перерасчете выслуги лет, пенсии, а также во взыскании компенсации морального вреда в связи с отсутствием для этого законных оснований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чернявского Ю.В. к ГУФСИН России по Красноярскому краю о перерасчете выслуги лет, пенсии, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г.Красноярска.
Судья О.А. Шамова
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2021 года.