Дело № 2а-27/20
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 января 2020 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Соян Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лик, к С о прекращении действия права на управление транспортными средствами и обязании возвратить водительское удостоверение,
с участием заместителя прокурора <адрес> Т, представителя административного ответчика – адвоката К, действующего на основании ордера,
у с т а н о в и л :
прокурор Кызылской межрайонной прокуратуры О действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику, прося прекратить действия права на управление транспортными средствами С возвратить водительское удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ в Управление ГИБДД МВД Республики Тыва, указав, что межрайонной прокуратурой проведена проверка за соблюдением федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения. И проверкой установлено, что С состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница» с 2014 года с диагнозом: № <данные изъяты>». Согласно карточке операции с водительским удостоверением, представленной ОГИБДД МЛ МВД РФ «<адрес>», С ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение 1718461915 на право управления транспортными средствами категории «В, В1 (AS), М» со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Заключением врачебной комиссии ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница» № от ДД.ММ.ГГГГ С противопоказано управление транспортными средством согласно перечню медицинских противопоказаний, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Управление транспортным средством С с умственной отсталостью легкого неясного генеза, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
В судебном заседании административный истец – заместитель прокурора <адрес> Т административное исковое заявление поддержала по основаниям, указанным в нем.
С в судебное заседание не явился, его не удалось известить по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, в связи с чем, в соответствии со ст.54 КАС РФ, ему назначен представитель – адвокат К, который возражал против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ РТ «<адрес>» будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явился, и.о. главного врача Б просил рассмотреть дело без их участия.
Извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом представитель Управления ГИБДД МВД по <адрес>, не явился в суд, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения»), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 23 ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу статьи 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
При этом, перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Установлены обстоятельства, при которых несоответствующее установленным нормам состояние здоровья отдельных граждан, наделенных правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
На основании п. 2 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" вводятся ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, к числу которых относятся психические расстройства и расстройства поведения гражданина. Согласно указанному перечню в список психических расстройств включен диагноз "Умственная отсталость" (код болезни по МКБ-10:F70-79 («F70.09 Умственная отсталость легкая неясного генеза»).
В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств, утвержденного Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 344н, медицинские заключения по результатам обследований врачом-психиатром и врачом - психиатром-наркологом, а также по результатам исследований, проведенных в соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 6 настоящего Порядка, оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (зарегистрирован в Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 24366).
Согласно пункту 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В силу пунктов 11, 12 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), медицинское заключение оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) на основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований (включая сведения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения по поводу заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством, заключения врачей-специалистов), инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Согласно заключению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ РТ «Республиканская психиатрическая больница», С состоит на учете с 2014 года с диагнозом «F70.09 Умственная отсталость легкая неясного генеза». Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1604, входит в перечень противопоказаний к управлению транспортным средством.
Из ответа ГБУЗ РТ «<адрес>» на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 2014 года С состоит на учете врача-психиатра с диагнозом «Умственная отсталость легкая неясного генеза».
Межрайонным регистрационно-экзаменационным отделом ГИБДД МВД по РТ ДД.ММ.ГГГГ С выдано водительское удостоверение № с правом управления транспортными средствами категории «№» со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, наличие у С. диагноза «<данные изъяты>» свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. Данных достоверно свидетельствующих о снятии Сата с указанного учета в связи с выздоровлением материалы дела не содержат.
Таким образом, суд считает, что у административного ответчика имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, которое, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Соответственно, суд с учетом наличия у С медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора и считает необходимым прекратить действия предоставленного ответчику права на управление транспортными средствами.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурор обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Тыва, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к С о прекращении действия права на управление транспортными средствами и обязании возвратить водительское удостоверение – удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по водительскому удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать С возвратить водительское удостоверение в Управление ГИБДД МВД по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Ш.Манчыылай