Дело № 5-1234/2023
16RS0049-01-2023-008919-42
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
11 декабря 2023 года город Казань
Судья Ново-Савиновского районного суда города Казани Р.Г. Хусаинов, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 18.15 ч.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Поволжское Строительное Предприятие», ИНН №--, ОГРНИП №--, юридический адрес: ... ...,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, --.--.---- г. сотрудниками отдела полиции №17 «Ямашевский» УМВД Росии по г.Казани в ходе проведения проверочных мероприятий на строительном объекте ООО «Поволжское Строительное Предприятие», по адресу: ... ...Е, был выявлен гражданин Республики ... ... ФИО2, который осуществлял трудовую деятельность на строительной площадке вышеуказанного строительного предприятия без заключения трудового договора и предоставления документов, разрешающих осуществлять трудовую деятельность иностранным гражданам на территории РФ.
Тем самым, ООО «Поволжское Строительное Предприятие» нарушило требования ч.4 ст.13 Федерального закона № 115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ», что влечет административную ответственность, предусмотренную ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель ООО «Поволжское Строительное Предприятие» ФИО3, представляющая интересы на основании доверенности от --.--.---- г., в судебном заседании вину не признала. В случае признании виновным в совершении административного правонарушения просит назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении специалист-эксперт отдела по вопросам миграции ОП №7 «Гагаринский» УМВД России по г.Казани ФИО8 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, выслушав представителя привлекаемого лица, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "ПСП" к административной ответственности) привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами) (пункт 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным Федеральным законом.
В статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ определено, что разрешением на работу признается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности. Патент - это документ, подтверждающий в соответствии с названным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Факт правонарушения подтверждается следующими письменными материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении, совершенным индивидуальным предпринимателем №-- от --.--.---- г.
- постановлением Ново-Савиновского районного суда г.Казани от --.--.---- г., из которого следует что ФИО5 осуществлял трудовую деятельность на строительной площадке по адресу: ... ...Е без соответствующего разрешения, в связи с чем был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.18.10 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением;
- решением Верховного суда Республики Татарстан от --.--.---- г., согласно которому вышеуказанное постановление Ново-Савиновского районного суда г.Казани оставлено без изменения.
- письменным объяснением представителя ООО «Поволжское Строительное Предприятие»;
- рапортом начальника ОП №17 «Ямашевский» УМВД России по г.Казани ФИО9 и иными материалами дела;
Состав административного правонарушения по ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях образует факт привлечения к работе иностранного гражданина, право которого на осуществление трудовой деятельности не подтверждено в установленном законом порядке. Наличие оформленного трудового либо иного договора не является необходимым элементом объективной стороны правонарушения.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, включают противоправные действия, которые выражены в привлечении иностранных лиц к трудовой деятельности при отсутствии патента на работу.
Судом установлено, что ООО «Поволжское Строительное Предприятие» допустило к работе иностранного гражданина, - гражданина ... ... ФИО2 при отсутствии патента на работу на территории РФ. Исключительных обстоятельств, определенных ст. 13 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 25.07.2002 года « О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации» при которых патент не требуется судьей не выявлено.
Суд квалифицирует действия ООО «Поволжское Строительное Предприятие» по ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Довод привлекаемого лица об объединении дел, выявленных в ходе проведения одного оперативно-профилактического мероприятия, в одно производство не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае действует специальная норма закона, а именно пункт 2 примечания к статье 18.15 КоАП РФ (В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.)
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данные обстоятельства установлены полно, всесторонне и достаточны для признания вины ООО «Поволжское Строительное Предприятие» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, в силу ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.
В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания судья учитывает, что основным непосредственным объектом рассматриваемого административного правонарушения является защита государственной границы, и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ, посредством соблюдения требований законодательства РФ в части допуска иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ООО «ПСП» является отсутствие сведений о привлечении ранее к административной ответственности, наличие дел о банкротстве, рассматриваемых в Арбитражном суде РТ (дело №А65-30188/2023), где ООО «ПСП» является ответчиком; сведения о приостановлении операций по счетам в банке, наличие сертификата о награждении ООО «ПСП» в номинации лучший работодатель.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность, судом не усматривается.
С учетом обстоятельств совершения правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, отсутствия отягчающих обстоятельств наказание, суд полагает возможным назначить наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа.
Вместе с тем, в силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Снижение размера штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет индивидуализировать административную ответственность и назначить справедливое и соразмерное административное наказание с учетом баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса.
Суд, учитывая характер совершенного правонарушения, степень вины ООО «Поволжское Строительное Предприятие», его имущественного и финансового положения, исходя из конституционного принципа соразмерности административного наказания, с учетом баланса публичных и частных интересов, когда в целях поддержки экономики, бизнеса в условиях значительной санкционной нагрузки государство вводит меры поддержки, способствующие стабилизации материального положения хозяйствующих субъектов, руководствуясь указанными положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях, считает возможным снизить размер административного штрафа до 125 000 рублей, что является разумным и справедлив и будет способствовать достижению целей исправления правонарушителя и предупреждению совершения новых противоправных деяний.
Суд не находит оснований для признания совершенного ООО «Поволжское Строительное Предприятие» правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок по обеспечению реализации единой государственной миграционной политики.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Поволжское Строительное Предприятие »привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание с применением частей 3.2, 3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам: получатель УФК по РТ (УВМ МВД по РТ), ИНН: №--, КПП №--, ОКТМО №--, номер счета получателя №--, БИК №--, кор.счет №--, КБК №--.
Разъяснить, что в случае неуплаты штрафа в указанные сроки возможно привлечение к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Ново-Савиновский районный суд города Казани в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья Р.Г. Хусаинов