Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года пос.ж.д. <адрес>
Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тазиева Н.Д.,
с участием представителя истца Эстулина И.В.,,
при секретаре Дербеневой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайламутдиновой З. С. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» о включении периоды работы в специальный трудовой стаж работы, обязании назначить досрочную пенсию по старости, компенсации морального вреда,
установил:
Гайламутдинова З.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указывает следующее.
В связи с достижением пенсионного возраста она обратилась в Управление Пенсионного фонда <адрес> Республики Татарстан с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии. К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы: паспорт гражданина, трудовую книжку, диплом об образовании, справки работодателей, справки о фактическом заработке, архивные справки.
Решением Управление Пенсионного фонда <адрес> Республики Татарстан № № от «16» июля 2018 г., в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано, при этом не включены в педагогический стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского садика №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы №, с 01,01.1995 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы лицея №
Считаю отказ в назначении пенсии незаконным, в оспариваемые периоды она работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы- лицея №, но в связи утерей книг начисления заработной платы за 1991-1995года по школе №<адрес> и с 01,01.1995 по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по школе-лицей №<адрес>.
Характер ее работы в оспариваемые периоды подтверждается архивными справками со школы № и школы-лицея №.
Пенсионный фонд РФ обязан был назначить ей трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ, однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил ее право на получение пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 131-132 Гражданского процессуального кодекса РФ, Федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №
На основании изложенного просит: признать решение Управление Пенсионного фонда <адрес> Республики Татарстан № № ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда <адрес> Республики Татарстан включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы- лицея № в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; обязать Управление Пенсионного фонда <адрес> Республики Татарстан назначить Гайламутдиновой З. С. трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ; взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 500 рублей.
В судебном заседании представитель истца Эстулин И.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела и пенсионного дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Из ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что согласно решению Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа 25 лет на соответствующих видах работ. В данном решении указано, что стаж истицы составляет для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью 16 лет 06 месяцев 10 дней. В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы с 28.07.1983г. по 30.11.1990г., в должности воспитателя детского сада №, с 01.12.1991г. по 25.08.1995г. в должности учителя средней школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по 01.08:2002 в должности учителя школы-лицея № <адрес>, ввиду отсутствия документов компетентного органа Республики Узбекистан, подтверждающих факт формирования права на пенсию по основанию, аналогичному нормам пенсионного законодательства Российской Федерации, на территории Республики Узбекистан.
Согласно решению Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» №№1 от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа 25 лет на соответствующих видах работ. В данном решении указано, что стаж истицы составляет для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью 16 лет 06 месяцев 10 дней. В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 29.10.2013г по 31.10.2013г, 17.11.2016г - отпуск без сохранения заработной платы; с 28.07.1983г. по 30.11.1990г., в должности воспитателя детского сада № - печать не читаема; с 01.12.1991г. по 25.08.1995г. в должности учителя средней школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы-лицея № <адрес>, ввиду отсутствия документов компетентного органа Республики Узбекистан, подтверждающих факт формирования права на пенсию по основанию, аналогичному нормам пенсионного законодательства Российской Федерации, на территории Республики Узбекистан.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 вышеназванного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего С. за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования С. вплоть до распада ДД.ММ.ГГГГ, а после распада этих государств - до ДД.ММ.ГГГГ.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками С. территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
В указанной связи, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками С. для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после ДД.ММ.ГГГГ необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Материалами пенсионного дела подтверждается, что пенсионным органом соответствующие запросы были направлены, однако от компетентных учреждений (органов) Республики Узбекистан ответы на данные запросы не поступили.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что период работы истицы с 28.07.1983г. по 30.11.1990г., в должности воспитателя детского сада № и с 01.12.1991г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя средней школы № подлежит зачету в специальный стаж, учитывая, что указанные должности и учреждения указаны перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»). Указанные периоды работы подтверждаются трудовой книжкой. Ссылку ответчика о том, что в трудовой книжке печать не читаема, суд считает не обоснованным.
При этом ответчик обоснованно не включил в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 29.10.2013г по 31.10.2013г, 17.11.2016г - отпуск без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по 25.08.1995г. в должности учителя средней школы №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя школы-лицея № <адрес>, ввиду отсутствия документов компетентного органа Республики Узбекистан.
Учитывая, что истица к моменту обращения с заявлением о назначении пенсии не имела 25 летнего специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, включая спорные периоды, которые подлежат включению в специальный стаж, следовательно в удовлетворении требований истицы назначить досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ следует оказать.
Согласно ст. 151 ГК РФ моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
По делу не установлено причинение ответчиком каких-либо физических или нравственных страданий истице, соответственно требование о компенсации морального вреда в исковом заявлении является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Гайламутдиновой З. С. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» о включении периоды работы в специальный трудовой стаж работы, обязании назначить досрочную пенсию по старости, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Государственного учреждения «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» № КЭ01-12/2086 от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включении в специальный стаж периоды работы Гайламутдиновой З. С. с 28.07.1983г. по 30.11.1990г., в должности воспитателя детского сада № и с 01.12.1991г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя средней школы №.
Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан» включить периоды работы Гайламутдиновой З. С. с 28.07.1983г. по 30.11.1990г., в должности воспитателя детского сада № и с 01.12.1991г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя средней школы № в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Н.Д. Тазиев