Решение по делу № 2-1279/2021 от 11.06.2021

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

«08» октября 2021 года                                 г. Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Качан С.В.,

при секретаре Сычевой Т.И.,

с участием прокурора Суровой Л.Л.,

представителя администрации Шкотовского муниципального района Приморского края Калашник Т.О.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края к Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края, МБДОУ «Детский сад № 40 «Маячок» п. Подъяпольское Шкотовского муниципального района Приморского края, третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, Министерство образования Приморского края, о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Большекаменский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края, МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.ПодъяпольскоеШкотовского муниципального района Приморского края о возложении обязанности. В обоснование требований указал, чтоБольшекаменской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МБДОУ«Детский сад №40 «Маячок» п. Подъяпольское, которому присвоена 3 категория опасности, законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Установлено, что в нарушение п.п. «б» п.25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, в МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п. Подъяпольское не обеспечена охрана объекта путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности образовательной организации общего образования недопустимы, поскольку влекут нарушение предусмотренных законодательством прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40 «Маячок» п. Подъяпольское не имеет самостоятельных денежных средств для устранения выявленных нарушений, учредителем указанного образовательного учреждения является администрация Шкотовского муниципального района.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, проситв целях защиты законных прав неопределенного круга лиц, возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.ПодъяпольскоеШкотовского муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор с частной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны на осуществление охраны МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское»; возложить обязанность на учредителя МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское – администрацию Шкотовского муниципального района, обеспечить финансирование для оплаты услуг частной охранной организации или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Определением суда от 13.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство образования Приморского края.

В судебном заседании старший помощник Большекаменского межрайонного прокурора Сурова Л.Л. на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем основаниям.

Представитель администрации Шкотовского муниципального района по доверенности Калашник Т.О. против удовлетворения требований возражала, указав, что заявленные Большекаменским межрайонным прокурором требования, вытекают из публичных отношений, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Администрация Шкотовского муниципального района реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов, регулирующих отношения по соответствующим вопросам местного значения. Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень способов защиты права, при этом такого способа как «возложение обязанности» указанная норма не содержит. Таким образом, в порядке гражданского судопроизводства заявленные прокурором требования рассмотрению не подлежат, возложение судом обязанности по совершению определенных действий поставлено в зависимость от признания судом незаконности предшествовавшего действия (бездействия) и по своей сути является мерой восстановления нарушенного права.

Просит принять во внимание, что помимо указанного дела, Шкотовским районным судом рассматриваются еще 12 аналогичных дел, при этом для заключения договоров на физическую охрану в соответствии стребованиями постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 из бюджета Шкотовского муниципального района в 2021 году необходимо выделить денежные средства в размере 8 208 000 руб. и в 2022 году – 24 624 000 руб. Остаток денежных средств в бюджете района в текущем году составляет 52 226 098,18 руб., из которых 32 397 020,04 руб. составляют расходы на программные мероприятия, остальные перечисленные расходы относятся также к обязательным. На 2022 год остаток запланирован в размере 13 239 717,45 руб., поскольку с 2021 года сокращены дотации из краевого бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Бюджетные средства Шкотовский муниципальный район расходует на решение всех вопросов местного значения, а не только на содержание образовательных учреждений, недопустимо расходование бюджетных средств на решение вопросов местного значения за счет средств местного бюджета для реализации прав одних граждан с ущемлением прав остальных жителей муниципального района.Выполнить мероприятия, связанные с обеспечением охраны образовательных учреждений, только за счет финансовых средств Шкотовского муниципального района не представляется возможным в связи с отсутствием свободных средств в местном бюджете. Прокурором не представлены доказательства соразмерности затрат на охрану детских садов с размером доходов бюджета Шкотовского муниципального района, между тем, восстановление и защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполним. Определив в подпункте «б» пункта 25 Требований одним из мероприятий по антитеррористической защищенности образовательной организации обеспечение физической охраны, Правительство не указало на источник финансирования такого мероприятия. Особенности финансового обеспечения оказания государственных муниципальных услуг в сфере образования установлены статьей 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из анализа части 2 указанной статьи, а также Методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 31.07.2014 года №08-1002 «О направлении методических рекомендаций») следует, что финансирование мероприятий по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. Кроме того, при определении срока для исполнения ответчиками решения суда прокурором не учтены положения части 2.9 ст.77 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ в части необходимости соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п. Подъяпольское в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица – Министерство образования Приморского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования Приморского края. Согласно представленному письменному отзыву, полагает, что обеспечение антитеррористической безопасности муниципальных образовательных организаций является обязательством органов местного самоуправления. Являясь субъектом антитеррористической деятельности, органы местного самоуправления, обеспечивают финансирование образовательного учреждения, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Вопрос о состоянии антитеррористической защищенности образовательных организаций Приморского края в текущем году трижды рассматривался на заседаниях рабочей группы при Антитеррористической комиссии Приморского края, а также заседаниях Антитеррористической комиссии Приморского края, в том числе совместно с Оперативным штабом в Приморском крае. Главам муниципальных образований рекомендовано: определить перечень наиболее уязвимых объектов (организаций) и в кратчайший срок завершить их оборудование техническими средствами охраны; определить потребность финансовых средств для обеспечения физической охраны сотрудниками ФГУП «Охрана» и сотрудниками лицензированных ЧОП; рассмотреть вопрос о выделении дополнительных финансовых средств на обеспечение охранных мер; рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании (перераспределении финансовых средств) на установку кнопок тревожной сигнализации на объектах образования с учетом присвоенной категории опасности.

Также главам муниципальных образований Приморского края письмами министерства образования Приморского края от 08.06.2021 №23/5788 и от 26.08.2021 №23/8339 рекомендовано безотлагательно принять меры к перераспределению имеющихся финансовых средств с учетом приоритетности расходов по завершению мероприятий по инженерно-техническому оснащению объектов образования и выполнению Требований к антитеррористической защищенности объектов образования данной части в полном объеме до конца текущего года.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п. Подъяпольское осуществляет образовательную деятельность, учредителем указанного дошкольного образовательного учреждения является Шкотовский муниципальный район Приморского края, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Шкотовского муниципального района.

В ходе проведенной Большекаменской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности установлено, что здание и территорияМБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п. Подъяпольское, которому присвоена 3 категория опасности, не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; договор на такую охрану не заключен.

Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

Федеральным законом от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно п.4 ст.3 Федерального закона N 35-ФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

В силу п. 17Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Пунктом 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных требований).

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Таким образом, в целях исполнения п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п. Подъяпольскоедолжен быть заключен соответствующий договор и обеспечено физическое нахождение охранников в данном образовательном учреждении.

При этомисполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно обеспечение на объекте нахождения охранных структур с заключением соответствующего договора является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления.

Так, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителемМБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п. Подъяпольское, орган местного самоуправления обязан обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Применительно к детским садамуказанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 N 1006 пп. "б" п. 25, признающего такое присутствие обязательным.

Довод администрации Шкотовского муниципального района об отсутствии определенного источника финансирования, недостаточность финансирования не может являться основанием для невыполнения обязанности, установленной действующим законодательством об антитеррористической защищенности, при этом изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции муниципального образования как учредителя.Выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями действующее законодательство не связывает.

В соответствии с положениями ст.ст.8, 99 Федерального закона N 273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", на которые ссылается администрация Шкотовского муниципального района, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, т.е. к сфере, отнесенной к образовательному процессу, а не мерам антитеррористической защищенности.

Поскольку к вопросам местного значения муниципального образования относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль над исполнением данного бюджета, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района, именно в компетенцию органа местного самоуправления входит формирование статьи бюджета муниципального района и выделение денежных средств на профилактику терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Учитывая изложенное, требования, заявленные прокурором являются обоснованными и, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, направлены на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в будущем.

Вместе с тем, предложенный прокурором срок исполнения возложенных на ответчиков обязанностей суд находит недостаточным и полагает разумным установить срок исполнения обязанностей, связанных с заключением договора с частной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны на осуществление охраны МБДОУ «Детский сад №40 «Маячок» п.Подъяпольское - в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При этом суд отмечает, что 3 категория опасности присвоена указанному муниципальному бюджетному учреждению в 2020 году, о чем орган местного самоуправления был осведомлен, соответственно, имел возможность заблаговременно принять меры, связанные с изысканием финансирования для выполнения предусмотренной действующим законодательством обязанности.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № 40 «Маячок» п. Подъяпольское Шкотовского муниципального района в течение четырёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор с частной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющим право на создание ведомственной охраны на осуществление охраны МБДОУ «Детский сад № 40 «Маячок» п. Подъяпольское.

Возложить обязанность на учредителя МБДОУ «Детский сад № 40 «Маячок» п. Подъяпольское - администрацию Шкотовского муниципального района, обеспечить финансирование для оплаты услуг частной охранной организации или подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющего право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд, то есть с 12.10.2021.

Судья                                           С.В. Качан

2-1279/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Большекаменский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Шкотовского муниципального района
МБДОУ - "Детский сад № 40 "Маячок" п. Подъяпольское
Другие
Министерство образования Приморского края
Суд
Шкотовский районный суд Приморского края
Судья
Качан Сергей Викторович
Дело на странице суда
shkotovsky.prm.sudrf.ru
11.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2021Передача материалов судье
16.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
08.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее