Решение по делу № 2а-1042/2021 от 29.07.2021

дело № 2а-1042/2021

УИД: 27RS0013-01-2021-001769-07

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Амурск, Хабаровский край

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Караваевой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Черенковой Л.В.,

с участием административного истца Ражаева М.В.,

представителя ответчиков: ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Руновой Е.В., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Вихарева В. Ю. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действия (бездействие), выразившиеся в ненадлежащей организации питания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

УСТАНОВИЛ:

    Вихарев В.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее ФСИН России) о признании незаконными действия (бездействие), выразившиеся в ненадлежащей организации питания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В обоснование требований указал, что с 10 августа 2018 года он отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. В период с 01 июня 2021 года по 22 июня 2021 года ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не обеспечивало его сахаром, в частности сахар не добавлялся в чаи и компоты. Обратившись 07 июня 2021 года к администрации учреждения с заявлением об отсутствии сахара в напитках, ответа не получил. На обращение с аналогичным заявлением 23 июня 2021 года в УФСИН России по Хабаровскому краю, административным истцом был получен ответ, из которого разъяснений по существу на свой вопрос не получил.

    Ссылаясь на соответствующие правовые нормы в части обеспечения осужденных продуктами питания, полагает, что в данном случае имеет место нарушение условий его содержания в исправительном учреждении, выразившееся в необеспечении истца надлежащими продуктами питания (сахаром) по вине ответчиков.

    Просит суд, с учетом уточнений признать незаконными действия (бездействие) административных ответчиков в части необеспечения его продуктами питания (сахаром) в период с 01 июня 2021 года по 22 июня 2021 года, взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившееся в невыдаче сахара в период с 01.06.2021 по 22.06.2021, в размере 3000 руб.

    Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 30 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю.

    В судебном заседании административный истец Вихарев В.Ю., участие которого обеспечено посредством видеоконференц-связи, на удовлетворении иска настаивал. Пояснил, что сахар отсутствовал в напитках, при раздаче пищи с 01 июня 2021 года по 22 июня 2021 года, с 23 июня 2021 года организация питания была восстановлена.

    Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю Рунова Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях по иску, пояснив, что в соответствии с приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительном системы», учреждения УИС получают продовольствие с продовольственных складов территориальных органов ФСИН России, в подчинении которых они находятся; от учреждения УИС другого территориального органа ФСИН России по указанию ФСИН России; от поставщиков продовольствия по заключенным контрактам, договорам. В период с 02 июня 2021 года по 22 июня 2021 года в исправительном учреждении действительно отсутствовал сахар, а также продукты его заменяющие по причине несвоевременного обеспечения территориальным органом ФСИН. После поступления сахара в учреждение питание осужденных соответствует установленным нормам. Полагает, что требование истца о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ИУ удовлетворению не подлежит, поскольку истцом не представлено каких-либо фактических обстоятельств допущенных нарушений, кроме того, размер требуемой компенсации не отвечает требованиям разумности и справедливости.

    Представители заинтересованных лиц – Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

    В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, явка которых не признана судом обязательной.

    Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Частью 11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действиями законных интересов гражданина или организации.

    В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 КАС РФ, при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 названной статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии со ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

В Российской Федерации гарантируются уважение и охрана прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение законности применения средств их исправления, их правовой защиты и личной безопасности при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации, определяемые исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Статьей 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно подпункту 1 пункта 7 Положения, ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона РФ от 21 июля 1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Статьей 13 указанного Закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условиям для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

В силу пункта 11 статьи 12 УИК РФ при осуществлении, прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В силу части 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вихарев В.Ю. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с 10.09.2018.

Согласно справки ФКУ ИК-6 от 23.08.2021 за подписью Инспектора ОКБИ и ХО, сахар в учреждении отсутствовал с 01 июня 2021 года по 23 июня 2021 года, по причине несвоевременного обеспечения территориальным органом ФСИН. Замена сахара не производилась ввиду того, что заменяемые продукты так же отсутствовали.

Книга учета проверки качества пищи за спорный период, несмотря на отметки об удовлетворительном качестве пищи, каких либо отметок о приготовлении чая с сахаром не содержит.

В связи с отсутствием сахара в приготовленных напитках, Вихарев В.Ю. обратился к УФСИН России по Хабаровскому краю с заявлением по факту ненадлежащей организации питания.

Из ответа УФСИН России по Хабаровскому краю от 16 июля 2021 года по факту обращения Вихарева В.Ю., следует, что питание осужденных организовано в соответствии с с действующим законодательством в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время".

Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержден Приказом ФСИН РФ от 02.09.2016 N 696.

В соответствии с п. 8 названного приказа начальник учреждения УИС отвечает за организацию питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых. осуществляет контроль за организацией питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, правильным зачислением их на довольствие, расходом продуктов по утвержденным в установленном порядке нормам. Начальник учреждения УИС через соответствующие службы учреждения УИС обеспечивает, в том числе, своевременное получение и организацию хранения продовольствия, содержание запасов продовольствия в размерах, установленных Министерством юстиции Российской Федерации.

Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы".

Пунктом 7 части 1 указанного Постановления установлены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (далее - нормы замены) (приложение N 7), из которых следует, что в случае отсутствия сахара, необходимо его заменять: карамелью, вареньем, джемом, повидлом, мармеладом, печеньем, вафлями, халвой, пастилой.

    Несмотря на отсутствие сахара в исправительном учреждении, замена его на вышеуказанные продукты не производилась по причине отсутствия данных продуктов, что также стороной ответчика не оспаривалось.

В нарушение указанных положений ФКУ ИК-6 не обеспечила наличие сахара, либо продуктов его заменяющих в период с 01.06.2021 по 22.06.2021.

При таких обстоятельствах, поскольку в означенный период сахар в исправительном учреждении отсутствовал, суд, установив факт ненадлежащей организации питания выразившейся в отсутствии сахара в период с 01.06.2021 по 22.06.2021 приходит к выводу о том, что права Вихарева В.Ю., выразившиеся в лишении употреблять в пищу положенные ему продукты питания (сахар) были нарушены, в связи с чем требование административного истца о признании незаконными действий (бездействия) ответчиков, выразившихся в ненадлежащей организации питания осужденного Вихарева В.Ю. в вышеуказанный период, подлежит удовлетворению, поскольку нарушение прав осужденного было допущено вследствие ненадлежащей организации взаимодействия между исправительными учреждениями.

Доводы представителя ответчиков об отсутствии нарушений в указанной части судом отклоняются, поскольку в соответствии с п. 18 приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительном системы» обязанность по обеспечению осужденных продовольствием возложена как на ФСИН России, так и на его территориальные органы.

Доводы административного ответчика, о том, что организация питания был нарушена с 02 июня 2021 года, судом отклоняются как необоснованные, поскольку опровергаются представленными стороной ответчика доказательствами. Меню-требование на выдачу продуктов питания № 0504202 от 01.06.2021 содержит сведения о том, что сахар в период с 01.06.2021 - 06.06.2021 в напитки осужденным при приготовлении пищи добавлялся, вместе с тем в накопительной ведомости по расходу продуктов питания за период с 01.06.2021 по 23.06.2021 года факт выдачи продуктов питания за 02.06.2021, 03.06.2021, 04.06.2021. 05.06.2021, 06.06.2021 отсутствует. Обстоятельство того, что 01.06.2021 наличие сахара в учреждении составляло меньше положенной нормы, стороной ответчика не опровергается, и подтверждается представленными доказательствами.

Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд исходит из того, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; при определении размера компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых.

Каких-либо негативных последствий для административного истца, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, судом не установлено (доказательств обратного суду не представлено).

В силу приведенных обстоятельств права осужденного Вихарева В.Ю., гарантированные Конституцией Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Порядка организации питания осужденных, утв. приказом ФСИН России от 02.09.2016 N 696 были нарушены.

Совокупность оснований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) должностных лиц и органа государственной власти, установлена.

Учитывая характер и продолжительность допущенных ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушений и его последствия, обстоятельства дела, принимая во внимание, что обстоятельства, на которые ссылался административный истец в обоснование исковых требований, в части нарушения его права на надлежащие условия содержания, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, что в силу статьи 227.1 КАС РФ является обязательным условием для взыскания денежной компенсации, суд полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в размере 1500,00 руб.

Оснований для взыскания компенсации в большем размере суда не имеется,

Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению.

По изложенному и руководствуясь ст.ст. 175-180, 182, 227, 227Л, 228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Вихарева В. Ю. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю. Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю. Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий (бездействие), выразившиеся в ненадлежащей организации питания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - удовлетворить частично.

Признать незаконным действия (бездействие) Федерального казенного учреждения ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в ненадлежащей организации питания Вихарева В. Ю. в период с 01 июня 2021 года по 22 июня 2021 года.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу Вихарева В. Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1500 рублей 00 копеек.

Решение в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации

В остальной части иска отказать.

Копию решения в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                        Н.П. Караваева

Мотивированное решение изготовлено 08.09.2021 (выходные дни 28.08.2021, 29.08.2021, 04.09.2021, 05.09.2021).

Судья                                    Н.П. Караваева

2а-1042/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Вихарев Виталий Юрьевич
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по Хабаровскому краю
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю
Другие
Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю
Министерство финансов РФ
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Караваева Наталья Петровна
Дело на странице суда
amursky.hbr.sudrf.ru
29.07.2021Регистрация административного искового заявления
30.07.2021Передача материалов судье
30.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2021Рассмотрение дела начато с начала
16.08.2021Подготовка дела (собеседование)
16.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее