Решение по делу № 12-146/2022 от 17.03.2022

                           к делу
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск                                   25 апреля 2022 г.

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Котова В.А.,

при ведении протокола помощником судьи Бухаровой Д.Ю.,

с участием: представителя должностного лица ФИО7 - ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица заместителя начальника Краснодарской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» - ФИО7 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – заместитель начальника Краснодарской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, должностное лицо – заместитель начальника Краснодарской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» ФИО7 подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В обоснование жалобы указал, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения выездной плановой проверки, посредством осмотра территории объекта HBOC П по адресу: 353906, <адрес> установлено, что материалы по отнесению образующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности, а также соответствующие паспорта, не относящиеся к V классу опасности, у Общества отсутствовали. С данными выводами ФИО7 не согласен, считает, что события административного правонарушения, а значит и вины должностного лица во вменяемом правонарушении не имеется, ввиду следующего.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Общество при осуществлении своей деятельности образует отходы (обрезь натуральной древесины, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками) которые образовались в результате проведения хозяйственных работ и своевременно определены в места (площадки) временного накопления по видам отходов, согласно договору о вывозе отходов от 19.05.2021г. О данном факте сообщено Черноморо - Азовскому морскому управлению Росприроднадзора. При этом на объекте НВОС П указанные в предписании отходы: лом и отходы стальных изделий незагрязненные, отходы рубероида, бой асбестоцементного шифера - фактически отсутствовали. Документы (фото и видеоматериалы), подтверждающие факт наличия указанных отходов не предоставлены, и как приложение к указанному Акту не оформлены. Помимо этого, акт осмотра содержит информацию, согласно которой в границах территории Общества расположено строение (уличный туалет), используемое для накопления хозфекальных стоков, образующихся от жизнедеятельности человека. Данный вид отходов относится к отходам 4 класса опасности. Заявитель считает, что данный факт не соответствует действительности, поскольку уличный туалет не используется с 2015 года, полностью очищен и не образует выбросов вредных веществ в атмосферу. О данных фактах своевременно сообщено ДД.ММ.ГГГГ письмом /НГЧ Черноморо - Азовскому морскому управлению Росприроднадзора и повторно направлено с возражениями от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ФИО7 согласно должностной инструкции не отвечал за выполнение на объекте НВОС П правил и требований природоохранного законодательства. Обязанность за соблюдение требований природоохранной деятельности в соответствии с приказом «О распределении обязанностей среди руководящего состава дистанции» возложена на главного инженера дистанции, действовавшего в момент проведения плановой выездной проверки.

В судебном заседании представитель должностного лица ФИО7 -ФИО4, подтвердил доводы, изложенные в жалобе, просил жалобу удовлетворить.

Представитель Черноморо–Азовского морского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом.

С учетом положений п.2 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.

Выслушав пояснения представителя должностного лица, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно нормам статьи 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно нормам части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с Приказом руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -КНД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «РЖД».

Предметом вышеуказанной проверки являлось соблюдение ОАО «РЖД» обязательных требований природоохранного законодательства.

По результатам данной проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ, которые зафиксированы в акте проверки -КНД/ПР/2021 от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра территории объекта НВОС П по адресу: 353906, <адрес> было установлено, что образующиеся в процессе хозяйственной деятельности отходы, в т.ч. не отраженные в Проекте: обрезь натуральной чистой древесины (код по ФККО 5), лом и отходы стальных изделий незагрязненные (код по ФККО ), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код по ФККО ), зола от сжигания отходов потребления на производстве, подобных коммунальным (код ФККО ), отходы рубероида (код ФККО ), бой асбестоцементного шифера.

Также в ходе осмотра установлено, что в границах вышеназванной территории расположено строение (уличный туалет), используемое для накопления хозфекалъных стоков, образующихся от жизнедеятельности человека. В соответствии Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ ) данный вид отходов соответствует виду отхода 4 класса опасности Отходы (осадки) из выгребных ям (код ФККО ).

Материалы по отнесению вышеперечисленных отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, а также соответствующие паспорта, не относящиеся к V классу опасности, предусмотренные ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у Общества отсутствовали.

Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработанного Краснодарской дистанцией гражданских сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в 2018 году и действующего на момент проверки, деятельность предприятия не связана с производством.

Основным видом деятельности объектов Краснодарской дистанции гражданских сооружений - СП СКДЭЗ - СП СКЖД - филиала ОАО «РЖД» является выработка и подача тепла и горячей воды от котельных в производственные помещения структуры железной дороги, а также обслуживание зданий, сооружений и котельных, находящихся на балансе предприятия.

Выявлено 7 видов отходов, образующихся в процессе производственной деятельности предприятия; годовой объем образования отходов в целом по предприятию составляет 9,374т.; использование отходов в качестве вторичного сырья предприятие не осуществляет, вывозит и утилизирует их по договору со сторонней организацией.

В деятельности предприятия образуются следующие виды собственных отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые люминесцентные утратившие потребительские свойства; тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); смет с территории предприятия малоопасный; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; инструменты лакокрасочные (кисти, валики), загрязненные лакокрасочными материалами (в количестве менее 5%); остатки и огарки электродов.

Приказом Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для Краснодарской дистанции гражданских сооружений - СП СКДЭЗ - СП СКЖД - филиала ОАО «РЖД» (Новороссийское направление: ст. Новороссийск, производственный участок).

Согласно части 12 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, является акт о его консервации или ликвидации.

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04- 36/5287«Об актуализации учетных сведений объектов НВОС» (вместе с «Методическими рекомендациями по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр», «Методическими рекомендациями по снятию с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду»), документом, подтверждающим прекращение деятельности на объекте НВОС является акт о его консервации или ликвидации (пункт 12 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Как установлено судом, находящийся на объекте НВОС П уличный туалет не используется ОАО «РЖД» с 2015 года, полностью очищен и не образует выбросов отходов.

Данный факт подтверждается актом о консервации объектов основных средств , согласно которому на основании приказа главного инженера Северо-Кавказской железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ ЖЖАВ-14 в структурном подразделении - Краснодарская дистанция гражданских сооружений, выведен из эксплуатации и поставлен на консервацию объект основных средств: здание туалета, расположенного но адресу <адрес> по причине не использования в производственной и управленческой деятельности.

Доказательств фактического использования здания туалета, расположенного по адресу: <адрес> производственной и управленческой деятельности, административным органом суду не предоставлено.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что находящееся на объекте НВОС П строение, расположенный по адресу: Краснодарский кран, <адрес> не является туалетом и объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, а, следовательно, не образует отходов и выбросов.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Поскольку достаточных и достоверных доказательств, собранных в соответствие со ст. 26.2 КоАП РФ, о действительно образующихся в производственной или иной деятельности предприятия отходов материалы дела не содержат, а имеющиеся не могут в полной мере подтвердить вину лица, учитывая нормы статьи 1.5 КоАП РФ, имеющиеся неустранимые сомнения в виновности лица, суд толкует их в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, суд признает довод жалобы о недоказанности события административного правонарушения обоснованным.

Кроме того, руководствуясь Примечанием к статье 2.4 КоАП РФ, к должностным лицам относятся, в том числе, лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководители и другие работники иных организаций.

Ответственным лицом, за соблюдение требований природоохранной деятельности в момент проведения плановой выездной проверки, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении обязанностей среди руководящего состава дистанции», утвержденным начальником Краснодарской дистанции гражданских сооружений ФИО5, являлся главный инженер дистанции ФИО6

Это же следует из предоставленной суду должностной инструкции главного инженера Краснодарской дистанции – ФИО6 от 15.11.2017г.

В частности, полномочия в области охраны окружающей природной среды на объекте, имелись у ФИО6 в соответствии с пунктами 3.21, 3.22, 6.2, 6.6 должностной инструкции.

Однако, как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе должностной инструкции, привлеченный к административной ответственности ФИО7 являлся заместителем начальника Краснодарской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» и не наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, в отсутствие которых он не может быть признан должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

То обстоятельство, что согласно должностной инструкции в обязанности ФИО7 входит обязанность знать законодательство и иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере природопользования, директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы по вопросам, отнесенные к охране окружающей среды (п. 1.4) и что он несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, не свидетельствует о том, что данный работник наделен какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями по данному правонарушению.

Таким образом, будучи на момент проверки заместителем начальника Краснодарской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» ФИО7 не является должностным лицом, к которому по смыслу положений ст. 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, сформулированной в Определении (п. 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), работник организации, не наделенный организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, не может выступать субъектом административной ответственности. Вместе с тем, привлечь к ответственности действующего руководителя за нарушения, допущенные его предшественником, нельзя, поскольку вины действующего руководителя в этих нарушениях нет (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, п. 11Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных нормами статьи 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, обжалуемое лицом, привлекаемым к административной ответственности постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 -КНД/ПР/2022 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,

решил:

Жалобу должностного лица заместителя начальника Краснодарской дистанции гражданских сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» - ФИО7 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 -КНД/ПР/2022 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 КоАП РФ -удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 -КНД/ПР/2022 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица —ФИО7 к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ— отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья                                Котова В.А.

12-146/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ХАРИКОВ МАЙРБЕК ОСМАНОВИЧ
Суд
Ленинский районный суд г. Новороссийска
Судья
Котова Виктория Александровна
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
novorossisk-leninsky.krd.sudrf.ru
17.03.2022Материалы переданы в производство судье
06.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее