Дело №2-611/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Верх-Усугли 13 ноября 2017 года
Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Затеевой Т.В.,
при секретаре Филатовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Н.П. к МБОУ «Кыкерская СОШ» о взыскании задолженности по расходам, связанным со служебной командировкой,
УСТАНОВИЛ:
Алексеева Н.П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что работает в МБОУ «Кыкерская СОШ» <данные изъяты>. В период с 03.07.2016 г. по 07.07.2016 г., с 12.09.2016 г. по 17.09.2016 г. и с 26.06.2017 г. по 30.06.2017 г. находилась в служебной командировке, проходила курсы повышения квалификации в <адрес>. После приезда подготовила отчеты и предоставила их работодателю для оплаты понесенных расходов, однако командировочные расходы до настоящего времени ей работодателем не оплачены.
Просит суд взыскать с ответчика задолженность по расходам, связанным со служебной командировкой, в размере 7.649,85 рублей.
В судебное заседание истица Алексеева Н.П. не явилась, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.19).
Ответчик - МБОУ «Кыкерская СОШ» в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени слушания дела уведомлено надлежаще и своевременно.
Ответчик - администрация муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края, привлеченная к участию в деле определением суда (л.д.1), своего представителя в судебное заседание не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, указав в заявлении на непризнание иска, полагая, что у Администрации МР «Тунгокоченский район» отсутствует обязанность по финансированию денежных средств для оплаты командировочных расходов истцу, а также указав на пропуск истицей срока для обращения в суд для разрешения трудового спора (л.д.___).
Привлеченное определением суда (л.д.1) в качестве соответчика Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края своего представителя в судебное заседание не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, указав в заявлении на непризнание иска по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.___).
Исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Положениями ст.187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно ст.166 Трудового кодекса РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В силу ст.167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со ст.168 Трудового кодекса РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работникам государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лицам, работающим в органах местного самоуправления, работникам муниципальных учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Положениями пункта 1 Решения Совета муниципального района «Тунгокоченский район» от 17.11.2006 г. №208 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками работника организации, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района «Тунгокоченский район», с изменениями, внесенными Решением Совета муниципального района «Тунгокоченский район» от 05.03.2010 г. №54, предусмотрено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджета муниципального района «Тунгокоченский район» осуществляется в следующих размерах: а) расходов на выплату суточных в размере 150 рублей в пределах Забайкальского края, 300 рублей за пределами Забайкальского края, б) расходов по найму жилого помещения - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, - 12 рублей в сутки; в) расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда: автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).
В судебном заседании установлено, что Алексеева Н.П. состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Кыкерская СОШ» и в период с 03.07.2016 г. по 07.07.2016 г., с 12.09.2016 г. по 17.09.2016 г. и с 26.06.2017 г. по 30.06.2017 г находилась в командировках в <адрес> с целью посещения курсов повышения квалификации (л.д.3-7).
Из авансовых отчетов и справки МБОУ «Кыкерская СОШ» видно, что Алексеева Н.П. в связи с данными командировками израсходовано 7.649,85 рублей, перед Алексеева Н.П. имеется задолженность по командировочным расходам в сумме 7.649,85 рублей (л.д.8-13).
Таким образом, судом установлено, что Алексеева Н.П., являясь работником МБОУ «Кыкерская СОШ», по распоряжению работодателя находилась в служебной командировке и понесла командировочные расходы.
Стороной ответчика в обоснование своих возражений указывается на пропуск срока для обращения в суд за разрешением трудового спора о взыскании задолженности по командировочным расходам за период с 03.07.2016 г. по 07.07.2016 г. и с 12.09.2016 г. по 17.09.2016 г.
На основании ст.392 Трудового кодекса РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
В соответствии с п.3 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 г. №15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
С иском о взыскании расходов, связанных со служебной командировкой в июле и сентябре 2016 года, Алексеева Н.П. обратилась 23.10.2017 г., то есть за пределами годичного срока.
Судом не установлено обстоятельств, совокупность которых объективно не позволила, либо препятствовала истцу обратиться в суд в пределах установленных законом сроков, то есть уважительных причин пропуска срока обращения в суд.
Принимая во внимание, что представителем ответчика было сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, объективно исключающих возможность подачи искового заявления в суд в установленный срок, суд приходит к выводу об отказе Алексеевой Н.П. в удовлетворении заявленных требований о взыскании задолженности по расходам, связанным со служебной командировкой в период с 03.07.2016 г. по 07.07.2016 г. и с 12.09.2016 г. по 17.09.2016 г., по причине пропуска ею срока обращения в суд за защитой нарушенного права, установленного статьей 392 Трудового кодекса РФ.
Во время нахождения в служебной командировке в период с 26.06.2017 г. по 30.06.2017 г. истцом понесены расходы в размере 3.122 рубля.
Факт нахождения истца в указанные периоды времени в командировке подтвержден материалами дела и не опровергается работодателем.
Факт понесенных Алексеевой Н.П. расходов на проезд и проживание в период указанной командировки подтвержден авансовым отчетам на общую сумму 3.122 рубля, которая подлежит взысканию с МБОУ «Кыкерская СОШ», поскольку командировочные расходы до настоящего времени работодателем Алексеевой Н.П. не оплачены.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11. ч1. ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату истцу командировочных расходов, связанных с прохождением повышения квалификации, как работнику образовательного учреждения осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст.140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23.12.2001 г. №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для исполнения решения суда необходимо на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края возложить обязанность по выделению из бюджета Забайкальского края денежных средств в виде субвенций в бюджет муниципального района «Тунгокоченский район, а на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность по финансированию МБОУ «Кыкерская СОШ» для выплаты задолженности по командировочным расходам истцу, в случае их недостаточности у образовательного учреждения.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ 3.122 (░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░