Дело №12-55/2020
УИД 55RS0002-01-2020-000039-20
Р Е Ш Е Н И Е
Куйбышевский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Пархоменко Г.Л. (г. Омск ул. Лермонтова д. 61)
при секретаре Радченко Р.Ю.,
рассмотрев 15 апреля 2020 года в г. Омске в открытом судебном заседании жалобу Сибиченко ФИО7 на постановление начальника Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области от 24 декабря 2019 года, вынесенное в отношении Сибиченко ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области от 24.12.2019 генеральный директор АО «Первая миля» Сибиченко С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административных правонарушениях, считая его незаконным и необоснованным, Сибиченко С.С. обратился в районный суд с жалобой, в которой указал, что, отсутствует само событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ. Право на использование обществом адреса подтверждено договором аренды и актом приема-передачи, что свидетельствует о его достоверности. Регулярное получение обществом почтовой корреспонденции свидетельствует о наличии связи с ним. Данными фактами опровергается недостоверность информации, которую регистрирующий орган вменяет в вину Сибиченко С.С. При этом, достоверность сведений об адресе регистрации (равно связь с юридическим лицом по адресу регистрации) не связана с осуществлением юридическим лицом в данный момент финансово-хозяйственной деятельности. Юридическое лицо имеет полное право, как осуществлять сою деятельность по другому адресу(и даже по нескольким), так и временно ее приостановить. То, что арбитражный суд приравнивает предполагаемое отсутствие намерения у АО «Первая миля» в дальнейшем осуществлять деятельность на территории Омской области к недостоверности сведений об адресе, не образует субъективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ. Просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении №№ от 24.12.2019, прекратить производство по делу.
В судебном заседании Сибиченко С.С. жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил.
Защитник Скрешникова Я.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Представитель Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области Орлов Д.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, пояснил, что недостоверность сведений о местонахождении юридического лица подтверждается решением Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области №194а от 15.02.2019, решением Арбитражного суда Омской области №А46-11471/2019 от 19.09.2019,вступившим в законную силу.
Должностное лицо Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области, вынесшее постановление, Василишин Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и мете рассмотрения дела извещен надлежащим образом, Через канцелярию суда представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представил пояснительную записку по делу №12-55/2020, в которой указал, что утверждение Сибиченко С.С.о том, что недостоверность сведений об адресе местонахождения Общества, указанных в представленных Сибиченко С.С. на регистрацию документах в ходе судебного процесса по делу №А46-11471/2019 не устанавливалась, не соответствует действительности. При разрешении этого вопроса следует понимать, из чего исходил суд, давая такую оценку. Сибиченко С.С. ошибочно считает, что основным критерием оценки достоверности адреса регистрации общества должно являться установление фактов получения или не получения направляемой в адрес юридического лица корреспонденции, а так же наличие рабочего места, информационной вывески и т.п. Перечисленные факторы имеют значение и их необходимо учитывать, давая оценку достоверности адреса государственной регистрации юридического лица, но при выполнении одного главного условия: когда они подчинены цели, для которой юридическое лицо создано - осуществление коммерческой финансово-хозяйственной деятельности для извлечения прибыли. Исследование и оценка обстоятельств, на которые ссылается Сибиченко С.С.в обоснование своих доводов о недоказанности факта недостоверности сведений об адресе государственной регистрации Общества, были проверены судами в полной мере. Однако, как обстоятельства, имеющие значение для надлежащего рассмотрения дела, они были справедливо судами отвергнуты. Субъект права, в отношении которого установлено, что его «действия как заявителя по представлению документов для регистрации изменений в сведения в отношении Общества являются отклонением действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения (заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав)» теряет возможность судебной защиты. Доводы Сибиченко С.С. фактически сводятся к переоценке выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Омской области от 12.09.2019 по делу №А46-11471/2019, которое вступило в законную силу. Считают, что установленные в ходе судебного процесса обстоятельства злоупотребления правом при представлении на регистрацию недостоверных сведений Сибиченко С.С. повторной переоценке не подлежат. Вывод о недостоверности указанного адреса следовал (в том числе) из имеющихся фактов неполучения организацией почтовой корреспонденции, а именно уведомлений от 16.01.2019 № 03-21/01020 о необходимости явки в регистрирующий орган для дачи пояснений в отношении АО «Первая Миля», направленное генеральному директору Общества Сибиченко С.С. по адресу: г. Омск, ул. Щербанева, д. 25, офис 703 (заявленный адрес места нахождения АО «Первая Миля»), возвращено в Инспекцию 22.02.2019 после неудачных попыток вручения адресату. Учитывая изложенное, считают, что постановление о назначении административного наказания № 010261 от 24.12.2019 является законным и обоснованным.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, учитывая положение части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Закон о государственной регистрации юридических лиц, Федеральный закон N 129-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 17 названного закона следует, что для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в числе иных, сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц).
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Сибиченко С.С. к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о том, что названным лицом, являющимся генеральным директором АО «Первая миля» 12.01.2019 представлены в Межрайонную ИФНС России №12 по Омской области недостоверные сведения, а именно сведения об адресе места нахождения общества.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых расписка в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица, заявление по форме №Р13001, протокол об административном правонарушении, решение №194А об отказе в государственной регистрации и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия Сибиченко С.С., выразившиеся в представлении недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Доводы, изложенные в жалобе, суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению.
В силу п.2 ст.8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При этом под государственной регистрацией юридического лица понимается в том числе внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений об адресе юридического лица (статья 1 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4, подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ сведения об адресе(месте нахождения ) юридического лица включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, являющийся федеральным информационным ресурсом. Формирование записей государственного реестра о мете нахождения юридического лица осуществляется согласно статье 11,пунету 1 статьи 14,пункту 1 статьи 17 Федерального закона №129-ФЗ, в частности на основании соответствующего заявления о государственной регистрации, в котором наряду с иными сведениями указывается адрес юридического лица.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Федерального закона №129-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 51 ГК РФ установлено, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
Согласно п.4.2 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Федерального закона №129-ФЗ.
Если представленные для государственной регистрации сведения о местонахождении юридического лица указаны без намерения использовать его для осуществления связи с ним и регистрирующий орган на момент совершения регистрационных действий располагает соответствующими доказательствами этого, он вправе на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказать в свершении регистрационных действий надлежащим образом мотивировав отказ имеющимися у него доказательствами недостоверности представленных на регистрацию сведений.
Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4.4 ст. 9 Федерального закона №129-ФЗ).
Внесение недостоверных сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-хозяйственные отношения с этим юридическим лицом, не осуществляющим деятельность по заявленному адресу, нарушает права и интересы государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью юридических лиц, в том числе, права и интересы налогового органа, определенные налоговым законодательством, поскольку невозможно осуществить мероприятия по контролю.
Из материалов дела следует, что 12.01.2019 генеральным директором АО «Первая миля» в Межрайонную ИФНС России №12 по Омской области был представлен комплект документов целях изменения места нахождения общества, а именно: заявление по форме №Р13001,решение №4 единственного участника АО «Первая миля», устав АО «Первая миля» от 14.12.2018, договор аренды помещения от 03.12.2018 с актом приема-передачи помещения, и пояснительная записка от 10.01.2019.
По результатам рассмотрения представленных в Регистрирующий орган документов 15.02.2019 принято решение №194А об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренными подпунктами "а", "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с непредставлением заявителем предусмотренных названным Законом документов, а также наличием у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 ст.5 Федерального закона от 08 августа 2001г. №129-ФЗ.
АО «Первая миля» обратились в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области о признании недействительным решения №194 А от 15.02.2019.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.09.2019 по делу №А46-11471, вступившим в законную силу 28.11.2019, в удовлетворении требований АО «Первая миля» о признании недействительным решения №194А от 15.02.2019, отказано, установлено, что, документы, предоставленные юридическим лицом, поданы с целью внесения изменений в ЕГРЮЛ без намерения осуществлять деятельность по новому адресу государственной регистрации, следовательно, юридический адрес был указан при регистрации без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. Регистрирующий орган обоснованно полагает, что обход запрета может осуществляться в данном случае только с противоправной целью. Обстоятельств, которые бы исключали противоправную цель в действиях заявителя в данных случаях(например крайнюю необходимость и прочее )при судебном разбирательстве не выявлено.
Собранные по делу доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что названным лицом, являющимся генеральным директором АО «Первая миля» 12.01.2019 представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, недостоверные сведения об адресе местонахождения юридического лица.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, основанием для отмены обжалуемого акта не является.
Таким образом, вывод должностного о наличии в действиях Сибиченко С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Порядок привлечения названного лица к административной ответственности соблюден. Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Сибиченко С.С. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление №№ от 24 декабря 2019 года, вынесенное начальником Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области в отношении Сибиченко ФИО9 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Сибиченко С.С. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня вручения копии решения.
Судья Г.Л. Пархоменко