Дело № 2-3869/2023
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 23.06.2023
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Македонской В.Е.,
при помощнике Тухбатулине А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Верх-Исетского района города Екатеринбурга обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц с иском к ТУ Росимущества в Свердловской области с требованием о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Прокуратурой Верх-Исетского района г. Екатеринбурга совместно со специалистом Отделения надзорной деятельности и профилактической работы (по Верх-Исетскому району МО «город Екатеринбург») ОНД и ПР МО «город Екатеринбург» УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере распоряжения и использования объектом нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности - защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: ***, защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***; ***, защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***.
Проверкой указанных защитных сооружений гражданской обороны установлено, что ТУ Росимущество в Свердловской области ненадлежащим образом исполняет возложенные законодательством обязанности по его содержанию.
Согласно информации ОНД и ПР МО «город Екатеринбург» УНД и Г1Р ГУ МЧС России по Свердловской области от 14.04.2023 в указанных защитных сооружений гражданской обороны выявлены нарушения.
Таким образом, убежища, расположенные по адресу: ***, в настоящее время не могут функционировать по предназначению, к приему укрываемых не готовы.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области принять меры по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности - защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: ***, защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***; ***, защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Баданов С.Д. доводы искового заявления поддержал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель третьего лица ЕМУП "Водоканал" Перминова А.А., по доверенности от 04.05.2023, с доводами искового заявления согласилась.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в Свердловской области представитель третьего лица ГУ МЧС РФ по Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причину не явки не сообщили.
Согласно части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора, представителя третьего лица ЕМУП "Водоканал", исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 294, 296).
На основании приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения. Финансирование их производится из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с п. 15 указанного Постановления управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации делегировало Росимуществу от имени Российской Федерации осуществлять в установленном порядке функции по управлению и распоряжению имуществом.
В соответствии с п. 5.2 раздела 2 «Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества.
Согласно п. 4 раздела 1 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом», территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет право организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закреплённого за федеральными государственными унитарными предприятиями федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также имущества, составляющего казну Российской Федерации; имеет право принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом.
Подпунктом 4.2.14 приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 установлено, что Территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества.
Таким образом, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Свердловской области федерального имущества возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области.
При таких обстоятельствах, суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что они являются ненадлежащим ответчиком, поскольку обязанность по контролю за распоряжением, использованием по назначению, сохранностью спорного объекта гражданской обороны возложена на ТУ Росимущество в Свердловской области. Указанные объекты находятся в федеральной собственности, что подтверждается выписками из реестра федерального имущества.
Пункт 6 Указа Губернатора Свердловской области № 164-ФГ от 30.03.2018 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Свердловской области» не исключает обязанность собственника по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения гражданской обороны и поддержание его в состоянии постоянной готовности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования по настоящему делу заявлены к надлежащим ответчикам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).
В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утверждённого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определённого времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно п. 3.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждённых Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом её в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учётом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Согласно материалам дела, в рамках реализации возложенных на органы прокуратуры полномочий проведена выездная проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны, расположенных по адресу: ***, защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***; ***, защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***.
Согласно выписок из реестра федерального имущества от 11.08.2022 в реестр федерального имущества внесены указанные убежища, правообладатель Российская Федерация, документом-основанием возникновения права собственности Российской Федерации является Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (л.д. 25-26, 43-44).
При проверке установлено, что многие ЗС ГО не готовы к приему укрываемых, не поддерживается в постоянной готовности к использованию, защитно-герметических дверей защитного сооружения, в помещениях ЗС ГО не соблюдается требование по герметичности, защитные устройства, система вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения находятся в неисправном состоянии (отсутствуют), инженерно-техническое оборудование ЗС ГО содержится в неисправном состоянии и не готово к использованию по назначению (отсутствует), не обеспечена постоянная готовность оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению.
Таким образом, учитывая доказательств обратного, суд приходит к выводу, что защитное сооружение гражданской обороны к приему укрываемых не готово, защитные свойства сооружения нарушены. Учитывая то, что защитные сооружения гражданской обороны противорадиационного укрытия числятся в реестре федеральной собственности, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Свердловской области федерального имущества возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области.
Поскольку до настоящего времени указанное защитное сооружение гражданской обороны своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, ответчик обязан привести их в надлежащее состояние, так как в противном случае это исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.
Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
Доводы ответчика, изложенные в возражениях на иск, о том, что они являются ненадлежащим ответчиком, судом отклоняются, так как противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Верх-Исетского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности по содержанию защитных сооружений гражданской обороны по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области принять меры по устранению нарушений норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности - защитных сооружений гражданской обороны, расположенных по адресу: ***, защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***; ***, защитное сооружение гражданской обороны встроенное убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
I.В защитном сооружении гражданской обороны - отдельно стоящее убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***, по адресу: ***:
1.Устранить подтопление ЗС ГО, привести в соответствии с п. 3.2.7 Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
2.Провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО, привести в соответствии с п. 5.2.3. Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
3.Возложить обязанность по надлежащему содержанию, эксплуатации, текущему и плановому ремонту инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, привести в соответствии с п. 3.2.12 Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне» п. 8 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», ш. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;
4.Привести инженерно-техническое оборудование ЗС ГО в исправное состояние и готовность к использованию по назначению, привести в соответствии с п. 3.2.11 Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
5.Организовать и спланировать мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, привести в соответствии с п.п. 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003 № 4317).
II. В защитном сооружении гражданской обороны - отдельно стоящее убежище ***, реестровый номер федерального имущества ***, по адресу: г. ***:
1.Привести ЗС ГО в состояние готовности к приему укрываемых.
Обеспечить сохранность:
защитных свойств, как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и
герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации всего сооружения;
инженерно-технического оборудования, привести в соответствии с п. 3.2.1 Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
2.Устранить подтопление помещений ЗС ГО, привести в соответствии с п. 3.2.7 Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
3.Устранить загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов, привести в соответствии с п. 3.2.3. Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
4.Провести окраску помещений и конструктивных элементов ЗС ГО, привести в соответствии с п. 5.2.3. Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
5.Привести инженерно-техническое оборудование ЗС ГО в неисправное состояние и готовность к использованию по назначению, привести в соответствии с п. 3.2.11 Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
6.Организовать и спланировать мероприятия по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны организации к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, привести в соответствии с п.п. 1.7, 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых и введённых в действие приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003 № 4317;
7.Возложить обязанность по надлежащему содержанию, эксплуатации, текущему и плановому ремонту инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, привести в соответствии с п. 3.2.12 Приказа МЧС России от 15.12. 2002 № 583 «Об утверждении и введение в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне», п. 8 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Е. Македонская