Дело №16-4542/2024
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Москва 11 сентября 2024 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу защитника Масловой Е.А., представляющей интересы ФТС России на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 210 района Филевский парк города Москвы от 06 октября 2023 года, решение судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 21 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Федеральной таможенной службы России, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 210 района Филевский парк города Москвы от 06 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 21 декабря 2023 года, Федеральная таможенная служба России признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Защитник Маслова Е.А. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФТС к административной ответственности) обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции) совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях установленных в части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Как следует из материалов, Управлением Роскомнадзора по ЦФО в ходе мониторинга сети «Интернет», по адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с требованием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28 июня 2023 года №30-27-2023/132ДСП, Управлением Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в период с 13 июля 2023 года по 18 июля 2023 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Оператора.
В ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что оператором допущено нарушение требований части 1 статьи 6, статьи 7, статьи 10.1 Закона в части предоставления неправомерного доступа к персональным данным сотрудников оператора, повлекшего за собой их распространение неограниченному кругу лиц путем размещения в сети Интернет по адресам: <данные изъяты>
По результатам сопоставления информации, размещенной в сети Интернет по адресам: <данные изъяты>, выявлено следующее.
Данные о субъектах, размещенные в сети Интернет по адресам: <данные изъяты>
Данное нарушение подтверждается осмотром ИСПДн «Кадры-2», отображающим сведения о следующих сотрудниках: Красницкий ФИО9 (личный номер №), Холдеева ФИО12 (личный номер №), Карев ФИО10 (личный номер Ч- №), Замотаев ФИО13 (личный номер №), Скиба ФИО11 (личный номер №.
Судом установлено, что у юридического лица имелась реальная возможность обеспечить выполнение требований действующего законодательства. Однако в результате недобросовестных действий сотрудника ФТС РФ допущено нарушение требований части 1 статьи 6, статьи 7, статьи 10.1 Закона в части предоставления неправомерного доступа к персональным данным сотрудников оператора, повлекшего за собой их распространение неограниченному кругу лиц путем размещения в сети Интернет.
Таким образом, сам факт утечки персональных данных пользователей сервиса ФТС РФ является обработкой персональных данных, что в настоящем случае образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФТС РФ подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом № АП-77/09/1075 об административном правонарушении от 25 августа 2023 года, отражающим сам факт и событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- решением о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФТС России от 11 июля 2023 года № 515-НД;
- предписанием об устранении выявленного нарушения от 19 июля 2023 года № П-77/09/515-нд/-/1/25;
- справкой о результатах внеплановой выездной проверки ФТС России на соответствие обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, согласно которой уникальными признаками при сопоставлении данных в ИСПДн «Кадры-2» является личный номер сотрудника, что подтверждается снимками с экрана ИСПДн. Факт принадлежности сведений размещенных в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты> к сотрудникам оператора подтвержден. Содержание скомпрометированной базы данных относится к персональным данным сотрудников Оператора. Выявленные нарушения подтверждаются осмотром ИСПДн «Кадры-2», отображающим сведения о сотрудниках: Красницкий ФИО14 (личный номер №), Холдеева ФИО15 (личный номер №), Карев ФИО16 (личный номер №), Замотаев ФИО17 (личный номер 4№), Скиба ФИО18 (личный номер №);
- протоколом выезда № 1 в рамках внеплановой выездной проверки в отношении ФТС России от 13 июля 2023 года;
- протоколом выезда № 2 в рамках внеплановой выездной проверки в отношении ФТС России от 17 июля 2023 года;
- протоколом осмотра ИСПДн «Кадры-2», являющейся подсистемой Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов от 17 июля 2023 года. Осмотр осуществлялся по значению ФИО по субъектам персональных данных:, Скиба ФИО19, Замотаев ФИО20, Карев ФИО21, Холдеева ФИО22, Красницкий ФИО23. Персональные данные принадлежащие указанным субъектам содержатся в эксплуатируемой ФТС России ведомственной информационной системе учета кадрового состава «Кадры-2», входящей в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов РФ. ГИС первого класса защищенности К1, с необходимостью обеспечения второго уровня защиты персональных данных;
- снимками с экрана ИСПДн, подтверждающих наличие персональных данных внесенных в указанную базу;
- скриншотами с телеграм-канала «Twelwe» в котором размещены персональные данные сотрудников ФТС России;
- приказом о проведении внеплановой выездной проверки № 616 от 13 июля 2023 года;
- приказом № 688 от 07 августа 2020 года об утверждении перечня информационных систем персональных данных таможенных органов Российской Федерации;
- актом внеплановой выездной проверки в отношении ФТС России от 19 июля 2023 года. По результатам выездной проверки установлено, что Оператором допущено нарушение требований части 1 статьи 6, статьи 7, статьи 10.1 Закона в части предоставления неправомерного доступа к персональным данным сотрудников Оператора, повлекшего за собой их распространение неограниченному кругу лиц путем размещения в сети Интернет по адресам: <данные изъяты> <данные изъяты>
По результатам сопоставления информации, размещенной в сети Интернет по адресам: <данные изъяты> 2», выявлено следующее.
Данные о субъектах, размещенные в сети Интернет по адресам: <данные изъяты> в ИСПДн «Кадры-2».
Данное нарушение подтверждается осмотром ИСПДн «Кадры-2», отображающим сведения о следующих сотрудниках: Красницкий ФИО26 (личный номер <данные изъяты>), Холдеева ФИО27 (личный номер №), Карев ФИО28 (личный номер Ч- №), Замотаев ФИО24 (личный номер №), Скиба ФИО25 (личный номер №).
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не оспариваются автором настоящей жалобы.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, действия Федеральной таможенной службы России образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Федеральная таможенная служба России, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьей 13.11 названного Кодекса.
Доводы жалобы об обратном, а также о многочисленных процессуальных нарушениях и были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Федеральной таможенной службы России объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств нет.
Административное наказание назначено Федеральной таможенной службе России в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, и оно мотивировано.
Постановление о привлечении Федеральной таможенной службы России к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
П О С Т А Н О В И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 210 района Филевский парк города Москвы от 06 октября 2023 года, решение судьи Дорогомиловского районного суда города Москвы от 21 декабря 2023 года, вынесенные в отношении Федеральной таможенной службы России, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Масловой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции А.А. Жуков