Дело №
УИД: 91RS0№-53
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Г.А.,
с участием секретаря ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО3, ФИО2 о сносе объекта самовольного строительства, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», ФИО1,-
УСТАНОВИЛ:
В ДД.ММ.ГГГГ года истец Администрация <адрес> Республики обратилась в суд с иском к ФИО3, в котором просит признать объект капитального строительства – жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес> – объектом самовольного строительства; обязать ответчика своими силами и за свой счет снести объект самовольного строительства - жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО3 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, и трехэтажного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>-<адрес>. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденным решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами «Ж-1», которая предусматривает размещение индивидуальных жилых домов не выше трех надземных этажей с участками, предназначенных для постоянного проживания одной семьей, а также объектов социального и культурно-бытового населения, иного назначения, необходимых для создания условий для развития зоны. Сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого установлено, что на земельном участке расположен трехэтажный объект капитального строительства с признаками номерного фонда и предоставлением услуг для временного проживания (оборудовано множеством балконов, кондиционеров, расположена вывеска с названием заведения «<данные изъяты>»). В сети «Интернет» содержатся сведения о сдаче номеров для временного проживания. С учетом представленных Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поэтажных планов (наличие 38 взаимоизолированных комплексов помещений с доступом из общего коридора, отсутствие кухни и кухонного оборудования), исключить использование объекта в качестве номерного фонда не представляется возможным. Кроме того, у объекта усматриваются признаки нарушения градостроительных норм и правил, в частности Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: с учетом представленных при регистрации объекта Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым схемы и координатного описания, указанный объект расположен с отступом 1 м. от границы земельного участка с кадастровым №; с учетом представленных поэтажных планов, коэффициент плотности застройки участка составляет 1,44, что противоречит предельным параметрам разрешенного строительства; площадь застройки объекта составляет <данные изъяты> кв.м. (ориентировочно), что составляет 64,4% застройки участка и превышает 60%, предусмотренные градостроительным регламентом, фактический коэффициент плотности застройки участка составляет 1,4, что не соответствует градостроительному регламенту. Учитывая изложенное, полагает, что жилой дом с кадастровым номером № обладает признаками самовольной постройки, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была направлена рекомендация №-ОКП об устранении выявленных в ходе осмотра нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Информация о принятых либо принимаемых мерах по устранению выявленных в ходе осмотра нарушений не сообщалась. ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по выявлению и сносу самовольных строений, расположенных на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, принято решение об обращении в суд с иском о сносе самовольной постройки.
Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 222, 263, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 40, 41, 42, 45-47, 54, 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 4, 36, 51, 52, 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просил исковые требования удовлетворить.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Черноморская судостроительная компания», ФИО1.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО2.
Истец Администрация <адрес> Республики Крым явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем ФИО7, действующей на основании доверенности, подано ходатайство, в котором просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации <адрес> Республики Крым, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, ее представителем ФИО4, действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности, подано заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, просила в удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> Республики Крым отказать в полном объеме.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств суду не заявили.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку лица, участвующие в деле, в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что исковые требования Администрации <адрес> Республики Крым не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
Конституцией Российской Федерации в части 2 статьи 8 закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что ФИО3 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, земельный участок <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Черноморская судостроительная компания», как продавцом, и ФИО3, как покупателем (т. №).
Ответчики ФИО2 и ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке (копия свидетельства о заключении брака сери № №, выданного Отделом <данные изъяты> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ).
По сведениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республиками Крым от ДД.ММ.ГГГГ № № право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, земельный участок №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, общественное питание, зарегистрировано за ФИО3 (т. №).
ДД.ММ.ГГГГ собственник смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, <адрес>, Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в лице генерального директора ФИО8, дало свое согласие своему соседу ФИО3, которая является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, земельный участок №, кадастровый №, на возведение и/или реконструкцию ею объекта(ов) недвижимости (жилого дома, гостиницы, здания, нежилого здания, строения и прочее), расположенного(ых) на границе земельного участка по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, участок №, кадастровый №, без отступа, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Данное согласие Общества с ограниченной ответственностью «Черноморская судостроительная компания» в лице генерального директора ФИО8 удостоверено нотариусом <адрес> ФИО9 (т. №).
ДД.ММ.ГГГГ собственник смежного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, №, ФИО1 дал согласие ФИО3, являющейся собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, земельный участок №, кадастровый №, на строительство/возведение/реконструкцию на нем ее объекта недвижимости (жилого дома, жилого дома с надворными строениями и сооружениями, гостевого дома, гостиницы, здания, нежилого здания, строения, сооружения и другого), на меже принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, без отступа от границ, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Данное согласие ФИО1 удостоверено нотариусом Нальчикского нотариального округа Кабардино-Балкарской Республики ФИО10 (т. №).
В письме Филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено, что по адресу: <адрес>-<адрес>, техническая инвентаризация не проводилась, инвентарное дело не заводилось, сведения о регистрации права собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ филиал не обладает (т№).
ДД.ММ.ГГГГ Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым была зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ №РК №, поданная Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (предыдущий собственник земельного участка по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, <адрес>), в отношении строительства трехэтажного жилого дома по указанному адресу общей площадью №).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений городского совета были согласованы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, №т. №).
По сведениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республиками Крым от ДД.ММ.ГГГГ № № ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 зарегистрировано право собственности на трехэтажный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., год завершения строительства – 2021, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, земельный участок <адрес> (т. №).
Как следует из копии регистрационного дела на объект недвижимого имущества – жилой дом с кадастровым номером №, представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республиками Крым, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, через представителя ФИО11, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, было подано заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республиками Крым о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости - жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., этажность – 3, год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ, расположенном по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, земельный участок <адрес>, с приложением декларации об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, технического плана, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО12 (т№).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 составлена декларация об объекте недвижимости – жилом доме по адресу: <адрес>, ул.ФИО20, земельный участок <адрес>, количество этажей – 3, год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ (лд. №).
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО12 технический план выполнен в связи с образованием нового здания, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, земельный участок №. Здание расположено в пределах кадастрового квартала №, на земельном участке с кадастровым номером №. Назначение здания: жилое, наименование: жилой дом. Данный объект расположен на территории водоохранной зоны Черного моря, и в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации на земельном участке установлен канализационный септик для защиты водной среды от загрязнения. Технический план выполнен на основании кадастрового плана территории № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ,. Сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указаны на основании декларации об объекте недвижимости б/н от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровым инженером были произведены обмеры здания согласно приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее Приказ). Площадь здания определена в пределах внутренних поверхностей наружных стен на основании натурных измерений объекта, как площадь простейшей геометрической фигуры или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур. Площадь здания вычислена с учетом площади внутренних перегородок и стен. В результате чего площадь здания составила <данные изъяты> кв.м. Для расчета средней квадратической погрешности определения площади здания произведены вычисления согласно рекомендуемым формулам расчета погрешности определения (вычисления) площади здания, сооружения, помещения, машино-места Приложения к требованиям к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места, утвержденным Приказом. Здание имеет 3 этажа. Контуры 2-го и 3-го этажей выходят за границы 1 этажа за счет балконов. Средняя квадратическая погрешность определения площади здания составила <данные изъяты> кв.м. (т. №).
В связи с поступившим межведомственным запросом Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республиками Крым, Администрация <адрес> Республики Крым в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что с учетом представленной в запросе схемы и координатного описания, спорный объект расположен с отступом 1 м. от границы смежного участка, коэффициент плотности застройки участка составляет <данные изъяты>, что противоречит предельным параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденными решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, с учетом поэтажных планов, наличие кухни, оборудованной системой вентиляции, не усматривается; возможность использования объекта в качестве номерного фонда (с доступом в каждый из 38 номеров из общего коридора) не исключается (т№).
Из письменного пояснения представителя ФИО3 – ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, поданного в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республиками Крым, усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул.ФИО20, земельный участок, №, не является гостиницей, а построен с целью проживания в нем семьи ФИО3 Данный объект недвижимости не планируется для использования в коммерческих целях для получения прибыли. Планировка, количество помещений и площадь жилого дома необходима для обеспечения личных нужд ФИО3 и ее семьи, кухня предусмотрена на первом этаже жилого дома (т№).
Согласно актам кадастрового инженера ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ при проведении кадастровый работ по объекту недвижимого имущества расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, <адрес>-А, выявлены следующие обстоятельства: навес, расположенный перед зданием с кадастровым номером №, площадью застройки <данные изъяты> кв.м., и хозблок, расположенный за зданием с кадастровым номером №, площадью застройки <данные изъяты> кв.м., выстроены без фундамента, не являются объектами капитального строительства и не подлежат кадастровому учету (т. №).
ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Администрации <адрес> Республики Крым, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия: заместителем начальника управления — начальником отдела комплексных проверок управления муниципального контроля ФИО14, главным специалистом отдела комплексных проверок управления муниципального контроля ФИО15, был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен протокол осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ (т. №).
Сотрудниками Управления муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым в ходе осмотра было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположен трехэтажный объект капитального строительства с кадастровым номером № с признаками номерного фонда и предоставлением услуг для временного проживания (оборудовано множеством балконов, кондиционеров, расположена вывеска с названием заведения «DИОНИDА»). В общем доступе сети «Интернет» содержатся сведения о сдаче номеров для временного проживания. С восточной стороны земельного участка к жилому дому выполнена пристройка (навес). У объекта усматриваются признаки нарушения градостроительных норм и правил, в частности Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: объект расположен с отступом 1 м. от границы земельного участка с кадастровым №; фактический коэффициент плотности застройки участка составляет 1,4,, что не соответствует градостроительному регламенту; площадь застройки объекта составляет <данные изъяты> кв.м. (ориентировочно), что составляет <данные изъяты>% застройки участка и превышает <данные изъяты>%, предусмотренные градостроительным регламентом. Исходя из вышеизложенного, зафиксированы признаки нарушения требований статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению). Учитывая изложенное, жилой дом с кадастровым номером № обладает признаками самовольной постройки, закрепленными статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с чем, ФИО16 направлена рекомендация №-ОКП от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных в ходе осмотра нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Информация о принятых либо принимаемых мер по устранению выявленных в ходе осмотра таких нарушений не сообщалась. На момент осмотра объект недвижимости продолжает использоваться собственником в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных строений на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым было принято решение обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки – жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (т№).
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №», рассмотрев заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № в лице представителя ФИО17, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «гостиничное обслуживание» для земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, земельный участок № территориальная зона: Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, поскольку согласно протоколу заседания комиссии по пресечению самовольного строительства и принятию решений о сносе самовольных строений на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного первым заместителем главы Администрации <адрес> Республики Крым ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ, объект капитального строительства «жилой дом» с кадастровым номером №, расположенный в пределах рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером №, обладает признаками самовольной постройки в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. В производстве Феодосийского городского суда Республики Крым находится дело № по исковому заявлению Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО3 о сносе самовольных построек по адресу: <адрес>., земельный участок <адрес> (т. №).
В целях установления юридически значимых обстоятельств, правильного разрешения спора по настоящему гражданскому делу на основании ходатайства истца Администрации <адрес> Республики Крым определением Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного экспертом Автономной некоммерческой организацией судебной экспертизы «Крымсудэксперт» ФИО19, на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, возведен трехэтажный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., который введен в эксплуатацию и прошел государственную регистрацию. Реконструкция, переустройство и перепланировка на территории домовладения не проводилась. В результате исследования установлено, что жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, соответствует строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам; не соответствует градостроительным нормам и правилам:
- минимальное расстояние от исследуемого объекта до границы смежного земельного участка по ул<адрес> м.;
- расстояние от исследуемого объекта до соседнего здания <адрес>.;
- коэффициент плотности застройки земельного участка с кадастровым номером <адрес>.
Согласно выводам заключения эксперта судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, №, обладает признаками индивидуального жилого дома; не создает угрозу жизни и здоровью граждан; находится в границах и площади земельного участка по данному адресу (т№).
Вышеуказанное заключение эксперта судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», основано на всестороннем исследовании материалов настоящего гражданского дела, с визуальным осмотром спорных объектов, содержит подробное описание проведенных исследований, перечень используемых при проведении экспертизы документов, выводы, изложенные в нем, последовательны и аргументированы. Оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов эксперта, имеющего необходимый практический стаж работы и квалификацию, предупрежденного об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у суда не имеется.
С учетом изложенного, суд признает указанное экспертное заключение допустимым доказательством.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 26 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
Обращаясь в суд с иском, истец Администрация <адрес> Республики Крым указывает на то, что жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, ул.ФИО20, земельный участок № возведен с нарушениями градостроительных норм и правил, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденных решением 121 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, обладает признаками самовольной постройки в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (части 1 и 2 статьи 35).
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3).
Пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260) (пункт 1).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Таким образом, положениями пункта 1 названной статьи установлены условия, при наличии каждого из которых постройка может быть признана самовольной.
Как установлено пунктом 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной законом (пункт 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции, изложенной в пунктах 22, 29, 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности. С учетом конкретных обстоятельств дела допущенное при возведении строения нарушение градостроительных и строительных норм и правил, не создающее угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушающее права и интересы третьих лиц, может быть признано судом незначительным и не препятствующим возможности сохранения самовольной постройки.
По смыслу вышеприведенных правовых норм и разъяснений, снос постройки, в том числе, самовольно возведенной, представляет собой санкцию за виновное противоправное поведение, являющуюся крайней мерой государственного воздействия, в силу чего и счетом положений статей 3, 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть применен судом лишь при наличии совокупности следующих условий: отсутствия разрешения на строительство; нарушения вследствие возведения строения прав и охраняемых законом интересов именно того лица, которое обратилось за судебной защитой; создание указанным строением угрозы жизни и здоровью граждан; отсутствие прав на земельный участок, на котором возведена такая постройка.
При рассмотрении дела судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> на котором возведен спорный объект, имеет вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, общественное питание и принадлежит на праве собственности ФИО3
Право собственности на спорный трехэтажный жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке на основании поданной ответчиком ФИО3 декларации об объекте недвижимости.
В соответствии с выводами заключения эксперта судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> соответствует строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, находится в границах и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по данному адресу.
Вместе с тем, экспертом установлено, что спорный жилой дом не соответствует градостроительным нормам и правилами в части минимальных расстояний от объекта до границы смежного земельного участка по ул. ФИО20 64, <адрес>, и от объекта до соседнего здания № по ул. <адрес>, а также в части коэффициента плотности застройки земельного участка.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений. К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят, например, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы действующего законодательства и их системное толкование, принимая во внимание, что собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, участок №, Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» дано согласие ФИО3 на возведение и/или реконструкцию объектов недвижимости, расположенных на границе земельного участка по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, участок №, кадастровый №, без отступа, предусмотренного законодательством Российской Федерации, суд полагает, что выявленные нарушения градостроительных норм не могут являться основанием для сноса жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ул.ФИО20, земельный участок №, поскольку судом не установлено, что указанные нарушения могут повлечь уничтожение данного строения, причинение вреда жизни, здоровью граждан, повреждение или уничтожение имущества других лиц. Доказательств обратного суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто.
Доказательств того, что строительством дома на земельном участке ответчика нарушаются права и охраняемые законом интересы Администрации <адрес> Республики Крым, других лиц либо создается угроза жизни и здоровью граждан, истцом не представлено, в то время, как обязанность доказывания этих обстоятельств лежит именно на истце.
Что касается доводов истца о том, что трехэтажный объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, ул.ФИО20, земельный участок №, имеет признаки номерного фонда с предоставлением услуг для временного проживания, и, как следствие, является основанием для признания данного строения самовольной постройкой, то суд исходит из следующего.
В соответствии с предусмотренным подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке, в частности, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственник земельного участка и объекта капитального строительства имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденными решением 121 сессии 1 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок по адресу: <адрес> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами «Ж-1», которая предусматривает, в том числе, вспомогательный вид разрешенного использования – «гостевые дома», условно разрешенный вид разрешенного использования – «гостиничное хозяйство».
По данным Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вид разрешенного использования указанного земельного участка – «индивидуальное жилищное строительство», «общественное питание».
Таким образом, использование ответчиками земельного участка, в том числе, в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом, не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению.
Кроме того, в пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что использование не по целевому назначению строения, возведенного в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, не является основанием для признания его самовольной постройкой. Снос объекта недвижимого имущества по причине его нецелевого использования положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрен.
При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке, он возведен в соответствии с правовым режимом земельного участка.
Истцом Администрацией <адрес> Республики Крым, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено суду доказательств, подтверждающих, что спорный объект недвижимого имущества создан с нарушением установленных градостроительных и строительных норм и правил, правового режима земельного участка.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, учитывая, что в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом Администрацией <адрес> Республики Крым не представлено надлежащих, относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что принадлежащий ответчикам на праве собственности объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. ФИО20, №, является объектом самовольного строительства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Администрации <адрес> Республики Крым ввиду недоказанности нарушения ответчиками прав истца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> Республики Крым к ФИО3, ФИО2 о сносе объекта самовольного строительства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: /подпись/ Ярошенко Г.А.
Копия верна:
Судья: Секретарь: