Дело № 2-712/2024 (59RS0007-01-2023-005598-98)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2024 года <адрес>
Свердловский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ. являлась опекуном несовершеннолетнего внука ФИО7 до его смерти ДД.ММ.ГГГГ. Родители ФИО7 решением Орджоникидзевского районного суда <адрес> были лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением об установлении фиксированной выплаты лицам, на иждивении которых находятся дети, не достигшие возраста 18 лет начиная с ДД.ММ.ГГГГ., с момента возникновения такого права и назначения ее опекуном. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ей было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, основанием для отказа послужило наличие родителей, лишенных родительских прав, но обязанных содержать своего ребенка. С данным решением истец не согласна, указывает, что действующим законодательством предусмотрено, что получателю пенсии, у которого на иждивении находится нетрудоспособный член семьи, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на основании его заявления о перерасчете пенсии, к которому прилагаются необходимые документы.
С учетом изложенного ФИО1 просит признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., обязать ответчика назначить с ДД.ММ.ГГГГ фиксированную выплату к страховой пенсии лицам, на иждивении которых находятся дети, не достигшие возраста 18 лет.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель истца ФИО4, направила ходатайство об отложении судебного заседания в связи со своей болезнью, а также по причине невозможности связаться с истицей и возможной ее болезнью.
В соответствии с ч.3, 6 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. подготовка по делу была закончена, в том числе с учетом мнения представителя истца. Суд признал дело подготовленным, поскольку сторонами представлено достаточно доказательств для рассмотрения дела по существу, судебное заседание было назначено на ДД.ММ.ГГГГ., истец ФИО1 надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, об отложении в связи с неявкой представителя не заявила. Доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ., в материалы дела не представлено.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Устанавливая в указанном Федеральном законе "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (часть 1 статьи 1) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (пункт 6 статьи 3), законодатель определил круг получателей такого рода выплаты и ее размер (статья 16), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (статья 17).
При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости либо страховой пенсии по инвалидности, дает ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" относит лиц, признаваемых нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца для целей получения пенсии по случаю потери кормильца и указанных в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются - дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Таким образом, установленное частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.
Пункт 3 статьи 17 Закона не содержит определения того, кого следует относить к нетрудоспособным членам семьи, находящимся на иждивении. Этот вопрос решен законодателем посредством правовой отсылки к подпунктам 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 Закона N 400-ФЗ, которая использует при определении условий назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца аналогичные понятия.
Данное законоположение предусматривает, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Аналогичная правовая норма содержалась и в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Учитывая вышеуказанные взаимосвязанные нормы Закона N 400-ФЗ, не предоставляется возможным установление нахождения внуков на иждивении бабушек при наличии трудоспособных родителей. Указанная правовая позиция поддержана в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 года N 757-О, что действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установил право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, определил круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичное правовое регулирование предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") предусмотрена возможность признания нетрудоспособными членами семьи не только детей умершего кормильца, но и его братьев, сестер и внуков, не имеющих трудоспособных родителей.
Такое правовое регулирование направлено на предоставление источника средств к существованию, в первую очередь, детям, лишившимся его в связи со смертью родителей, а также внукам, которые состояли на иждивении дедушек (бабушек) вследствие смерти родителей или их нетрудоспособности, учитывает положения пункта 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. является получателем страховой пенсии по статье 27.1.1 ФЗ «О трудовых пенсиях» (л.д.31).
Из свидетельства о рождении ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, I-ВГ № от ДД.ММ.ГГГГ., следует, что отцом является ФИО5, матерью ФИО6 (л.д. 11).
Решением Орджоникидзевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО5, ФИО6 лишены родительских право в отношении несовершеннолетнего ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения., с них в пользу ФИО1 взысканы алименты на содержание ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок передан опекуну ФИО1(л.д.58 оборот).
На основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № установлена опека над несовершеннолетним ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекуном назначена ФИО1 (л.д.17).
Приказами Территориального управления Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. и Территориального управления Министерства социального развития <адрес> по Краснокамскому и Нытвенскому городским округам №№ от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении попечительства над несовершеннолетним ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения., попечителем назначена ФИО1 (л.д.20-21,15-16).
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО7 умер, что подтверждается свидетельством о смерти III-ВГ № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты страховой пенсии в соответствии с ч.8 ст.18 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с изменением количества нетрудоспособных членов семьи. С заявлением были представлены: свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства, справка о выплатах органов опеки и попечительства.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, основанием для отказа послужило наличие родителей, лишенных родительских прав, но обязанных содержать своего ребенка (л.д.43).
По данному делу к юридически значимым обстоятельствам относятся: являются ли родители несовершеннолетнего ФИО7 нетрудоспособными, поскольку данное обстоятельство является существенным для установления факта нахождения на иждивении внука у бабушки, поскольку в силу ст.10 ФЗ-400 братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Согласно п.1 ст.80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Факт лишения родителей несовершеннолетнего ФИО7 родительских прав юридического значения в данном случае не имеет, поскольку в силу п.2 ст.71 СК РФ лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка, а в случае если родители не предоставляют своим несовершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) согласно п.2 ст.80 СК РФ взыскиваются в судебном порядке. Доказательств того, что ФИО5, ФИО6 являются нетрудоспособными, в материалы дела не представлено.
Кроме того, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости носит заявительный характер. ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением только 13.02.2023г., при этом ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. В рассматриваемом случае действующее законодательство не предусматривает перерасчет за период, предшествующий дате обращения с заявлением.
С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 29.02.2024