Дело №2а-3402/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2020 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
истцов Бойко А.А., Калинина С.В.
представителя истцов Казакова Е.А.
представителя заинтересованного лица Билык Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калинина С.В., Калининой О.В., Бойко А.А., Балдыга А.Б. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения, обязании повторно рассмотреть заявление, заинтересованные лица - Садовое товарищество Собственников недвижимости «Южный экспресс», Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество», -
установил:
Калинин С.В., Калинина О.В., Балдыга А.Б., Бойко А.А. обратились с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании решений, выразившихся в письмах от 23 июня 2020 года №ГУ-исх-5245/20, от 23 июня 2020 года №ГУ-исх-5247/20, от 22 мая 2020 года №ГУ-исх-4281/20, от 23 июня 2020 года №ГУ-исх-5246/20, незаконными, обязании повторно рассмотреть заявления. Требования мотивированы тем, что соистцы являются членами СТ СН «Южный экспресс», обратились в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлениями о предварительном согласовании схемы расположения земельных участков, однако, истцам было отказано ввиду того, что не были предоставлены документы на землю СТ СН «Южный экспресс» или правопреемстве в отношении бывших правообладателей участков - Севастопольский вагонный участок и объединение «Непродтовары». Истцы с данным учреждением не согласны, что стало основанием для обращения с настоящим иском.
Истцы Калинин С.А., Бойко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что предоставленными документами факт правопреемства подтверждается, это следует из устава садового товарищества, а также исходя из того факта, что некоторые члены товарищества уже оформили участки в собственность.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель СТ СН «Южный экспресс» исковые требования поддержала, пояснила, что садовое товарищество не оформило права на землю, но является правопреемником бывших правообладателей участков - Севастопольский вагонный участок и объединение «Непродтовары», о чем указано в уставе.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Частью 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что все участники процесса надлежаще уведомлены, суд приходит к выводу о наличии оснований для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
о смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Судом установлено, что истцы являются членами садового товарищества СТ СН «Южный экспресс», что подтверждается членским книжками.
Балдыга А.Б. 15 мая 2020 года обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в границах СТ СН «Южный экспресс».
Письмом от 22 мая 2020 года №ГУ-исх-4281/20 года истцу отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что в составе предоставленных материалов отсутствует документ, подтверждающий правопреемство СТ СН «Южный экспресс» прав и обязанностей Севастопольского вагонного участка и объединения «Непродтовары» либо переименование данных предприятий на СТ, в связи с чем СТ СН «Южный экспресс» не является надлежащим землепользователем.
10 июня 2020 года Калинин С.В. Калинина О.В., Бойко А.А., обратились в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с аналогичными заявлениями о предоставлении земельных участков, письмами от 23 июня 2020 года№ГУ-исх-5247/20 №ГУ-исх-5245/20, №ГУ-исх-5246/20, Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя отказано в предоставлении земельных участков по основаниям, которые изложены в письме в адрес Балдыги А.Б.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22.09.2016 № 883-ПП Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Согласно пункту 2.3 Положения Департамент осуществляет управление и распоряжение имуществом и землями в пределах своей компетенции.
Согласно ч.4 ст. 11.2 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: 1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; 2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; 3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд; 4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки) 5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса 6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено договором залога.
Установлено, что решением исполнительного комитета Севастопольского городского совета народных депутатов от 15 августа 1989 года №14/873 предоставлены земельные участки предприятиям г. Севастополя, в частности, предприятию Севастопольский вагонный участок, объединению «Непродтовары» из земель Севастопольского лесхоззага 109-Г.
Согласно Устава СТ СН «Южный экспресс», данное товарищество осуществляет свою деятельность на указанных выше участках.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 января 2017 № 535-РДЗ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление в собственность земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членам данных некоммерческих организаций».
Исчерпывающий перечень для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги установлен разделом 2.9 указанного выше административного регламента.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления) регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Деятельность ответчика относится к сфере публичного права.
В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан.
К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти. При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств. Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт. Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.
Ответчик указал, что земельные участки не могут быть предоставлены истцам на заявленном виде права, при этом оспариваемое решение не содержит разъяснений относительно того, каким конкретно критериям истцы не соответствуют и какие действия они должены совершить для получения государственной услуги, не разъяснено, почему не допускается предоставление земельного участка на заявленном виде права, какие документы истцы должны предоставить для подтверждения надлежащего землепользования.
Кроме того, из предоставленных ответчиком документов не следует, что при рассмотрении заявлений истцов были сделаны какие-либо межведомственные запросы для получения сведений, которые истцы не могут получить самостоятельно как частные лица.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявления истцов не были рассмотрены надлежаще, в связи с чем требования истцов о признании решений незаконными и обязании повторно рассмотреть заявления подлежат удовлетворению.
При этом суд не может согласиться с доводами иска об обязании повторно рассмотреть заявления в части, кроме прочего, установления правопреемства и признания СТ СН «Южный экспресс» надлежащим землепользователем, поскольку заявления истцов не касались установления правопреемства, а касались вопроса предоставления им земельных участков.
Вопрос о правах на земельных участок при наличии спора подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Учитывая изложенное, требования истцов подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Калинина С.В., Калининой О.В., Бойко А.А., Балдыги А.Б. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании незаконным решения, обязании повторно рассмотреть заявление удовлетворить частично.
Признать решения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, выразившиеся в письмах от 23 июня 2020 года №ГУ-исх-5245/20, от 23 июня 2020 года №ГУ-исх-5247/20, от 22 мая 2020 года №ГУ-исх-4281/20, от 23 июня 2020 года №ГУ-исх-5246/20, об отказе в предоставлении земельных участков Калинину С.В., Калининой О.В., Бойко А.А., Балдыги А.Б. незаконными.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявления истцов.
Согласно ст. 227 КАС РФ, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд, административному истцу.
В удовлетворении иных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 24 ноября 2020 года.
Председательствующий И.Г.Блейз