Дело № 2а-177/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2018 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,
при секретаре Галиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Средняя школа № 50», Управлению образования администрации города Ульяновска об обязании обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Средняя школа № 50», Управлению образования администрации города Ульяновска об обязании обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка состояния антитеррористической защищенности МБОУ «Средняя школа № 50», расположенного по адресу: г. Ульяновск, б. Фестивальный, 4; проверка показала, что вышеназванная образовательная организация имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, что является нарушением действующего законодательства; в частности, охрана учреждения осуществляется штатными вахтерами и сторожами, прокуратурой района 15.06.2017 вносилось представление об устранении нарушений закона начальнику Управления образования администрации города Ульяновска, однако до настоящего времени нарушения не устранены; имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих школу; образовательная организация имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, что является нарушением действующего законодательства.
Просит обязать МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 50», Управление образования администрации города Ульяновска обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц силами организаций, специально учреждаемых для их выполнения и имеющих лицензию, выданную органом внутренних дел.
Представитель административного истца - помощник прокурора Заволжского района города Ульяновска Хасанова Е.А. в судебном заседании административный иск поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 50» - директор Симонова Н.В. в судебном заседании административный иск не признала, поясняла, что школа в полной мере обеспечивает комплексную безопасность учащихся, осуществляется охрана силами штатных сотрудников – вахтерами, сторожами; учреждение оборудовано системой видеонаблюдения, обеспечивается контрольно-пропускной режим через турникеты путем использования аппаратно-прогаммного комплекса системы»Универсальная Электронно Школьная Карта», имеется тревожная кнопка, организована работа дежурного учителя и дежурного администратора, на которых возложены обязанности следить за порядком в образовательном учреждении. На заключение договоров с лицензируемыми охранными предпринятиями у образовательного учреждения недостаточно финансирования.
Представитель административного ответчика Управления образования администрации города Ульяновска Бережкова Г.Н. в судебном заседании административный иск не признала, поддержав доводы, изложенные директором МБОУ «Средняя школа № 50» Симоновой Н.В., более подробную позицию по спору отразила в отзыве на иск.
Исследовав письменные доказательства, выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу п.п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Как следует из п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Утвержденная Президентом РФ 05.10.2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
Постановлением Правительства РФ №1235 от 07.10.2017 года утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 указанного постановления под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки.
В данном случае, образовательная организация, исходя из толкования положений Постановления Правительства РФ №1235 от 07.10.2017 года, относится к объектам (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 17 указанного Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе, на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
При этом, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (п. 18 п.п. «г»).
В силу положений ст.3, ст.11 Федерального закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
При этом ч.5 ст.3 указанного закона предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.
Установлено, что в МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 50» не организована охрана учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций, имеющими лицензию на оказание охранных услуг, что нарушает права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
Вопреки доводам административных ответчиков осуществление охраны общеобразовательного учреждения сотрудниками школы – вахтерами и сторожами, не может признаваться надлежащим образом обеспечивающим охрану, так как указанные лица по штатному расписанию охранниками не являются, не имеют специального разрешения на занятие охранной деятельностью (лицензии), не относятся к категории лиц, специально обученных для осуществления охраны, что сторонами по делу не оспаривается. При этом, применение других средств обеспечения безопасности, в том числе, аппаратных комплексов системы попускного контроля, не исключают необходимость охраны образовательного учреждения силами специализированных учреждений, поскольку каждое из используемых средст обеспечения безопаности имеет свое функциональное назначение, и в комплексе обепечивает должную безопасность учащихся и работников образовательного учреждения.
Учитывая, что требование об организации охраны общеобразовательного учреждения является обязательным, принимая во внимание, что функции и полномочия учредителя МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 50» от имени МО «город Ульяновск» осуществляет Управление образования администрации города Ульяновска, которое также осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, требования прокурора о возложении обязанности по организации охраны школы должны быть возложены как на образовательную организацию, так и на Управление образования администрации города Ульяновска.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие организации охраны в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, не обеспечивается постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, сотрудников и иных лиц, находящихся в школе, в связи с чем на административных ответчиков следует возложить обязанность обеспечить безопасность лиц, пребывающих в учреждении.
С учетом требований вышеприведённых положений законодательства, обязанность обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц возложена на организации, специально учреждаемые для их выполнения и имеющие лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Таким образом, административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ г. Ульяновска «Средняя школа № 50», Управлению образования администрации города Ульяновска подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Финансирование деятельности административных ответчиков производится за счет бюджетных средств, поэтому безусловно, для исполнения решения суда необходимо провести множество подготовительных мероприятий (выделение финансирования, составление сметы расходов, объявление торгов, заключение необходимых договоров и т.д.), на что требуется значительное количество времени.
Принимая во внимание невозможность исполнения решения суда в короткий срок, суд полагает возможным определить административным ответчикам срок в три месяца для исполнения настоящего решения, учитывая также и позицию представителя административного ответчика Управления образования администрации города Ульяновска по данному вопросу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Ульяновска «Средняя школа № 50», Управлению образования администрации города Ульяновска удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 50», Управление образования администрации города Ульяновска обязанность обеспечить безопасность пребывающих в школе лиц силами организаций, специально учреждаемых для их выполнения и имеющих лицензию, выданную уполномоченным органом, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Д. Николаева