Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 ноября 2022 года Советский районный суд г.Самара в составе:
председательствующего судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре Зиминой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3362/2022 по исковому заявлению ФИО4 к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с иском, в котором указала, что зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Данная квартира была предоставлена ФИО1 администрацией <адрес> на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ на семью из пяти человек: ФИО1 (отец), ФИО8 (жена), ФИО2 (сын), ФИО4 (дочь), ФИО4 (дочь).
По сведениям ФБТИ АО «Рострехинвентаризация-Федеральное БТИ» данная квартира состоит из трех комнат, жилой площадью 40,5 кв.м., общей площадью 63,60 кв.м. ФИО1, ФИО8 при жизни свое право на приватизацию не реализовали, что подтверждается свидетельствами о смерти, выпиской из ЕГРН.
В настоящий момент в квартире зарегистрированы: истец – ФИО4, ее брат ФИО2, сестра ФИО10 (ФИО12, ФИО11) ФИО5), племянница ФИО3. ФИО2, ФИО9, ФИО3 представили согласие и не возражали против приватизации <адрес> без их участия, без включения их в число собственников, что подтверждается нотариально удостоверенными согласиями. Истец ФИО4 право на приватизацию не использовала, что подтверждается справкой.
ФИО4 обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Изменение (расторжение) договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда». Однако получила отказ с указанием на то, что объект недвижимости <адрес> расположенная по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не учитывается, в связи с чем оснований для заключения договора передачи жилого помещения в собственность (в порядке приватизации) у Департамента не имеется. В связи с невозможностью оформить указанное жилое помещение в собственность во внесудебном порядке истец вынужден обратиться в суд с указанным иском.
Ссылаясь на изложенное, истец просила признать за ФИО4 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес> по адресу: <адрес>, жилой площадью 40,5 кв.м., общей площадью 63,60кв.м., площадью с учетом прочей 65 кв.м.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.
Ответчик Департамент управления имуществом городского округа Самара о слушании дела извещен надлежаще, в судебное заседание представителя не направил, представил отзыв, в котором указал, что спорный объект не является муниципальной собственностью городского округа Самара.
Третьи лица Администрация Советского внутригородского района г.Самара, Администрация городского округа Самара, Управление Росреестра по Самарской области, АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», ФИО10, ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено, что ФИО4 зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Данная квартира была предоставлена ФИО1 администрацией Советского района г.Самары на основании ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ на семью из пяти человек: ФИО1 (отец), ФИО8 (жена), ФИО2 (сын), ФИО4 (дочь), ФИО4 (дочь).
Таким образом, суду приставлены исчерпывающие доказательства, подтверждающие законность вселения истца в спорное жилое помещение.
Согласно данным технического паспорта, спорное жилое помещение представляет собой трехкомнатную изолированную квартиру общей площадью 63,6 кв.м., жилой площадью 40,5 кв.м., площадью с учетом прочей 65,00 кв.м.
ФИО1, ФИО8 при жизни свое право на приватизацию не реализовали, что подтверждается свидетельствами о смерти, выпиской из ЕГРН.
В настоящий момент в квартире зарегистрированы: истец – ФИО4, ее брат ФИО2, сестра ФИО10 (ФИО12, ФИО11) ФИО5), племянница ФИО3, что подтверждается справкой о зарегистрированных лицах.
ФИО2, ФИО9, ФИО3 представили согласие и не возражали против приватизации <адрес> без их участия, без включения их в число собственников, что подтверждается нотариально удостоверенными согласиями. Истец ФИО4 право на приватизацию не использовала, что подтверждается справкой.
ФИО4 обратилась в Департамент управления имуществом городского округа Самара с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Изменение (расторжение) договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда». Однако получила отказ с указанием на то, что объект недвижимости <адрес> расположенная по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества не учитывается, в связи с чем оснований для заключения договора передачи жилого помещения в собственность (в порядке приватизации) у Департамента не имеется. В связи с невозможностью оформить указанное жилое помещение в собственность во внесудебном порядке истец вынужден обратиться в суд с указанным иском.
Отказывая в подготовке документов на приватизацию, ответчик ссылается на то, что спорное жилое помещение не учтено в реестре муниципального имущества.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. Закона РФ от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Согласно выписке из реестра сведения об объекте недвижимости, <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, Гагарина, <адрес>, в реестре муниципального имущества городского округа Самара не учтен.
Отсутствие свидетельства о регистрации права собственности за муниципальным образованием г.о.Самара не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.
Кроме того, судом установлено, что право истцов на занимаемое жилое помещение, правомерность их проживания в нем никто не оспаривает, вселены они была в него в установленном законом порядке на основании ордера на жилое помещение.
Судом установлено, что ранее право на приватизацию истцами не использовано.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО4 к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за ФИО4 право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – <адрес> по адресу: <адрес>, жилой площадью 40,5 кв.м., общей площадью 63,60кв.м., площадью с учетом прочей 65 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 14.11.2022.
Судья: