70RS0001-01-2024-002198-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2024 года Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ю.А. Романовой,
при секретаре Н.А. Лебедевой,
помощник судьи К.А. Костиков,
при участии представителя ответчика Балбериной Н.В., действующей на основании доверенности от 27.09.2023 (до 31.12.2024), рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Б.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж для перерасчета пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Б.И. (далее истец) обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (далее ответчик), в котором просит признать незаконным решение /________/ от 23.04.2024 об отказе в перерасчете пенсии, обязать ответчика включить в общий страховой стаж периоды работы с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, произвести перерасчет пенсии истца с учетом включения указанных периодов работы на основании заявления от /________/ и представленных документов.
В обоснование требований истец указал, что с 12.04.2023 истец приобрел гражданство РФ. С 01.06.2023 ему была назначена страховая пенсия по старости на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 14208,73 руб. При подсчете стажа истцу не учтены спорные периоды работы на территории Республики Казахстан после 12.03.1992, так как они требовали документального подтверждения. Извещением от 04.08.2023 ответчик уведомил истца о направлении ответчиком формуляров-запросов о стаже и заработке. Истец самостоятельно получил в Республике Казахстан справки, подтверждающие стаж и заработок и обратился с заявлением 17.01.2024 о перерасчете пенсии, приложив их к заявлению, однако в перерасчете пенсии было отказано, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебное заседание истец Б.И. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о его времени и месте, в иске содержится просьба о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца Соловьев С.В. в судебное заседание также не явился, будучи извещенным о его времени и месте, в предыдущем судебном заседании настаивал на удовлетворении иска в представленной редакции, на предложение суда уточнить просительную часть исковых требований ответа не поступило.
Представитель ответчика Балберина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, указав, что при назначении страховой пенсии по старости Б.И. не учитывались в страховой и общий трудовой стаж вышеуказанные периоды работы, так как отсутствует официальное подтверждение о стаже и заработке за данные периоды работы.
Выслушав пояснения представителя ответчика, определив на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, изучив доводы отзыва на иск, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), вступившим в силу с 01.01.2015.
Статьей 4 названного закона установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (ч. 1 ст. 8 названного закона), страховой стаж (ч. 2 ст. 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8 Закона о страховых пенсиях).
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Ранее действующий закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) предусматривал, что оценка пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30, либо в порядке, установленном в пункте 4 статьи 30 Закона.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года. За период с 01 января 2002 года в расчет размера пенсии учитываются страховые взносы, отображенные на лицевом счете застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при назначении пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 руб.) * Т, где ПК - величина расчётного пенсионного капитала; РП - расчётный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав гражданина может определяться по его выбору в порядке, установленном статьей 30 указанного закона: пунктами 3 или 4. Применяется тот вариант оценки, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере, исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года.
В силу положений статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии зависит от продолжительности трудового стажа и величины заработка за период до 1 января 2002 года.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ при расчете стажевого коэффициента учитывается общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд (по желанию пенсионера) в течение всей трудовой деятельности до 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. После 1 января 2002 года размер страховой пенсии зависит от суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных на заработки работников предприятиями-работодателями.
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующей назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Как следует из материалов дела, истец является получателем страховой пенсии по старости с 01.06.2023, размер которой составляет 14208,73 руб., что подтверждается решением ответчика от 04.08.2023.
Б.И. 17.01.2024 обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, представив архивную справку о подтверждении стажа №56 от /________/, выданную АО «Степногорский подшипниковый завод» за периоды работы в АО «СТПЗ» с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ и с /________/ по /________/; справки о заработной плате №86, 87, 88 от /________/, выданные АО «Степногорский подшипниковый завод» за периоды с февраля 1976 года по сентябрь 1989 года, с июля 1995 года по декабрь 2001 гола и с января 2002 года по май 2009 года; справку о переименовании предприятия без номера и даты, выданную АО «Степногорский подшипниковый завод».
Согласно решению пенсионного органа от 23.04.2024 /________/, Б.И. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от /________/, решено вернуться к рассмотрению заявления о перерасчете размера пенсии при поступлении формуляров в соответствии с п. 10 Порядка от 23.12.2020, не приняты к рассмотрению представленные справки о стаже, заработной плате и переименовании организации, выданные АО «Степногорский подшипниковый завод».
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, регулируется Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Соглашения трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства.
Дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена.
Срок пересылки документов между компетентными органами в рамках реализации настоящего Соглашения не включается в срок рассмотрения заявления и принятия решения об установлении пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Соглашения пенсии выплачиваются компетентными органами, в том числе в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена.
В силу п. 4 ст. 4 Соглашения фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении производится только при условии проживания трудящегося на территории соответствующего государства-члена.
Таким образом, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из Республики Казахстан, регулируется Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от /________/. Граждане имеют право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания в компетентный орган государства проживания.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Соглашения каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.
Согласно п. 2 ст. 7 Соглашения, в случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
В силу ст. 12 Соглашения, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
Для определения права на страховую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В целях реализации ст. 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 Совет Евразийской экономической комиссии решением /________/ от 23.12.2022 утвердил Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении грудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с п. 7 ст. 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее - Соглашение) и определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - государства-члены) между собой, а также с Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) в целях реализации норм Соглашения.
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения, с учетом абзаца третьего настоящего пункта.
До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена Формулярами, предусмотренными пунктом 3 настоящего Порядка, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
В соответствии с п. 9 Порядка для определения права на пенсию с применением п. 2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр "О стаже работы" у компетентного органа другого государства - члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, посредством направления: формуляра "Запрос"; копий представленных трудящимся (членом семьи) либо его представителем документов о стаже работы на территории государства-члена за период до введения в эксплуатацию информационных систем по учету пенсионных прав.
В соответствии с п. 10 Порядка компетентный орган государства-члена, получивший запрос о стаже работы трудящегося на территории своего государства-члена, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра "О стаже работы" в компетентный орган государства-члена, направившего запрос.
Если для подтверждения стажа работы требуется проведение дополнительных мероприятий (истребование сведений, документов), в формуляре "О стаже работы" отражается промежуточная информация с указанием планируемых сроков направления формуляра "О стаже работы", содержащего исчерпывающую информацию.
Компетентные органы государств-членов принимают документы, содержащие сведения о стаже работы и (или) заработной плате, выданные в установленном порядке, за период до 13.03.1992 без направления формуляра "Запрос".
При поступлении формуляра "Запрос" о стаже работы и (или) заработной плате за период с 13.03.1992 компетентные органы государств-членов направляют имеющуюся в их распоряжении информацию, в том числе полученную от организаций (учреждений) государств-членов.
При установлении пенсии гражданам, приобретшим пенсионные права на территории государств-участников соглашений, во всех случаях территориальные органы ПФР проводят работу по подтверждению трудового (страхового) стажа и заработка соответствующими ими компетентными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение на территории названных государств.
Таким образом, при назначении страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", - возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно части 1 которой установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 6 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Приказом Министра труда Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила № 884н).
Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н. Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).
Из изложенного следует, что при назначении страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности, в том числе периоды работы граждан на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся трудовые книжки, справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Как следует из представленных материалов дела, 12.03.1992 уже включено истцу в его страховой стаж, что подтверждается данными о стаже от 04.08.2023.
Согласно архивной справке о подтверждении стажа от /________/, от /________/, Б.И. приказом № 26л от 05.02.1976 принят с /________/ наладчиком шлифовальных автоматов пятого разряда в цех автоматических линий. На основании заседаний цеховых квалификационных комиссий и заводской комиссии по квалификации рабочих кадров, приказом /________/ от /________/ присвоен с /________/ шестой разряд наладчика шлифовальных станков автоматических линий. Приказом /________/-к от /________/ истец назначен с /________/ бригадиром в бригаду по производству 01 кольца третьего потока в цехе автоматических линий шлифовальной обработки. Приказом /________/-к от /________/ истец освобождён с /________/ от руководства бригадой в цехе автоматических линий шлифовальной обработки. Приказом /________/-к от /________/ истец назначен с /________/ бригадиром комплексной бригады, в цехе автоматических линий шлифовальной обработки. Приказом /________/ от /________/ истец уволен с /________/ согласно п.5 ст.31 КЗоТ Каз. ССР переводом в кооператив «Авангард». Приказом /________/ от /________/ истец принят с /________/ по контракту наладчиком шестого разряда в цех автоматических линий шлифовальной обработки. В связи с реорганизацией приказом от /________/ переведён наладчиком автоматических линий шестого разряда, с /________/ - в шлифовально-сборочный цех. Решением Акмолинского областного суда от /________/ АО «СПЗ» признано банкротом. Приказом /________/-к от /________/ истец уволен с АО «СПЗ» переводом в ЗАО «СПЗ» с /________/ согласно п.5 ст. 31 КЗоТ Республики Казахстан.
Согласно справке о переименовании, представленной АО «Степногорский подшипниковый завод», Шестнадцатый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-16) переименован в Производственное объединение «Шестнадцатый государственный подшипниковый завод» (ПО ГПЗ-16). Приказ Министерства автомобильной промышленности СССР /________/ от /________/. Производственное объединение «Шестнадцатый государственный подшипниковый завод» (ПО ГПЗ-16) переименовано в Арендное предприятие «Шестнадцатый государственный подшипниковый завод» (АЛ ГПЗ-16). Справка /________/ от /________/. Арендное предприятие «Шестнадцатый государственный подшипниковый завод» (АП ГПЗ-16) переименовано в Акционерную компанию «Степногорский подшипниковый завод» (АК СИЗ) с /________/. Свидетельство о государственной перерегистрации хозяйственного субъекта /________/ от /________/. Акционерная компания «Степногорский подшипниковый завод» (АК СИЗ) переименовано в Акционерное общество «Степногорский подшипниковый завод» (АО СПЗ) с /________/. Свидетельство о государственной перерегистрации юридического лица /________/-АО от /________/. Решением Акмолинского областного суда от /________/ АО СПЗ признано банкротом.
Согласно архивной справке о подтверждении стажа работы и заработной платы Б.И. от /________/, в документах по личному составу Акционерного общества «Авангард» за 1993 год имеются сведения о работе Б.И. (так в документе): приказ от 11 августа 1993 года № 214: «Уволить Б.И. по ст. 32 КЗоТ Республики Казахстан по собственному желанию с /________/ (так в документе)». Факт работы Б.И. с января 1990 года по август 1993 года подтверждается на основании расчетных ведомостей по начислению заработной платы за 1990-1993 годы. Данные о размере заработной платы приведены в указанной архивной справке, следовательно, период работы истца и размер его заработка с /________/ по /________/ подтверждается указанными документами.
Б.И. представлены справки от /________/ о том, что он работал в АО «Степногорский подшипниковый завод» и о размере его заработка с июля 1995 года по май 2009 года.
Согласно действующему законодательству назначение и перерасчет трудовой пенсии производится пенсионным органом на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих его права на назначение либо перерасчет размера пенсии. При этом обязанность по предоставлению этих документов лежит на заявителе, а пенсионный орган в силу пунктов 11 и 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии, перехода с одной пенсии на другую, дает лишь оценку содержащимся в этих документах сведениям, проверяет их соответствие данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильность оформления документов.
Учитывая, что у ответчика отсутствовали ответы на запросы в подтверждение спорных периодов работы истца, которым в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих факт работы во все спорные периоды и размер его заработка, необходимые для перерасчета пенсии, требование о включении в страховой стаж периода работы истца: с /________/ по /________/ в АО «Авангард», перерасчете пенсии с учетом указанного периода, удовлетворению не подлежит.
По периоду работы с /________/ по /________/ в АО Акционерное общество «Степногорский подшипниковый завод» судом учитывается, что периоды работы по найму после /________/, имевшие место в государствах-участниках Соглашения от /________/ могут быть включены в подсчет страхового стажа для определения права при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, при этом периоды работы после /________/, имевшие место в государствах-участниках Соглашения от /________/, не влияют на размер пенсии. Учитывая, что истцом не представлены документы, подтверждающие уплату страховых взносов на пенсионное обеспечение за указанные периоды, а также то, что их включение не повлияет на размер пенсии Б.И., суд также не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части.
Вместе с тем, подлежат включению в страховой стаж периоды работы: с /________/ по /________/ слесарем-сборщиком в АО «Авангард», с /________/ по /________/ наладчиком шестого разряда в цехе автоматических линий шлифовальной обработки АК «Степногорский подшипниковый завод», с /________/ по /________/ наладчиком автоматических линий шестого разряда в ЗАО «Степногорский подшипниковый завод», поскольку истцом представлены соответствующие документы.
Истцом заявлено также требование о перерасчете страховой пенсии по старости Б.И. на основании заявления от /________/.
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Учитывая включение истцу спорных периодов работы, на основании указанной нормы, суд полагает подлежащим удовлетворению требование истца о перерасчете его страховой пенсии с /________/.
Кроме того, истцом заявлено требование о признании незаконным решения /________/ от 23.04.2024 об отказе в перерасчете пенсии.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 статьи 23 закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (части 7-9 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги, сроки и последовательность выполнения административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливает формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение № 1 к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение № 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение № 3 к Административному регламенту).
В соответствии с пунктом 14 Административного регламента, рассмотрение заявления о перерасчете размера пенсии и вынесение распоряжения о перерасчете размера пенсии либо решения об отказе в перерасчете размера пенсии осуществляется территориальным органом ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.
В случае проведения проверки документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, перерасчета размера пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов по запросу территориального органа ПФР территориальный орган ПФР приостанавливает срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Приостановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР. По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом ПФР в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении 3 месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления течение срока рассмотрения заявления восстанавливается. Восстановление срока рассмотрения заявления оформляется решением территориального органа ПФР. Территориальный орган ПФР извещает гражданина о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления (п. 16 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, истец 17.01.2024 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, что подтверждается уведомлением о принятии указанного заявления. /________/ Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области вынесено решение о проведении проверки по заявлению Б.И. В связи с необходимостью проверки сведений, отраженных в представленной для перерасчета размера страховой пенсии по старости: справке о стаже работы за периоды с /________/ по /________/ и с /________/ по /________/ /________/ от /________/, выданной АО «Степногорский подшипниковый завод» Республики Казахстан, справках о заработной плате за периоды с февраля 1976г. по сентябрь 1989г., с июля 1995г. по декабрь 2001г. и с января 2002г. по май 2009г. /________/, /________/ и /________/ от /________/, выданных АО «Степногорский подшипниковый завод» Республики Казахстан, и справки о переименовании предприятия б/н и без даты, выданной АО «Степногорский подшипниковый завод» Республики Казахстан, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии по старости по заявлению Б.И., принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления от /________/ /________/ до поступления необходимых сведений, но не более чем до /________/. Также ответчиком направлены формуляры в соответствии с Порядком взаимодействия между компетентными органами от /________/.
В связи с тем, что необходимые ответы в пенсионный орган на момент окончания срока приостановления проверки по заявлению истца не поступили, 23.04.2024 вынесено решение об отказе в перерасчете пенсии, оснований для признания незаконным которого у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Б.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж для перерасчета пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области включить Б.И. в страховой стаж периоды работы: с /________/ по /________/ слесарем-сборщиком в АО «Авангард», с /________/ по /________/ наладчиком шестого разряда в цехе автоматических линий шлифовальной обработки АК «Степногорский подшипниковый завод», с /________/ по /________/ наладчиком автоматических линий шестого разряда в ЗАО «Степногорский подшипниковый завод».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области произвести Б.И. перерасчет страховой пенсии по старости с /________/ за указанные периоды работы с учетом сведений о заработной плате в АО «Авангард», АО «Степногорский подшипниковый завод», содержащихся в архивной справке от /________/ № ЮЛ-Д-05/04-09, в справке от /________/ /________/.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Романова Ю.А.
Решение суда в окончательной форме принято 09.07.2023.