Дело № 2-1811/2018
Решение
Именем Российской Федерации
17 апреля 2018 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Лабузовой Е.В.,
при секретаре Донских М.М.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Оренбурга Поповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батраковой Т.В. к Страховому акционерному обществу «ВСК» о взыскании страховых выплат,
установил:
Батракова Т.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая на то, что между ней и СА «ВСК» были заключены договоры страхования заемщика кредита от несчастных случаев и болезней от 16.05.2015 года и от 23.06.2015 года, сроком на 1 год каждый. 06.07.2015 года с ней произошел несчастный случай – <данные изъяты>, в результате чего был причинен вред здоровью. Об этом она уведомила Оренбургский филиал САО «ВСК» 25.08.2015 года через своего представителя по доверенности и предоставила подтверждающие документы. Несмотря на длительное лечение, ей была установлена <данные изъяты> группа инвалидности. Об этом она также уведомила ответчика. В связи с наступлением страхового случая, она обратилась в Оренбургский филиал САО «ВСК» с заявлением на страховые выплаты по обоим договорам, но ей было отказана на основании п. 2.3 Правил страхования, так как сроки действия договоров заканчиваются 16.05.2016 года и 23.06.2016 года, а инвалидность <данные изъяты> группы установлена 11.01.2017 года и данное событие выходит за рамки периода действия договора страхования. С даны решением она не согласна.
Просит суд взыскать с САО «ВСК» страховые выплаты по договору № от 16.05.2015 года в размере 588414,19 рублей, по договору № от 23.06.2015 года в размере 173554,23 рублей, а также штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Определением суда от 22.03.2018 года произведена замена ответчика Оренбургский филиал Страхового акционерного общества «ВСК» на Страховое акционерное общество «ВСК».
В судебном заседании Батракова Т.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика САО «ВСК» - Муратова Н.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала по заявленным требованиям.
Представители третьих лиц НБ «ТРАСТ» ОАО, КБ «Кольцо Урала» ООО, привлеченные к участию в деле определением суда от 26.03.2018 года, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, в порядке статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего что исковые требования удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования может быть заключен путем составления путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных в абзаце первом настоящего пункта документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
В соответствии со ст. 942 ГК РФ существенным условием договора страхования является условие о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
В силу пунктов 1 и 2 ст. 943 ГК РФ условиями, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Согласно п. 1, 2 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Пунктом 2 ст. 9 Закона РФ гот 27.11.1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» предусмотрено, что страховой случай – это предполагаемое событие на случай наступления которого производится страхование; совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю или иным лицам.
Как установлено судом, 14.12.2012 года между Батраковой Т.В. и НБ «Траст» ОАО, а также 26.11.2012 года между Батраковой Т.В. и КБ «Кольцо Урала» (ООО) были заключены кредитные договоры.
16.05.2015 года между САО «ВСК» и Батраковой Т.В. был заключен договор страхования заемщика кредита от несчастных случаев и болезней № на основании правил № 83 добровольного страхования граждан от несчастных случаев и болезней в редакции от 26.11.2010 года. Срок действия указанного договора с 17.05.2015 года по 16.05.2016 года.
23.06.2015 года между САО «ВСК» и Батраковой Т.В. был заключен договор страхования заемщика кредита от несчастных слкчаев и болезней № на основании правил № 83 добровольного страхования граждан от несчастных случаев и болезней в редакции от 26.11.2010 года. Срок действия указанного договора с 24.06.2015 года по 23.06.2016 года.
В соответствии с условиями страхования объектом страхования указанных договоров являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда здоровью граждан, а также с их смертью в результате несчастного случая или болезни.
Наряду с другими страховыми рисками по указанным договорам страхования также застрахован риск «установление Застрахованному 1 или 2 группы инвалидности в результате несчастного случая, происшедшего в период страхования».
27.12.2017 года Батракова Т.В. обратилась в САО «ВСК» с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с установлением 11.01.2017 года ей инвалидности <данные изъяты> группы.
Согласно справки МСЭ, выданной Батраковой Т.В. причиной установления инвалидности послужило «Общее состояние».
Согласно позиции истица, инвалидность Батраковой Т.В. была установлена в связи с несчастным случаем от 06.07.2015 года, то есть в период действия договоров страхования.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
В соответствии со 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Страхователю были вручены под роспись Правила страхования.
В соответствии с п. 3.2 Правил страхования, страховыми рисками являются предполагаемые события, на случай наступления которых заключается договор страхования, и имевших место в период действия договора.
Согласно п. 9.1, 9.2 Правил страхования определено, что срок действия договора страхования определяется по соглашению сторон и действует до 00 часов 00 минут дня, указанного в договоре, как день окончания его действия.
В соответствии с п. 11 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95, в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 ст. 934 ГК РФ и пунктом 2 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» основанием возникновения обязательства страховщика по выплате страхового возмещения является наступление предусмотренного в договоре события (страхового случая).
Согласно ст. 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого, производится страхование. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным лицам.
Поскольку событие, с которым связана выплата страхового возмещения, а именно признание истца инвалидом <данные изъяты> группы в установленном нормативными актами порядке, наступило за пределами действия договора страхования, суд приходит к выводу об отказе Батраковой Т.В. в удовлетворении исковых требований.
Суд отклоняет довод истца о том, что заболевание, повлекшее инвалидность, было диагностировано у нее в период действия договоров страхования, как не влекущий за собой удовлетворение заявленных требований.
Признавая данный довод несостоятельным, суд исходит из того, что толкование условий договора страхования позволяет сделать вывод о том, что объектом страхования являлся имущественный интерес, связанный именно с установлением инвалидности 1 или 2 группы, то есть с признанием истца инвалидом в установленном порядке, тогда как возникновение заболевания, повлекшего установление инвалидности, в период действия договора страхования, является необходимым условием признания установления инвалидности страховым случаем, но не заменяет предусмотренное договором страхования страховое событие.
Кроме того, согласно п. 2.5 Правил страхования № 83 от 26.11.2010 года события предусмотренные п.п. 2.3.2, 2.3.4 и явившиеся следствием несчастного случая, происшедшего в период страхования, также признаются страховыми случаями, если они наступили в течение одного года со дня несчастного случая, если иной срок не установлен договором страхования.
Поскольку инвалидность Батраковой Т.В. была установлена после окончания действия договоров страхования, а также по истечении одного года с момента наступления несчастного случая от 06.07.2015 года, на который ссылается истец, как на причину установления инвалидности, оснований для признания события страховым не имеется.
Поскольку в удовлетворении иска о взыскании страховых выплат отказано, отсутствуют и основания для удовлетворения требования о применении к ответчику штрафных санкций и взыскании компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями ст.ст.194-199, 173 ГПК РФ, суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований Батраковой Т.В. к Страховому акционерному обществу «ВСК» о взыскании страховых выплат – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 20 апреля 2018 года.
Судья Е.В. Лабузова