Дело №2-569/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куртамышский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Половниковой Т.В.
при секретаре Ивановой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Куртамыше 17 августа 2023 года
гражданское дело по исковому заявлению Воробьева Е.И. к Хоренковой Е.Я.. Разуваеву С.А. о перестройке ската крыши надворных построек
УСТАНОВИЛ:
Воробьев Е.И., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Воробьевой Е.Е., обратился в суд с исковыми требованиями к Хоренковой Е.Я. о перестройке ската крыш надворных построек, расположенных по адресу: <адрес>, демонтаже столба с железным пасынком, а так же обязывании ответчика не сталкивать снег на его земельный участок, мотивируя тем, что его несовершеннолетней дочери на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Собственником соседнего земельного участка является ответчик Хоренкова Е.Я., которая в нарушение строительных норм перекрыла двор крышей, скат которой направлен на территорию его земельного участка, в связи с чем талая и дождевая вода стекают на него, нанося вред насаждениям. Кроме этого, на его территории ответчиком установлен столб с железным пасынком, который ему мешает.
Определением Куртамышского районного суда от 27.06.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Разуваев С.А.
Истец Воробьев Е.И. исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с исковым заявлением, пояснив, что с крыши надворных построек, расположенных на соседнем земельном участке ответчиков, вся талая и дождевая вода стекает на его земельный участок, т.к. скаты построек – в сторону его участка, что вредит его насаждениям. Часть построек ответчиков возведена прежними хозяевами более 50 лет назад, часть – ответчиками. Также на его земельном участке при строительстве крыш надворных построек ответчиками установлен столб с железным пасынком, который мешает ему и его ребенку свободному передвижению по участку во время катания на лыжах, игре в снежки. С тем, чтобы ответчики оборудовали сток воды со ската крыш надворных построек, не согласен. Кроме этого, ответчик Разуваев С.А. во время чистки снега за пределами своего двора сталкивает снег к его участку, перегораживая проезд его машины. Прошедшей зимой он снег к его участку не сталкивал.
Извещенная надлежащим образом ответчик Хоренкова Е.Я. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие. С иском Воробьева Е.И. она не согласна.
Ответчик Разуваев С.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Воробьева Е.И. не согласился, пояснив, что проживают с Хоренковой Е.Я. в <адрес> с 2004 года, все надворные постройки, которые имеются на их земельном участке, уже были возведены, он менял несколько лет назад только их опорные столбы, т.к. они сгнили. В 2010 - 2011 годах у них уже возникал спор относительно законности расположения спорных надворных построек, которые граничат с его земельным участком, о чем имеется судебное решение. Столб с железным пасынком, о котором говорится в иске, находится на их участке, к нему крепится забор, при его установке он отступил на 50 см. от границы земельного участка истца. При уборке снега возле своего дома он на территорию возле дома истца его не сталкивает, складирует на территории, принадлежащей Администрации округа. Существующий скат с крыш их надворных построек не вредит земельному участку истца и насаждениям на нем. В удовлетворении иска просит отказать в связи с его необоснованностью.
Представитель третьего лица Администрации Куртамышского муниципального округа в судебное заседание не явился. Согласно представленному заявлению, просит рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд считает исковые требования Воробьева Е.И. к Хоренковой Е.Я. и Разуваеву С.А. о перестройке ската крыши надворных построек, демонтаже столба с бетонным пасынком и обязывании ответчиков не складировать снег на территории истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с п.1 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с нарушением владения.
В соответствии с положениями п.п. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 45, 46, 47 постановления № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой нрава собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений прав, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
При разрешении данной категории споров во внимание должны приниматься и положения статьи 10 ГК РФ о соразмерности избранного способа защиты нарушенного права.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года, сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при возведении постройки на земельном участке, в том числе градостроительных, строительных и иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена только при наличии со стороны лица, осуществившего ее, нарушений, указанных в статье 222 ГК РФ.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается на основании совокупности доказательств, применительно к особенностям конкретного дела.
Так, к существенным нарушениям строительных норм и правил относятся, например, не неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц. При этом, угроза должна быть реальной, то есть основанной не только на наличии нарушений строительных норм и правил, но и на фактических обстоятельствах расположения спорных строений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетняя Воробьева Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в интересах которой обратился в суд ее отец Воробьев Е.И., является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Собственниками смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являются ответчики Хоренкова Е.Я. и Разуваев С.А. Вдоль границы земельных участков у ответчиков расположены хозяйственные постройки, скат крыши которых направлен в сторону земельного участка истца.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Воробьев Е.И. указывает, что талая вода с крыши надворных построек ответчиков нарушает его права, вредит его насаждениям, столб с железным пасынком, установленный ответчиком, мешает ему и его дочери кататься на лыжах по огороду. В зимний период, расчищая снег за оградой своего дома, ответчики скидывают снег таким образом, что ограничивают проезд ему к своему дому.
Из ответа Администрации Куртамышского муниципального округа от 04.07.2023 следует, что в результате визуального осмотра надворных построек <адрес> установлено, что хозяйственные постройки дома №6 расположены на границе земельных участков дома № 6 и № 4 по <адрес>, отступление от соседнего земельного участка отсутствует. Скат крыш всех надворных построек сделан в сторону участка № 4, водосток всех хозяйственных построек дома № 6 не организован. Столбы, установленные для крепления ограждения земельного участка №6, расположены на земельном участке №4. В ответе Администрации так же указано, что расстояние вновь возводимых хозяйственных построек по минимальным градостроительным и противопожарным нормам составляет не менее 1 метра от границы соседнего земельного участка. В данном случае, все хозяйственные постройки дома №6 построены без отступа от границы соседнего земельного участка, что нарушает нормы пожарной безопасности и градостроительные нормы.
Из приобщенной к материалам дела копии определения Куртамышского районного суда Курганской области от 16.05.2011 по делу №2-19/2011 следует, что ранее истец обращался в суд с исковыми требованиями к ответчикам о возложении обязанности переноса забора и построек. Производство по данному делу было прекращено в связи с отказом истца от исковых требований из-за разрешения спора в добровольном порядке.
Суд не может установить, какие постройки и забор требовал перенести истец, т.к. гражданское дело №2-19/2011 уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Указывая на незаконность установки столба с железным пасынком, истец исходит из того, что он установлен на его земельном участке. Вместе с тем, ответчики утверждают, что он был возведен на расстоянии около 50 см. от границы земельных участков, в связи с чем он установлен ими законно на их земельном участке.
По представленным истцом фотографиям суд не может определить, на чьем земельном участке установлен столб.
Информацию Администрации муниципального округа о том, что столбы, установленные для крепления ограждения земельного участка №6, расположены на земельном участке №4, суд не считает достоверным доказательством, т.к. она не содержит ссылки на правоустанавливающие документы на земельные участки сторон.
От проведения судебной землеустроительной экспертизы стороны отказались, представив письменные заявления.
На предложение суда о возложении на ответчиков обязанности обустроить водосток с крыш построек истец ответил отказом.
Доказательств, обосновывающих требование истца о незаконности действий ответчиков по уборке снега за пределами их земельных участков, суду не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Для удовлетворения иска о перестройке ската крыши надворных построек, демонтаже столба, а так же обязывании ответчика не кидать снег на территорию истца необходимо доказать, что наличие указанной постройки в данном месте нарушает права владельца смежного земельного участка, и что нарушения его прав являются существенными и могут быть устранены лишь путем перестройки ската крыши спорной постройки, демонтажа столба и обязывании ответчика не кидать снег на земельный участок истца.
Согласно п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;
В. силу части 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Поскольку основным объектом на земельном участке является индивидуальный жилой дом, то иные строения следует рассматривать как объекты вспомогательного использования.
При рассмотрении дела суд исходит из того, что спорные постройки являются вспомогательными строениями - хозяйственными постройками, указанными в плане строения, составленном еще в 2004 году при приобретении жилого дома с земельным участком ответчиками, представленном ответчиком суду, как сараи, забор, баня, при строительстве которых не требуется специального разрешения.
Доказательств того, что крыши надворных построек, перестройки ската которых требует истец, столб с железным пасынком и снег за пределами земельных участков сторон, нарушают права истца, а заявленные требования направлены на предотвращение реально существующей угрозы утраты или повреждения имущества, причинения вреда жизни или здоровью граждан, являются разумными и соразмерными, обеспечивающие баланс прав и законных интересов участников спорного правоотношения, суду не представлено.
При отсутствии доказательств нарушения прав истца и наличия угрозы для его жизни и здоровья таким расположением крыши надворных построек и столба с железным пасынком, а так же не предоставление доказательств незаконности действий ответчиков по уборке снега за пределами своего земельного участка, суд принимает решение об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░