Дело № 2а-77/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 года с. Ключи
Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Григорьевой Т.Н., при секретаре Емельяненко И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к Лебедеву Владимиру Владимировичу о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Лебедеву Владимиру Владимировичу, в котором просила взыскать земельный налог за 2017 год в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> и пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, транспортный налог за 2017 год в размере <данные изъяты> и пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2017 году за Лебедевым В.В. были зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, 2006 года выпуска; <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № 1996 года выпуска, земельные участки по адресам: <адрес>, а также имущество – гаражный бокс с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Административному ответчику направлено налоговое уведомление № 76083691 от 21.08.2018 об уплате в срок до 03.12.2018 транспортного налога за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей, земельного налога за 2017 год в размере <данные изъяты> и налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты>.
В установленный срок налоги административным ответчиком уплачены не были, в связи с чем, Лебедеву В.В. было выставлено требование № 3422 по состоянию на 29 января 2019 года об уплате недоимок и пеней в срок до 26 марта 2019 года, в том числе недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, недоимки по налогу на имущество в размере <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты>, недоимки по земельному налогу в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>
На день подачи иска ответчиком частично оплачен земельный налог в размере <данные изъяты>, задолженность по земельному налогу за 2017 год составила <данные изъяты>. Кроме того, частично оплачен налог на имущество в размере <данные изъяты>, задолженность по налогу на имущество составила <данные изъяты>.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России № 8 по Алтайскому краю мировым судьей судебного участка Ключевского района Алтайского края 19.06.2019 был выдан судебный приказ о взыскании с Лебедева В.В. сумм неуплаченных налогов и пеней, который определением того же мирового судьи от 11.08.2020 отменен в связи с поступлением возражений должника.
В последующем, с учетом представленных ответчиком выписок по лицевым счетам, истец исковые требования уточнил (л.д. 111-117, 126-132), просил взыскать с Лебедева Владимира Владимировича недоимку по земельному налогу в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>; недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>; недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.
Протокольным определением от 30.04.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МРЭО ГИБДД МО МВД РФ «Славгородский».
Протокольным определением от 24.05.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Гуков Д.В., Гукова М.Г.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Лебедев В.В. в судебном заседании иск не признал. В обоснование пояснил, что он не был надлежащим образом уведомлен об уплате налогов, налоговое уведомление и требование об уплате налогов и пени ему налоговым органом не вручалось, по месту его жительства и регистрации не направлялось. О наличии задолженности по налогам он узнал от судебных приставов. Полагает, что в настоящее время вся задолженность по налогам им оплачена. В связи с чем, просил в иске Межрайонной ИФНС России №16 по Алтайскому краю отказать.
Представитель административного ответчика Хакимова Н.Ю. просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица МРЭО ГИБДД МО МВД РФ «Славгородский», третьи лица Гуков Д.В., Гукова М.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
На основании положений ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного ответчика, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ).
В силу п.1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения, в числе прочих, признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 404 названного Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговые ставки по земельному налогу на территории муниципального образования Ключевский сельсовет Ключевского района Алтайского края устанавливались Решениями Ключевского сельского собрания депутатов Ключевского района Алтайского края № 207 от 24.11.2014, № 107/2 от 29.11.2017 «О введении земельного налога на территории муниципального образования Ключевский сельсовет Ключевского района Алтайского края», Решением Ключевского сельского собрания депутатов Ключевского района Алтайского края № 220 от 19.02.2015 «О внесении изменений в решение от 24.11.2014 №207 «О введении земельного налога на территории муниципального образования Ключевский сельсовет Ключевского района Алтайского края».
Налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц на территории муниципального образования Ключевский сельсовет Ключевского района Алтайского края устанавливались Решениями Ключевского сельского собрания депутатов Ключевского района Алтайского края № 206 от 24.11.2014 «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Ключевский сельсовет Ключевского района Алтайского края», № 219 от 19.02.2015, № 27 от 02.12.2015 «О внесении изменений в решение от 24.11.2014 № 206 «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования Ключевский сельсовет Ключевского района Алтайского края» (л.д.53-58).
Как следует из материалов дела (карточки учета транспортного средства на л.д. 75-77, 178-182, выписки из ЕГРН на л.д. 59-71, 193-198, 205-207) за Лебедевым В.В. в 2017 году зарегистрированы транспортные средства и недвижимое имущество:
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- <данные изъяты>
Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (извещения налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры принудительного взыскания задолженности. Такой порядок направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности по уплате налогов физическими лицами.
Как следует из материалов дела 10 сентября 2018 года Лебедеву В.В. направлено налоговое уведомление от 21 августа 2018 года № 76083691, которым исчислен транспортный налог в отношении указанных выше транспортных средств за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей, земельный налог с физических лиц за 2017 год в размере <данные изъяты> рублей. Установлен срок уплаты не позднее 03 декабря 2018 года (л.д.11-12).
Поскольку налоги Лебедевым В.В. в установленный срок уплачены не были административному ответчику начислены пени: по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, по земельному налогу в размере <данные изъяты> рублей и по налогу на имущество в размере <данные изъяты> рублей.
В установленный срок налоги административным ответчиком уплачены не были, в связи с чем, Лебедеву В.В. было выставлено требование № 3422 по состоянию на 29 января 2019 года об уплате недоимок и пеней в срок до 26 марта 2019 года, в том числе недоимки по транспортному налогу в размере <данные изъяты> рублей, пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>, недоимки по налогу на имущество в размере <данные изъяты>, пени по налогу на имущество в размере <данные изъяты>, недоимки по земельному налогу в размере <данные изъяты>, пени по земельному налогу в размере <данные изъяты>
Указанное требование до настоящего времени в полном объеме не исполнено.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Тем самым законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени.
Как следует из материалов дела, в подтверждение соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административным истцом представлено налоговое уведомление от 21 августа 2018 года № 76083691, требование об уплате налога, пени № 3422 по состоянию на 29.01.2019, которые были направлены административному ответчику по адресу: <адрес>
Вместе с тем при рассмотрении дела в суде было установлено, что Лебедев В.В. по указанному адресу с 21.05.2010 снят с регистрационного учета и не проживает (л.д. 167, 173).
Согласно сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от 18.03.2021 (л.д. 91) Лебедев Владимир Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован по месту жительства с 24.05.2010 по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета 22.04.2014 (выселение из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) права пользования жилым помещением), в связи с чем, доводы административного ответчика о том, что налоговое уведомление от 21 августа 2018 года № 76083691, требование об уплате налога, пени № 3422 по состоянию на 29.01.2019 он не получал, заслуживают внимания.
В силу пунктов 1, 4 статьи 84, пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах физических лиц производится по основаниям, предусмотренным названным Кодексом. Внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), в обязанности которых входит сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц.
В случаях изменения места жительства физического лица, снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете (пункт 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).
С учетом изложенного, суд полагает, что у Лебедева В.В. при изменении места жительства и регистрации не возникла обязанность в уведомительном порядке информировать налоговый орган об этом.
Учитывая, что на момент направления налоговым органом налогового уведомления и требования об уплате налога, пени Лебедев В.В. не проживал и не был зарегистрирован по указанному адресу, представленное в материалы административного дела требование об уплате налога, пени свидетельствует о несоблюдении налоговым органом досудебного порядка урегулирования административного спора, поскольку направлено оно было не по месту регистрации и не по месту фактического проживания налогоплательщика.
Данные о нахождении по данному адресу имущества налогоплательщика либо наличие по указанному адресу в спорном налогом периоде временной регистрации материалы дела не содержат.
Доказательств получения направленных по указанному выше адресу налогового уведомления и требования налогоплательщиком суду не представлено.
По делу установлено, что административным истцом в адрес Лебедева В.В. <адрес> заказным письмом - почтовый идентификатор № 40093926855890 направлено налоговое уведомление, заказным письмом - почтовый идентификатор №65097832481739 направлено требование (л.д. 12, 15). Из отчета об отслеживании отправления, сформированного официальным сайтом Почты России следует, что заказные письма с почтовыми идентификаторами №40093926855890, №65097832481739 не были получены Лебедевым В.В., 21.03.2020 письма уничтожены как невостребованные (л.д. 225, 226).
Таким образом, разрешая спор, суд приходит к выводу, что налоговым органом не соблюден порядок истребования с ответчика недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени, доведения указанной информации до налогоплательщика в установленном законом порядке.
Поскольку, как установлено судом, налоговое уведомление и требование об уплате недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени, по месту жительства налогоплательщика Лебедева В.В. не направлялось, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к Лебедеву Владимиру Владимировичу о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий судья Т.Н.Григорьева
Мотивированное решение изготовлено 30 июля 2021 года