Дело № 2-5267/2023
УИД 23RS0040-01-2023-004720-40
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 25 августа 2023 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Глущенко В.Н.,
при секретаре Гараба В.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Центрального административного округа г. Краснодара ФИО3,
представителей ответчика: генерального директора ФИО4, действующего на основании приказа, ФИО5 и ФИО6, действующих на основании доверенностей,
представителя третьего лица - Отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Краснодара ГУ министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю – ФИО7, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Центрального административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Монти-Групп», третьи лица: ЗАО «Краснодарпроектстрой», Отделение надзорной деятельности и профилактической работы г. Краснодара ГУ министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю об устранении допущенных нарушений,
установил:
прокурор Центрального административного округа г. Краснодара, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Монти - Групп» в течение 30 дней с момента вступления судебного решения по настоящему делу в законную силу устранить нарушения, выявленные в здании бара «Сержант Пеппер», расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева, 94А, а именно: установить ограждения с перилами на входной группе здания; предусмотреть аварийное освещение на путях эвакуации в соответствии с требованиями; исключить перепады высот более 50 мм на пути эвакуации в полу; исключить устройство лестницы с криволинейными ступенями на лестничной клетке на пути эвакуации; оборудовать выходы из помещений на лестничную клетку дверьми с приспособлением для самозакрыванием и уплотнением в притворах; привести в соответствие с требованиями эвакуационные выходы ведущие из музыкального зала в западном и центральном крыле здания; обеспечить минимальную ширину эвакуационных выходов из помещений и зданий, при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 50 человек, не менее 1,2 м исключить наличие проемов в залах, бытовых и вспомогательных помещениях в перегородках стен и перекрытиях, образованные в местах пересечения их технологическим оборудованием; в отношении объекта защиты с массовым пребыванием людей разработать планы эвакуации людей при пожаре, которые разместить на видных местах; обеспечить наличие автоматической системы дымоудаления в помещении; привести в соответствие окна в приямках закрытые перегородками; предусмотреть наличие негорючих материалов в отделке путей эвакуации из зала; подтвердить документально применение декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий на путях эвакуации и в зале соответствующих нормативным показателям по горючести, воспламеняемости, дымообразующей способности, токсичности, распространению пламени; привести в соответствие с требованиями ширину коридора из помещениях гримерной; привести в соответствие с требованиями ширину дверного проема из помещения гримерной; исключить перепад высот в коридоре около сцены; принять меры к демонтажу мебели и иных средств, препятствующих организации безопасной эвакуации; привести в соответствие изоляцию электрической проводки в помещениях и коридоре южного крыла; обозначить каждый огнетушитель, установленный на объекте защиты, порядковыми номерами, на корпусе огнетушителей, дату зарядки (перезарядки), опломбировать запускающее или запорно-пусковое устройство; оборудовать складское помещение для алкоголя автоматической пожарной сигнализацией; в складском помещении оборудовать все светильники защитными колпаками, плафонами; складское помещение выгородить противопожарными преградами; исключить перепад высот в полу при входе в помещение кухни из коридора; оборудовать помещение кухни автоматической пожарной сигнализацией; привести в соответствие внутренний противопожарный провод; исключить хранение горючего материала в помещении электрощитовой; привести в соответствие изоляцию электрической проводки в помещении электрощитовой; в помещении электрощитовой исключить проемы в перегородках, стенах и перекрытиях образованные в местах пересечения их технологическим оборудованием; исключить хранение горючего материала на лестничной клетке ведущей со сцены на первый этаж здания; переоборудовать помещение выгороженное конструкциями из горючих материалов под лестничной клеткой (рядом со сценой) на не горючие в соответствии с требованиями; на сцене оборудовать все светильники защитными колпаками, плафонами; исключить при входе в подсобное помещение ступени разной высоты; в музыкальном зале потолочное перекрытие заменить отделку горючей звуковой изоляцией в соответствии с требованиями; привести в соответствие договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ, при его отсутствии - заключить; разместить информацию с перечнем помещений в месте установки приемо-контрольного прибора пожарной сигнализации; назначить ответственного по пожарной безопасности; с лицами, допущенными к работе, организовать обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования; привести в соответствие с требованиями все документы по обеспечению пожарной безопасности (приказы, инструкции, журналы и т.д.); разработать и утвердить в отношении объекта защиты инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями; обеспечить ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, в который вносить информацию о проводимых работах со средствами обеспечения пожарной безопасности; установить таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.
В обоснование требований указано, что прокуратурой округа по поручению прокуратуры Краснодарского края с привлечением специалистов ОНД и ПР г. Краснодара ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности при эксплуатации ООО «Монти - Групп» подвальных и полуподвальных помещений с массовым пребыванием людей при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания, а также развлекательных услуг в здании бара «Сержант Пеппер», расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева, д. 94А. Установлено, что в указанном здании ООО «Монти - Групп» на основании заключенного с ЗАО «Краснодарпроектстрой» договора аренды нежилых помещений от 25.12.2012 осуществляется деятельность бара «Сержант Пеппер», с количеством посадочных мест более 50. Привлеченными к участию в проверке специалистами отделения надзорной деятельности и профилактической работы города Краснодара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, осуществление деятельности по оказанию услуг общественного питания, а также развлекательных услуг в здании бара «Сержант Пеппер» не соответствует законодательству в сферах пожарной безопасности, пребывание в нем на постоянной основе граждан влечет угрозу их жизни и здоровью. Данные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца отказался от части ранее заявленных требований в связи с добровольным устранением ответчиком допущенных нарушений. Просит обязать ответчика произвести перепланировку окон в приямках; исправить внутренний противопожарный водопровод, перекатать рукава; исключить отделку горючими материалами (ДСП, бумага, баннеры) на путях эвакуации, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации; устранить на пути эвакуации в лестничной клетке устройство лестницы с криволинейными ступенями; привести в соответствие с требованиями противопожарной безопасности эвакуационные выходы, ведущие из музыкального зала в западном и центральном крыле здания; привести путь эвакуации в коридоре рядом с музыкальным залом в соответствии с требованиями противопожарной безопасности; привести в соответствии с противопожарными требованиями ширину коридора из помещения гримерной; привести в соответствии с противопожарными требованиями ширину дверного проема из помещения гримерной; устранить перепады высот в коридоре около сцены; устранить при входе в подсобное помещение ступени разной высоты; не допускать на пути эвакуации в полу допущенные перепады высот более 50 мм.
Представители ответчика в судебном заседании против заявленных требований в уточненной редакции возражали. Указали, что ООО «Монти-Групп» активно выполнены все требования по устранению выявленных нарушений. Ответчик надлежащим образом способствует и содействует в осуществлении проверки. При этом, при проверке устранения ранее выявленных нарушений после судебного заседания, которое состоялось 08.08.2023 года прокурором Центрального административного округа г. Краснодара и сотрудником ОНД и ПР Центрального административного округа г. Краснодара был осуществлен выезд на местонахождения объекта - бар «Сержант Пеппер» по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Чапаева, д. 94, лит. А. Однако по результатам выезда на объект - бар «Сержант Пеппер» по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Чапаева, д. 94, лит. А, прокурором и сотрудником ОНД и ПР Центрального административного округа г. Краснодара было установлено устранение допущенных ранее нарушений. Оставшиеся два нарушения: - в ходе проведенной перепланировки окна в приямках закрыты перегородка -п.п. 16 (г), 18 ППР в РФ № 1479, - внутренний противопожарный водопровод неисправен, рукава не перекатаны - п.п. 50, 54, ППР в РФ № 1479 были также устранены ООО «Монти-Групп». Однако после запроса суда от 18.08.2023 года никто не осуществил выезд на место нахождения объекта с целью фиксации устраненных нарушений без обоснования причин. Предоставленное в судебном заседании 24.08.2023 года был предоставлен ответ на запрос от ГУ МЧС РФ по Краснодарского краю, согласно которому основной довод наличия оставшихся нарушений сводится к наличию в производстве Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А32-43142/2023 искового заявления администрации муниципального образования город Краснодар (ОГРН 1022301606799, ИНН 2310032246) к АО Специализированный застройщик «Краснодарпроектстрой» (ОГРН 1022301600914, ИНН 2310043720), третьи лица: ООО «Монти-Групп» (ОГРН 1122308003333, ИНН 2308187933), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о сносе самовольной постройки. При этом, дело № А32-431422/2023 никак не относится к настоящему спору, поскольку имеют разные основание и предмет спора, никак не взаимосвязаны с собой, и не могут имеет значения для рассматриваемого дела. Кроме того, в судебной заседании сотрудник ОНД и ПР г. Краснодара ГУ МЧС России по Краснодарскому краю указал, что для подтверждения факта устранения оставшихся двух нарушений достаточно предоставить фотофиксацию, а также акт о произведении работ по перекатке пожарных рукавов. Данные доказательства были предоставлены ответчиком в судебном заседании. При этом сотрудником ОНД и ПР г. Краснодара в судебное заседание не был предоставлен Акт устранения оставшихся двух нарушений. Считают, что должностные лица злоупотребляют своими процессуальными правами, уклоняются от совершения возложенных на них обязанностей по фиксации устранения допущенных ранее нарушений ООО «Монти-Групп», а также намерено препятствуют нормальной работе предприятия своим бездействием. Ответчиком были в полном объеме сразу же произведены все необходимые мероприятия по устранению выявленных истцом нарушений и зафиксированных в представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности мест массового пребывания людей от 13.06.23 № 7-03-23. Все доказательства устранений, в том числе, фотофиксация была предоставлена как суду в материалы дела, так и сторонам по делу. Ответчик не уклоняет от проведения проверки на месте, наоборот, совершает действия направленные на добросовестное устранения выявленных нарушений, всегда предоставляет доступ к объекту для проведения необходимых мероприятий. Таким образом, должностные лица органов прокуратуры и ОНД и ПР г. Краснодара МЧС России по Краснодарскому краю злоупотребляют своими процессуальными правами, затягивают судебное заседания, поскольку суд неоднократно обзывал провести фиксацию устранения нарушений, путем составления соответствующего акта, осуществить выезд на объект, однако данные требования но непонятной причине игнорируются. Вышеизложенное приводит к затягиванию процесса, а также влечет за собой негативные последствия для ответчика, в виде «простоя» деятельности, несения убытков, отсутствия возможности получения прибыли. Считают, что данные действия сторон являются недопустимыми. С 27.06.2023 года но настоящее время ООО «Монти- Групп» не осуществляет свою деятельность, однако на основании заключенного с ЗАО «Краснодарпроектстрой» договора аренды нежилых помещений от 25.12.2012 г., даже в период приостановления своей деятельности, вынуждено исполнять обязательства по оплате арендных платежей за указанный период и нести соответствующие расходы. На сегодняшний день продолжает иметь место воздействие санкций, которые усиливаются из-за высокой зависимости российского бизнеса от импорта. Все это доказывает, что вступление бизнеса, особенно того, который еще не восстановился после вызванного пандемией COVID-19 кризиса, в новый кризис требует от государства серьезных мер поддержки. Разработка и принятие антикризисных мер ведется в оперативном режиме, Президент Российской Федерации установил одно из направлений государственной политики, направленную на поддержку малого и среднего предпринимательства, с целью предотвратить усугубление в условиях кризиса системных проблем, с которыми бизнес сталкивается и в относительно спокойное время. В связи с чем, ООО «Монти-Групп» также несет определенные трудности с связи с санкциями, которые негативно сказываются на деятельность бара «Сержант Пеппер» по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Чапаева, д. 94, лиг. А. Кроме того, ввиду запрета осуществления деятельности на основании принятых обеспечительных мер в рамках настоящего дела, ООО «Монти-Групп» находится на стадии закрытия, ввиду отсутствия прибыли, а также трудности в несении дополнительных расходов.
Представитель третьего лица - Отдела по надзорной деятельности и профилактической работы г. Краснодара УНД и ПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании в вынесении решения полагался на смотрение суда.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что требования иска подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» под местом массового пребывания людей (далее - объект с массовым пребыванием людей) понимается как специально отведенная территория, так и объекты различных сфер деятельности (торговоразвлекательные комплексы, ночные клубы, рестораны, производственные помещения, и т.п.), на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В развитие статьи 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами и нормативными документами по пожарной безопасности.
Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Установлено, что Прокуратурой округа по поручению прокуратуры Краснодарского края с привлечением специалистов ОНД и ПР г. Краснодара ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения федерального законодательства о пожарной и антитеррористической безопасности при эксплуатации ООО «Монти - Групп» подвальных и полуподвальных помещений с массовым пребыванием людей при осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания, а также развлекательных услуг в здании бара «Сержант Пеппер», расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева, д. 94А.
Установлено, что в указанном здании ООО «Монти - Групп» на основании заключенного с ЗАО «Краснодарпроектстрой» договора аренды нежилых помещений от 25.12.2012 осуществляется деятельность бара «Сержант Пеппер», с количеством посадочных мест более 50.
Согласно условиям п. 5.3.7 договора на арендаторе лежит обязанность содержать арендуемый объект в надлежащем противопожарном состоянии, соблюдать противопожарные правила (п. 5.3.8).
Установлено, что привлеченными к участию в проверке специалистами отделения надзорной деятельности и профилактической работы города Краснодара Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю в ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Как указывает истец в уточненных исковых требованиях в ходе проведенной перепланировки окна в приямках закрыты перегородками в нарушение п.п. 16 (г), 18 ППР в РФ № 1479; внутренний противопожарный водопровод не исправен, рукава не перекатаны в нарушение п.п. 50, 54, ППР в РФ № 1479; допущена отделка горючими материалами (ДСП, бумага, баннеры) стен в зале и на путях эвакуации, отсутствуют знаки пожарной безопасности на путях эвакуации в нарушение п.п. 23, 25, ППР в РФ № 1479; ст. 134, п. 6, таблица 29 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; на пути эвакуации в лестничной клетке допущено устройство лестницы с криволинейными ступенями в нарушение ст. 4, 6 № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; п. 4.3.6 СП 1.13130.2020; эвакуационные выходы, ведущие из музыкального зала в западном крыле здания и центрального зала допускаются ступени с различной высотой в нарушение п. 4.2.18 СП 1.13130.2020; в коридоре рядом с музыкальным залом, смонтированные ступени сужают путь эвакуации (ширина менее 1,2 м) в нарушение п. 4.3.3 СП 1.13130.2020; ширина коридора из помещения гримерной менее 1 метра в нарушение ст. 4, 6, 89 п. 4.3.3 СП 1.13130.2020; ширина дверного проема из помещения гримерной 0,76 см в нарушение ст. 4, 6, 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; п. 4.3.3 СП 1.13130.2020; допущен перепад высот в коридоре около сцены в нарушение ст. 4, 6 № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; п. 4.3.5 СП 1.13130.2020; при входе в подсобное помещение устроены ступени разной высоты в нарушение п.п. 23, 27 ППР в РФ № 1479; ст. 6 № 123-ФЗ от 22.07.2008 г.; п. 4.3.5 СП 1.13130.2020; на пути эвакуации в полу допущены перепады высот более 50 мм в нарушение ст. 4, 6 № 123-ФЗ от 22.07.2008, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020.
Оценивая обоснованность исковых требований в уточненной редакции, суд учитывает, что согласно представленным фотоматериалам, заключенным договорам со специализированными организациями, имеющими лицензии МЧС России ответчиком устранено на пути эвакуации в лестничной клетке устройство лестницы с криволинейными ступенями; приведены в соответствие с требованиями противопожарной безопасности эвакуационные выходы, ведущие из музыкального зала в западном и центральном крыле здания; приведен путь эвакуации в коридоре рядом с музыкальным залом в соответствии с требованиями противопожарной безопасности; приведена в соответствии с противопожарными требованиями ширину коридора из помещения гримерной; приведена в соответствии с противопожарными требованиями ширина дверного проема из помещения гримерной; устранены перепады высот в коридоре около сцены; устранены при входе в подсобное помещение ступени разной высоты; не допущены на пути эвакуации в полу перепады высот более 50 мм.
Согласно акту о комплектации объекта от 11.07.2023 на объекте произведена работа по перекатке пожарных рукавов в количестве 4 комплектов. Между тем, данный акт не заверен печатью ООО «Монти-Групп» при его составлении сторонами.
Доводы ответчика, изложенные в тексте возражений, судом проверены и отклонены, поскольку доказательств тому, что ответчиком произведена перепланировка окон в приямках; исправлен внутренний противопожарный водопровод, перекатаны рукава; исключена отделка горючими материалами (ДСП, бумага, баннеры) на путях эвакуации, установлены знаки пожарной безопасности на путях эвакуации не представлено.
Выявленные нарушения свидетельствуют об игнорировании норм федерального законодательства, тогда как ненадлежащее выполнение требований законодательства о пожарной безопасности могут создать условия к возникновению пожара и привести к человеческим жертвам.
Установить конкретный круг лиц, жизнь и здоровье которых подвергается опасности ввиду нарушений требований федерального законодательства о пожарной безопасности не представляется возможным.
Несмотря на принятые меры реагирования, нарушения пожарной безопасности ООО «Монти-Групп» не устранены в полном объеме.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст.67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования частично.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Центрального административного округа г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Монти-Групп», третьи лица: ЗАО «Краснодарпроектстрой», Отделение надзорной деятельности и профилактической работы г. Краснодара ГУ министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю об устранении допущенных нарушений удовлетворить частично.
Обязать ООО «Монти - Групп» устранить следующие нарушения противопожарной безопасности на объекте: «бар «Сержант Пеппер», расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Чапаева, 94А:
- произвести перепланировку окон в приямках;
- исправить внутренний противопожарный водопровод, перекатать рукава;
- исключить отделку горючими материалами (ДСП, бумага, баннеры) на путях эвакуации, установить знаки пожарной безопасности на путях эвакуации.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Судья Первомайского
районного суда г. Краснодара В.Н.Глущенко