РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи Нуждина А.В.,
при секретаре Гриценко М.В.,
с участием административного истца Компанеец В.В.,
представителя административного ответчика Горецкого В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Компанеец В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Компанеец В.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что на основании распоряжения администрации ... сельсовета ... N от 20.07.2000 г. за ... закреплен земельный участок размером ТРИ га на праве частной собственности. Указанный участок площадью ... расположен по адресу: ... ..., .... Протоколом собрания учредителей ... от 03.11.2007 г. принято решение о передаче вышеназванного земельного участка Компанеец В.В.
10.08.2017 г. Компанеец В.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок. 18.09.2017 г. государственная регистрация была приостановлена на срок до 18.12.2017 г. в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета не соответствуют установленным требованиям. 20.12.2017 г. в проведении государственной регистрации права собственности было отказано. Административный истец с решением административного ответчика не согласен.
С учетом уточнений Компанеец В.В. просил суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации права N от 20.12.2017 г., обязать административного ответчика провести государственную регистрацию права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ... ..., ..., на основании заявления от 10.08.2017 г. и приложенных документов.
Административный истец Компанеец В.В. в судебном заседании уточненные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Горецкий В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования не признал, просил отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Суд, заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (часть 5).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 Закона).
Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Компанеец В.В. 10.08.2017 г. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ... ... ..., N.
К заявлению о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество Компанеец В.В. были приложены следующие правоустанавливающие документы:
- распоряжение администрации ... от 03.08.1992 г. N-р, которым Компанеец В.В. предоставлен земельный участок в размере ... пашни для организации крестьянского хозяйства, также бесплатно предоставлено ... пашни, остальная площадь ... предоставлена в аренду с последующим выкупом на срок 30 лет. Данным распоряжением Компанеец В.В. утвержден главой крестьянского хозяйства Компанеец, членами крестьянского хозяйства утверждены: ... – брат, Компанеец В.В. – брат, ... – жена;
- распоряжение администрации ... сельсовета ... N от 20.07.2000 г. «О закреплении земельного участка на правах частной собственности под индивидуальное жилищное строительство за ..., которым на основании ст. 12 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», п. 1 ст. 51 Закона «О местном самоуправлении», ст. 80, 81 ЗК РФ за ... закреплен земельный участок размером ... на праве частной собственности;
- копия протокола собрания учредителей ... от 03.11.2007 г., согласно которому принято решение о передаче Компанеец В.В. земельного участка размером 3 га, ранее переданного ... для использования по назначению.
18.08.2017 г. Управлением Росреестра по Оренбургской области принято решение N ... о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок с 18.08.2017 г. до 18.09.2017 г. в связи с необходимостью получения ответа на запрос администрации ... сельсовета ....
18.09.2017 г. Управлением Росреестра по Оренбургской области принято решение N ... о приостановлении государственной регистрации прав на земельный участок с 18.09.2017 г. по 18.12.2017 г. в связи с непредставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; а также в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют установленным требованиям.
В связи с неустранением причин, вызвавших приостановление государственной регистрации права, 18.12.2017 г. административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации N ...
Основанием принятия вышеуказанных решений послужило то, что из содержания распоряжения N от 20.07.2000 г. и распоряжения N-р невозможно установить земельный участок, который был закреплен за ... и вид права, на котором он был передан.
Кроме того, в нарушение требований п. 5 ст. 21 Федерального закона N 218-ФЗ, в реестровое дело представлена копия протокола собрания учредителей ... от 03.11.2007 г. Данный протокол также не содержит указания об идентифицирующих признаках земельного участка.
В соответствии со ст. 15 Закона РСФСР от 22.11.1990 г. №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (действующий на момент предоставления земельного участка) имущество КФХ принадлежит его членам на праве общей долевой собственности, а в случае единогласного решения членов КФХ может быть введен режим их общей совместной собственности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующий на момент выдачи распоряжения №74) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона №122-ФЗ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Однако, как следует из материалов дела, сведений из ЕГРПН от 20.03.2017 г. и не оспаривалось административным истцом, право собственности лиц, указанных в распоряжении №... от 03.08.1992 г., на земельный участок на основании распоряжения N от 20.07.2000 г. зарегистрировано не было.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Учитывая, что правообладатель спорного земельного участка отсутствует, следовательно, данный участок не мог быть передан Компанеец В.В. на основании протокола собрания учредителей ... от 03.11.2007 г., поскольку это является нарушением ст. 209 ГК РФ.
Кроме того, государственным регистратором при проведении правовой экспертизы представленных документов установлено, что согласно сведениям Федеральной налоговой службы о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств - крестьянское хозяйство ... прекратило свою деятельность 06.01.2008 г.
Согласно ст. 258 ГК РФ при прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 ГК РФ.
В нарушение указанной нормы Компанеец В.В. в Управление Росреестра по Оренбургской области также не представлено документов, подтверждающих, что он является единственным собственником спорного земельного участка.
Доказательств обратного стороной истца в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание тот факт, что непредставление вышеназванных документов для осуществления государственной регистрации права является нарушением п. 5 и п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ, правовые основания для приостановления государственной регистрации права и для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок в данном случае имелись.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия административного ответчика являлись законными, обоснованными, в связи с чем, отказывает в удовлетворении административных исковых требований Компанеец В.В.
Доводы административного истца о предоставлении в регистрирующий орган всех необходимых документов не могут быть приняты судом во внимание, поскольку не свидетельствуют о незаконности действий государственного регистратора. Данные доводы основаны на неправильном толковании и применении норм права, являются ошибочными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Компанеец В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: А.В. Нуждин
Мотивированное решение изготовлено 03.04.2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы 03.05.2018 года.
Судья: А.В. Нуждин