Решение по делу № 2-3069/2020 от 13.04.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский 18 декабря 2020 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Денщик Е.А., при секретаре Квасневсском В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Натальи Анатольевны к Министерству образования Камчатского края и Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Пономарева Н.А. предъявила в суде иск к Министерству образования Камчатского края о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование требований указала на то, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. 14 ноября 1980 года в связи со смертью матери и лишением отца родительских прав она была помещена в КГОБУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. Покровка», где находилась на полном государственном обеспечении до августа 1989 года. По окончанию школы-интерната и в последующем не была обеспечена жилым помещением. В ноябре 2019 года она обратилась в Министерству образования Камчатского края в заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако в этом ей было отказано. Полагая данный отказ незаконным, просила обязать ответчика включить ее в указанный список для обеспечения жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений.

В ходе судебного разбирательства в силу постановление Губернатора Камчатского края от 29 сентября 2020 № 178 «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края» Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края переданы полномочия о формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На этом основании по ходатайству Пономаревой Н.А. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края, к которому истцом предъявлены те же требований по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании Пономарева Н.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что до помещения в школу-интернат она проживала с родителями в с. Новороссия Шкотовского района Приморского края. После смерти матери и лишения отца родительских прав она была помещена в школу-интернат в с. Покровка Приморского края. Дом, из которого она изымалась не сохранился (разрушен). После окончания школы-интерната в 1989 года она переехала в г. Артем, где работала и училась в техникуме, проживала в общежитии. В период с 1990 года по 2016 год жила в г. Уссурийске, где вышла замуж, сменив фамилию на Хмелева. В сентябре 2012 году она приобрела в собственность квартиру по адресу: г. <адрес>, однако в связи с ее неудовлетворительным состоянием проживать в ней не могла и продала в январе 2013 года. В последующем ее супруг умер и в 2016 году она снова вышла замуж, ухала с супругом жить на Камчатку. По приезду они жили на съемных квартирах, а потом к квартире свекрови. По окончанию школы-интерната и в последующем не была обеспечена жилым помещением, о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе на предоставление жилья и необходимости постановки на соответствующий учет до достижения возраста 23 лет, ей никто не разъяснял. Указала на то, что о своем праве быть обеспеченной жилым помещением по указанному выше основанию ей стало известно лишь в 2013 году, когда она помогала своей сестре ФИО5 собирать документы для обращения в суд с аналогичными требованиями. Впервые обратилась в компетентный орган с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, только лишь в ноябре 2019 года по месту жительства в Камчатском крае, ранее в иных регионах проживания с таким заявлением не обращалась, поскольку до этого не считала себя нуждающейся. После прекращения брачных отношений с супругом она вынуждена съехать с квартиры, в которой они проживают, иного жилья она имеет.

Представитель Министерства образования Камчатского края и Министерства социального благополучия и семейной политики Камчатского края Войницкая Е.С. возражала против заявленных истцом требований, указывая на отсутствие доказательств уважительности причин невозможности своевременной постановки на учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жильем, а также наличие установленного в ходе рассмотрения дела обстоятельства намеренного ухудшению своих жилищных условий вследствие продажи квартиры в 2013 году.

Министерство образования Приморского края, КГОБУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. Покровка», администрация Приморского края, министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края представителя для участия в судебном заседании не направили, о времени и месте извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Указанным Федеральным законом определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из ч. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Жилищное законодательство, действующее до 1 марта 2005 года, включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, вступившем в законную силу с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные указанным Федеральным законом, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и осуществлялось при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 1 января 2013 года, внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в соответствии с п. 2 ст. 4 данного Федерального закона, распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ст. 8 данного закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 закона. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 8 закона, и достигшие возраста 14 лет.

В соответствии с п. 9 ст. 8 данного Федерального закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В Жилищном кодексе РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из ЖК РФ исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, введенным Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу постановление Губернатора Камчатского края от 29 сентября 2020 № 178 «Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края» Министерство социального развития и труда Камчатского края переименовано в Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края, которому переданы полномочия о формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 года № 587-П «Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден порядок, регламентирующий предоставление жилых помещений в Камчатском крае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, место жительства которых находится на территории Камчатского края.

Право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Лицам, указанным в части 1.1 настоящего раздела и включенным в сформированный Министерством список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, осуществляющими государственные полномочия Камчатского края в соответствии с Законом Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 14 ноября 1980 года на основании решения Шкотовского районного совета народных депутатов исполнительного комитета от 7 августа 1980 года Курбатских (Пономарева) Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была помещена в КГОБУ «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка», где она находилась на полном государственном обеспечении как ребенок, оставшийся без попечения родителей, по 31 августа 1989 года.

Ее мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – ФИО9 решением Шкотовского районного суда Приморского края от 30 июня 1980 года лишен в отношении нее родительских прав (л.д. 31-32, 30, 25, 188-189).

После окончания школы-интерната Пономарева Н.А. поступила в СПТУ № 41 г. Артема Приморского края, где проходила обучение до 19 июня 1989 года (л.д. 79, 208-209).

В период с 24 сентября 2012 года по 23 января 2013 года ей на праве собственности принадлежала квартира по адресу: <адрес>, которую она продала (л.д. 155).

Как следует из пояснений истца в судебном заседании, по окончанию техникума она переехала жить в г. Арсеньев, а затем в г. Уссурийск, где вышла замуж, сменив свою фамилию на фамилию супурга - Хмелева. В сентябре 2012 году она приобрела в собственность квартиру по адресу: <адрес>, однако в связи с ее неудовлетворительным состоянием проживать в ней не могла и продала ее в январе 2013 года.

1 августа 2014 года она вступила в брак с ФИО10, в последующем семья переехала на постоянное место жительство в г. Петропавловск-Камчатский (л.д. 35).

На основании договора найма жилого помещения в период с 7 июля 2017 года она проживала в <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, где она значится зарегистрированной по месту пребывания, а с 14 декабря 2017 года по адресу: г. <адрес> (л.д. 40, 92, 37-38, 42).

Какого-либо жилья на праве собственности не имеет (л.д. 92).

Согласно данным из отдела опеки и попечительства администрации Шкотовского муниципального района Приморского края, Пономарева Н.А. в территориальный отдел опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по городским округам ЗАТО Большой камень, ЗАТО Фокино и Шкотовскому муниципальному району не обращалась за постановкой на учет лиц, имеющих право на государственную жилищную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений администрацией Приморского края не включалась, с соответствующим заявлением не обращалась (л.д. 73-74).

По вопросу постановки на учет и обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Пономарева Н.А. никогда не обращалась в администрацию Партизанского городского округа Приморского края, администрацию Арсеньевского городского округа, администрацию Уссурийского городского округа Приморского края (л.д. 76, 78, 88).

18 ноября 2019 года Пономарева Н.А. обратилась в Министерство образования Камчатского края с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением (л.д. 43-45).

Решением комиссии Министерства образования Камчатского края по формированию списков лиц, подлежащих обеспечению на основании ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 19 февраля 2020 года ей отказано во включении в данный список, поскольку по достижения возраста 23 лет она не встала на учет нуждающихся в получении жилых помещений. На момент обращения с соответствующим заявлением она достигла 46 лет, а потому утратила право на меры социальной поддержки, предусмотренные вышеуказанной нормой. Кроме того, в 2013 году она ухудшила свои жилищные условия, продав жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности.

Учитывая, что на момент обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Пономарева Н.А. достигла возраста 46 лет и до 23 лет в установленном порядке не заявила о своем праве на получение жилья, к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она не относится.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

К распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись, в том числе, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Вместе с тем, доказательства наличия уважительных причин не обращения в уполномоченный орган с заявлением на протяжении более 30 лет не представлено.

При этом, суд принимает во внимание пояснения истицы в судебном заседании, которые согласно положениям ст. 157 ГПК РФ являются доказательствами по делу и подлежат оценки судом в совокупности с иными доказательствами по делу, о том, что о своем праве быть обеспеченной жилым помещением по указанному выше основанию ей стало известно в 2013 году, когда она помогала своей сестре ФИО5 собирать документы для обращения в суд с аналогичными требованиями. Вместе с тем, в компетентный орган с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обратилась спустя 6 лет – в ноябре 2019 года по месту жительства в Камчатском крае, поскольку до этого не считала себя нуждающейся. Кроме того, в период с 24 сентября 2012 года по 23 января 2013 года ей на праве собственности квартира по адресу: <адрес>, которой она распорядилась по своему усмотрению, произведя ее отчуждение путем продажи иному лицу.

То обстоятельство, что в силу решения Фрунзенского районного суда <адрес> от 23 апреля 2013 года администрация Приморского края была обязана предоставить сестре истицы ФИО11 жилое помещение из специализированного жилищного фонда в г. Уссурийске, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, правового значения для данного дела не имеет. В силу положения тс. 61 ГПК РФ данное решение суда преюдициального значения для дела не имеет.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о понуждении компетентного орган включить ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку на момент обращения с заявлением о включении в данный список Пономарева Н.А. достигла возраста 46 лет и до 23 лет в установленном порядке не обращалась за постановленной на соответствующий учет. При этом, доказательств, подтверждающих уважительность причин не обращения в уполномоченный орган в том числе в периоды, когда с ее слов ей стало известно о наличии у нее такого права (с 2013 года), суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Пономаревой Натальи Анатольевны к Министерству образования Камчатского края и Министерству социального благополучия и семейной политики Камчатского края о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Петропавловск-

Камчатского городского суда подпись

Копия верна

Судья Петропавловск-

Камчатского городского суда Е.А. Денщик

Мотивированное решение составлено дня окончания судебного разбирательства 15 января 2021 года.

2-3069/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пономарева Наталья Анатольевна
Ответчики
Министерство образования КК
Другие
Администрация Приморского края
КГОБУ "Школа-интернат для детей-сирот и детей оставшихся бех попечения родителей, с. Покровка"
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края
Департамент науки и образования Приморского края.
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Денщик Елена Александровна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2020Передача материалов судье
20.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.08.2020Предварительное судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
07.08.2020Судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
18.12.2020Судебное заседание
15.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее