Решение по делу № 3а-1096/2020 от 06.05.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° Самарский областной СЃСѓРґ РІ составе:    

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре Зайцеве С.В.,

с участием прокурора Атяскиной О.А.,

представителя административного истца Кияйкина А.В.,

представителя административного ответчика Муртазина Ф.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1096/2020 по административному исковому заявлению Барышкиной Е.Н. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201,

У С Т А Н О В И Л:

Барышкина Е.Н. обратилась в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 в части включения под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером № со дня его принятия, указывая, что она является собственником указанного нежилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: <адрес>. Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, имеющим вид разрешенного использования: жилая постройка. Нежилое помещение предоставляется в аренду ООО «Сахар», основными функциями общества является прием и отпуск товара на склад, и их хранение. Указанное нежилое помещение не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ. Включение нежилого помещения в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.

Представитель административного истца по доверенности от 05.12.2019 года № № Кияйкин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от 06.11.2019 года № № Муртазин Ф.Р. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, считая его необоснованным.

Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права административного истца.

Суд, выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемыми в части нормативным правовым актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 18.10.2019, в газете «Волжская коммуна», N 158(30741), 23.10.2019 года.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

В перечень на 2020 года под номером № включен объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 138,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное нежилое помещение на основании договора купли-продажи от 07.04.2005 года принадлежит на праве собственности Барышкиной Е.Н., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.05.2005 года, договором купли-продажи от 07.04.2005 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 26.07.2019 года.

Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.07.2019 года, нежилое помещение с кадастровым номером № имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение.

Данное помещение расположено в здании с кадастровым номером №, имеющим наименование: многоквартирный жилой дом, назначение: многоквартирный дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 18.12.2019 года.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках на объект недвижимости от 11.02.2020 года земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположены жилой дом, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: жилая постройка.

Согласно техническому паспорту, нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 138,5 кв.м., расположено на 1 этаже и включает в себя: склад, тамбур, кабинеты, санузлы, коридоры, зал, подсобное помещение.

Из пояснений представителя административного истца следует, что нежилое помещение используется арендатором ООО «Сахар» под склад.

Согласно договору аренды от 01.06.2019 года, заключенному между Барышкиной Е.Н. (арендодатель) и ООО «Сахар» (арендатор), арендодатель представил арендатору за плату во временное пользование нежилое помещение, площадью138,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в целях размещения склада арендатора. Срок действия договора с 01 июня 2019 года по 30 апреля 2020 года.

Основным видом деятельности ООО «Сахар» является деятельность рекламных агентств, дополнительным видом деятельности является деятельность по складированию и хранению, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.04.2020 года № №, Уставом ООО «Сахар», утвержденным общим собранием учредителей от 12.09.2014 года № №.

В соответствии с актом осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования от 11.02.2020 года, выполненным ООО «Поволжское Региональное БТИ», нежилое помещение фактически используется: склады, тамбур, кабинеты, санузел, подсобное помещение, кухня. Нежилое помещение используется под инфраструктуру по складированию и хранению с основными и вспомогательными помещениями. По результатам осмотра основные помещения (кабинет, склад) составляют 111,5 кв.м. или 80,51% от общей площади, вспомогательные помещения (коридор, подсобная, санузел, тамбур) составляют 27,0 кв.м. или 19,49% от общей площади.

Согласно акту осмотра объекта недвижимости ГБУ СО «ЦРР» от 11.09.2019 года, установлено фактическое использование объекта недвижимости с кадастровым номером №: помещения общей площадью 23,6 кв.м. – офисы, помещение, площадью 7,6 кв.м. – централизованное приемное помещение, помещение, площадью 4,3 кв.м., - комната приема пищи, помещение, площадью 88,2 кв.м., - склады, помещение, площадью 5,3 кв.м. – помещение для размещения хоз.инвентаря, помещение, площадью1,7 кв.м. _ сан.узел, помещение, площадью 5,2 кв.м., - коридор, тамбур. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Получение услуг в объекте неограниченному кругу лиц возможно. Имеется замечание Барышкиной Е.Н. – помещение в коммерческих целях не используется.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что наименование и назначение нежилого помещения с кадастровым номером №, его технические характеристики, наименование и назначение здания, в котором расположено нежилое помещение, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом с вышеуказанным помещением, не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного нежилого помещения не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.

Актом осмотра объекта недвижимости ГБУ СО «ЦРР» от 11.09.2019 года, проведенным в связи с обращением Барышкиной Е.Н. в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об определении вида фактического использования нежилого помещения, установлено фактическое использование в спорном объекте недвижимости помещений общей площадью 23,6 кв.м., в качестве офисов, помещения, площадью 7,6 кв.м., как централизованное приемное помещение.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что данный вывод сделан исходя из обстановки данных помещений и настенной вывески с надписью «Офис».

Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что помещение используется ООО «Сахар» в целях складирования заказов, которые люди заказывают и покупают на Интернет-площадках. После поступления приобретенных вещей, они складируются, а затем выдаются сотрудниками ООО «Сахар» владельцам. Денежных расчетов при этом не производится. Помещение, обозначенное как централизованное приемное помещение, фактически используется как помещение, где выдаются заказы их владельцам. В помещениях, обозначенных как офис, работают сотрудники ООО «Сахар» в соответствии с уставной деятельностью общества. В целом помещение используется для складирования заказов и их выдачи.

Иных доказательств фактического использования нежилого помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено. Имеющаяся вывеска и обстановка в помещении, в отсутствии сведений о том, кем и какая деятельность осуществляется в данном помещении не могут однозначно свидетельствовать об использовании нежилого помещения в качестве офиса, предусмотренного критериями статьи 378.2 НК РФ.

С учетом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации) спорное нежилое помещение не могло быть включено в перечень по виду его фактического использования.

Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, технические характеристики нежилого помещения, вид разрешенного использования земельного участка, отсутствие осмотра на предмет фактического использования объекта недвижимости на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящихся на праве собственности у Барышкиной Е.Н. критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах требования административного истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.

Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Барышкиной Е.Н. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201 удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.06.2020 года.

    РџСЂРµРґСЃРµРґР°С‚ельствующий:                    Рњ.Рђ.Панкова        

3а-1096/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Барышкина Е.Н.
Министерство имущественных отношений Самарской области
Прокуратура Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация административного искового заявления
06.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Судебное заседание
04.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее