№ 2-1-187/2018
Решение
именем Российской Федерации
05 июня 2018 года р.п. Степное
Советский районный суд, Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Степановой О.В.
при секретаре Якименко Е.Н.
с участием прокурора Воеводиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района Саратовской области, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Советского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора
установил:
прокурор Советского района Саратовской области, обратился в Советский районный суд Саратовской области с указанным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Советского района по обращению граждан, в период с 9 января года по 5 февраля 2018 года, проведена проверка соблюдения администрацией Советского муниципального района Саратовской области требований природоохранного законодательства. В ходе проверки установлено, что в 40- метрах от дома № 11 «Б» по ул. Набережная, р.п. Степное, Советского района, Саратовской области продолжительное время расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, в связи с чем, прокуратурой Советского района на имя главы Советского муниципального района 5 февраля 2018 года внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Из ответа на представление прокуратуры района, а также писем администрации Советского муниципального района от 17 января 2018 года № 109-м и ООО «Мехуборка-Саратов» от 17 января 2018 года № 86, № 195 от 1 февраля 2018 года, иных письменных материалов дела следует, что земельные участки для устройства размещения твердых бытовых отходов на указанной территории не отводились, земельный участок в чьей-либо собственности не находится.
Как указывает истец, поскольку, в ходе проведенной проверки лица, производящие отходы не установлены, обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов лежит на администрации Советского муниципального района.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с требованиями о возложении на администрацию Советского муниципального района Саратовской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора с участка местности в 40 метрах от дома № 11 «Б» по ул. Набережная, р.п. Степное, Советского района, Саратовской области.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Воеводина А.В., уточнила заявленные исковые требования. Просила суд обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, демонтировать металлический контейнер для бытового мусора, расположенный на участке местности вблизи дома № 11 «Б» по ул. Набережная, р.п. Степное, Советского района, Саратовской области.
Представитель ответчика - администрации Советского муниципального района Саратовской области, действующая по доверенности Краснова С.В. полагалась в решении данного вопроса на мнение суда. Дополнительно пояснила, что распоряжением администрации от 20 октября 2015 года, согласованы места установки мобильных евро – контейнеров для складирования бытовых отходов на территории р.п. Степное, место установки евро – контейнера на ул. Набережной в р.п. Степное, указанной схемой, не предусмотрено.
Представитель ООО «Мехуборка-Саратов», третье лицо Швачка Е.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
При указанных обстоятельствах, с учетом мнения иных участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив представленное исковое заявление, заслушав пояснения участников процесса, исследовав доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных требований, суд приходит к следующему.
Установлено, что прокуратурой Советского района в период с 9 января по 5 февраля 2018 года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности администрации Советского муниципального района Саратовской области.
В ходе проверки установлено, что в 40- метрах от дома № 11 «Б» по ул. Набережная, р.п. Степное, Советского района, Саратовской области продолжительное время установлен мобильный евро – контейнер для складирования бытовых отходов, вокруг которого образовалась несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, что подтверждается представленными суду актами и фотокопиями.
Согласно ст. 11 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30 марта 1998 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу требований ст. 22 указанного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные требования содержит ст. 51 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
В силу требований ст. 13 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов содержатся в Санитарных правилах 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30 мая 2001 года, согласно которым полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.
Из содержания указанных норм следует, что размещение отходов производства и потребления должно производиться только на полигонах для твердых бытовых отходов.
Также установлено, что распоряжением администрации Советского муниципального района № 415-р от 20 октября 2015 года, согласованы места установки мобильных евро – контейнеров для складирования бытовых отходов на территории р.п. Степное, место установки евро – контейнера на ул. Набережной в р.п. Степное, указанной схемой, не предусмотрено (л.д.88-89). В ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства, обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная вокруг мобильного евро – контейнера, на территории у дома № 11 «Б» по ул. Набережная, р.п. Степное, Советского района, Саратовской области.
Прокуратурой Советского района на имя главы Советского муниципального района 5 февраля 2018 года внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 27-29).
13 марта 2018 года в адрес прокуратуры Советского района из администрации Советского муниципального района Саратовской области поступил ответ, из которого следует, что земельные участки для устройства размещения твердых бытовых отходов на указанной территории не отводились, земельный участок в чьей-либо собственности не находится.
В силу требований п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района отнесено, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Аналогичные требования содержит статья 4 Устава Советского муниципального района Саратовской области.
Кроме того, обязанность органа местного самоуправления осуществлять деятельность по организации сбора и транспортированию отходов предусмотрена иными федеральными законами, в частности, ч. 2 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст. 10 Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации № 607-ст от 28 декабря 2001 года, если лицо, производящее отходы, не установлено, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
При указанных обстоятельствах, суд соглашается с позицией истца о том, что поскольку лица, производящие отходы не установлены, обязанность по ликвидации свалки твердых бытовых отходов должна быть возложена на администрацию Советского муниципального района.
Также установлено, что ООО «Мехуборка - Саратов» осуществляет свою деятельность по оказанию соответствующих услуг на основании публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, заключенной между заявителем и физическими лицами (граждане, использующие, заказывающие или имеющие намерение заказать исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, услуги по вывозу твердых коммунальных отходов). В обязанности ООО «Мехуборка - Саратов», входит предоставление услуг по вывозу ТБО в соответствии с режимом работы исполнителя, согласно действующим нормативным правовым актам, производить сбор и транспортирование ТБО и передать их на утилизацию и захоронение.
Одновременно, в силу Решение Совета депутатов Степновского муниципального образования Советского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2010 года № 140 «Об утверждении Правил благоустройства территории Степновского муниципального образования», юридические и физические лица обязаны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории муниципального образования. В целях соблюдения чистоты и порядка на территории муниципального образования, в том числе, запрещается: организовывать свалку (сброс) и хранение (складирование) снега (смета), промышленных и строительных отходов и иного мусора, а также грунта и других загрязнений в местах общего пользования вне специально отведенных и установленных для этого мест.
Согласно п. 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88) на территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что мобильный контейнер для бытовых отходов, расположенный у дома 11Б на ул. Набережной в р.п. Степное, дислокацией, утвержденной распоряжением администрации Советского муниципального района № 415-р от 20 октября 2015 года, не предусмотрено, суд считает возможным требования удовлетворить, поскольку они обоснованы, подтверждены представленными суду доказательствами. Суд находит доводы истца убедительными, стороной ответчика не опровергнутыми, поэтому, требования прокурора Советского района подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Сторонами представляются доказательства в обоснование заявленных требований и возражений.
Одновременно, в силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на администрацию Советского муниципального района Саратовской области обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать металлический контейнер для бытового мусора, расположенный на участке местности около дома № 11 «Б» по ул. Набережная, р.п. Степное, Советского района, Саратовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Советский районный суд.
Председательствующий О.В. Степанова