№2а-149/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос.Усть-Мая 30 августа 2021 года
Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Семенова К.А. единолично,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Усть-Майского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия)
о признании бездействия незаконным и возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район, п.Усть-Мая, ул.Набережная,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Усть-Майского района Винокуров И.М., в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации МО «Поселок Усть-Мая» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования и возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку технического состояния автомобильных дорог местного значения. В обоснование своих требований указал, что проведена прокуратурой проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проверки установлено, что органом местного самоуправления не проведена оценка технического состояния автомобильной дороги местного значения, для установления степени соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов, которая должна соответствовать требованиям ГОСТ, согласно приказу Минтранса №150 от 27 августа 2009 года. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности на территории муниципального образования может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную обстановку с обеспечением безопасности дорожного движения, причинению вреда жизни, здоровью, а также имуществу граждан.
В ходе подготовки к судебному разбирательству заместитель прокурора представил ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства согласно ст.291 ГПК РФ.
Глава МО «Поселок Усть-Мая» не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела согласно ст.291 КАС РФ.
Согласно ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).
На основании изложенного, в соответствии ст.ст.291-292 КАС РФ суд рассматривает дело в порядке упрощённого (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, без вызова сторон, согласно определению суда от 10 августа 2021 года.
Исследовав материалы дела, оценив допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены ч.1 ст.13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 2 указанной статьи установлено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Пунктом 2 ст.12 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 802-З №495-IV «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается органами местного самоуправления.
В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.12 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Исходя из п.6 ст.13, ч.3 ст.15 указанного Федерального закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.
Пунктом 5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, действительно в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления. Дорожная деятельность направлена на поддержание надлежащего состояния дороги, в том числе на обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании техническим регламентам и другим нормативным документам.
Автомобильной дорогой согласно п.п.1 и 7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а владельцами автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ.
На основании ч.8 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ, к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч.4 ст.17 Федерального закона №257-ФЗ в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцам автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года №150 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год, как следует из п.4 вышеуказанного Порядка.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки Усть-Майской прокуратурой исполнения законодательства соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в МО «Поселок Усть-Мая» установлены нарушения требований Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ.
Судом установлено из представленных документов, что МО «Поселок Усть-Мая» на праве собственности принадлежат автомобильная дорога местного значения, расположенная по ул.Набережная с кадастровым номером 14:30:030002:966. Также установлено и не оспаривается административным ответчиком, что в нарушение действующего законодательства, административным ответчиком ежегодная техническая оценка спорной дороги не проводилась за 2020 и истекший период 2021 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и представленными доказательствами, справкой прокуратуры о проведенной проверке федерального законодательства.
При не проведении оценки технического состояния автомобильных дорог, невозможно вести учет состояния дороги и состояния всех ее элементов, осуществлять контроль за ведением своевременного надлежащего ремонта, что снижает эффективность эксплуатации автодорог и безопасность движения по ним.
Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения в силу закона. Осуществление же возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в администрации не организована должным образом дорожная деятельность в отношении автомобильной дороги местного значения, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах требования заместителя прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Поселок Усть-Мая» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести оценку технического состояния дороги подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Разрешая вопрос об установлении административному ответчику срока, до которого должны быть, устранены недостатки, принимая во внимание характер спора, существо права неопределенного круга лиц, подлежащих защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, характер и объем действий, которые необходимо совершить ответчику для исполнения решения, временные затраты на них, суд считает возможным установить срок указанный прокурором, в течение которого решение суда ответчиком должно быть исполнено, шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликования решения суда в официальном печатном издании судом не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.177-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Усть-Майского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести оценку технического состояния автомобильной дороги местного значения - удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия) в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Усть-Мая» Усть-Майского улуса (района) Республики Саха (Якутия), (ОГРН 1051401314447, ИНН 1428003897), адрес юридического лица: 678620, Республика Саха (Якутия), Усть-Майский улус, поселок Усть-Мая, ул.Горького, д.44,
в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу провести оценку технического состояния автомобильной дороги местного значения, расположенной по ул.Набережная п.Усть-Мая с кадастровым номером 14:30:030002:966, в соответствии с требованиями Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года №150.
Обязать администрацию муниципального образования «Поселок Усть-Мая» известить в течение одного месяца об исполнении решения суда, прокурора и суд.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия) в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Мотивированное решение составлено 30 августа 2021 года.
Председательствующий п/п К.А. Семенов
Копия верна:
Судья К.А. Семенов
Секретарь суда Л.В. Решетникова