Решение по делу № 33-366/2021 от 01.06.2021

Председательствующий – Ватутина А.А.

дело № 33-366/2021

номер дела в суде первой инстанции 2-130/2021

УИД 02RS0002-01-2021-000090-44

строка статистической отчетности 2.119

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июня 2021 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Кокшаровой Е.А., Ялбаковой Э.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Есенжарова Елдоса Курметхановича, Есенжаровой Гульнияр Курметхановны – Есенжаровой Натальи Куандыковны на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2021 года, которым

отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Есенжаровой Гульнияр Курметхановны о признании незаконным постановления администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.09.2020 №387 в части снятия Есенжаровой Гульнияр Курметхановны, <дата> рождения, с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании восстановить Есенжарову Гульнияр Курметхановну, 22.08.1993 года рождения, на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки на учет.

Отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований Есенжарова Елдоса Курметхановича о признании незаконным постановления администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.09.2020 №387 в части снятия Есенжарова Елдоса Курметхановича, <дата> рождения, с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании восстановить Есенжарова Елдоса Курметхановича, <дата> рождения, на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки на учет.

Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Есенжарова Г.К., Есенжаров Е.К. обратились в суд с исковыми заявлениями к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании постановления в части исключения из списка незаконным и возложении обязанности восстановить в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки на учет. Требования мотивированы тем, что с 14.02.2013 Есенжарова Г.К., Есенжаров Е.К. поставлены на учет в категорию «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением ответчика №387 от 30.09.2020 истцы сняты с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно подп. «и» п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879, ст. 1 №125-ФЗ (родившиеся после 01.01.1992). Указывают, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции, действовавшей на момент постановки на учет, предусматривалось, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. К числу обязательных условий предоставления инвалидам с детства жилищных субсидий на приобретение жилья законом относилось их рождение в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, непрерывное проживание в указанных районах и местностях не менее пятнадцати календарных лет, а также отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации. Для претендующих на получение жилищной субсидии по данной категории, приведенным федеральным законом не предусматривались требования о рождении в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не позднее 01.01.1992, а равно о продолжительности трудового стажа работы в таких регионах. Истцы с рождения проживали в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более 15 лет, относятся к категории «инвалиды с детства», жилых помещений совместно с членами семьи за пределами Кош-Агачского района не имеют. То есть истцы отвечали всем условиям, необходимым для признания за ними права на получение жилищной субсидии. 20.07.2020 в ст.1 Федерального закона №125-ФЗ внесены изменения, установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 01.01.1992, прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Действие положений ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет. Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы. Истцы указывают, что законодателем в нарушение положений Конституции Российской Федерации придана обратная сила положениям Федеральным законом от 20.07.2020 №228-ФЗ в части внесения изменений в ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ, действие которых прямо направлены на ухудшение положения лиц, соответствовавших условиям участия в программе по действовавшему на момент постановки на учет законодательству. Полагают, что действие Федерального закона в новой редакции должно распространяться лишь на граждан, родившихся после 31.12.1992, не вставших на учет до 31.07.2020 и не состоящих на таком учете. Истцы просят признать незаконным постановление администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.09.2020 № 387 в части снятия истцов с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать восстановить истцов на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства» с даты первоначальной постановки на учет.

Определением от 18.02.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Министерство регионального развития Республики Алтай, ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований просит в апелляционной жалобе представитель Есенжарова Е.К., Есенжаровой Г.К. – Есенжарова Н.К. Жалоба мотивирована тем, что Есенжаров Е.К. и Есенжарова Г.К. родились и проживали с рождения в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, более 15 лет, относятся к категории «инвалиды с детства», жилых помещений совместно с членами семьи за пределами Кош-Агачского района не имеют, в связи с чем полагают, что соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Поскольку они были приняты на учет до 31.07.2020 г., в соответствии с ранее действовавшими положениями закона, государством было признано за ними такое право, следовательно распространение действия новой редакции закона на лиц, уже состоящих на учете, является незаконным, противоречащим основополагающим принципам и нормам Конституции Российской Федерации, запрещающей принятие любых законов, ухудшающих положение граждан. Считает, что действие закона в новой редакции должно распространяться лишь на граждан, родившихся после 31.12.1992 г., не вставших на учет до 31.07.2020 г. и не состоящих на таком учете.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 14.02.2013 г. Есенжарова Г.К. и Есенжаров Е.К. обратились в администрацию МО «Кош-Агачский район» с заявлениями о постановке на учет по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002, относится к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно справкам от 29.10.2020 года №529, №530, выданным администрацией МО «Кош-Агачский район», Есенжарова Г.К., Есенжаров Е.К. с 14.03.2013 г. состояли на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «инвалиды 1, 2 групп, инвалиды с детства».

В соответствии с паспортом Есенжарова Гульнияр Курметхановна, <дата> рождения, уроженка <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>

В соответствии с паспортом Есенжаров Елдос Курметханович, <дата> рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>

Согласно справке МСЭ-2011 №2455450 от 07.08.2012, Есенжаровой Г.К. с 07.08.2012 установлена инвалидность второй группы бессрочно, причина инвалидности: с детства.

Согласно справке МСЭ-2013 №3044770 от 23.12.2014 Есенжарову Е.К. c 01.02.2015 установлена инвалидность третьей группы бессрочно, причина инвалидности: инвалидность с детства.

Постановлением администрации МО «Кош-Агачский район» от 30.09.2020 №387 Есенжарова Г.К., <дата> рождения, Есенжаров Е.К., <дата> рождения, сняты с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002, а именно родившиеся после 01.01.1992, согласно ст.1 №125-ФЗ от 25.10.2002.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что факт рождения лица, относящегося к категории инвалидов с детства, не позднее 01.01.1992 г. является необходимым условием для признания за ним права на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями Федерального закона № 125-ФЗ, независимо от даты его постановки на учет. Принимая во внимание, что Есенжарова Г.К. родилась <дата> Есенжаров Е.К. родился <дата>, то есть, после 01.01.1992, то отсутствуют предусмотренные Федеральным законом №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», основания для его постановки на учет как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции с учётом фактических обстоятельств дела, установленных судом, не имеется.

Условия и порядок предоставления за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, определены Федеральным законом 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статьей 1 указанного Федерального закона № 125-ФЗ (в редакции от 20 июля 2020 г.) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В редакции Федерального закона № 125-ФЗ, действующей на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения жилья, положение в отношении инвалидов с детства было изложено следующим образом: «инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 утверждено Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее также - Положение), которым регламентирован порядок регистрации и учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В пункте 9 Положения определён перечень документов, которые должен представить для регистрации и постановки на учёт гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», к которым в том числе относятся: справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства – в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов; документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции) (абзац второй подпункта «д» и подпункт «ж» пункта 9 Положения).

Из системного толкования положений указанных выше правовых актов следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности - не позднее 1 января 1992 года, продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.

Расширение круга лиц указанных в ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, имеющих право на жилищные субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.

Норма абзаца 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, закрепляющая право инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как это следует из ее содержания, находится в нормативном единстве с абзацем 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.

Исходя из вышеизложенного, так как Есенжарова Г.К., Есенжаров Е.К. родились в приравненных к районам Крайнего Севера местностях 22.08.1993 и 28.01.1995 г. соответственно, за ними не может быть признано право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, поскольку Есенжарова Г.К., Есенжаров Е.К. не отвечают обязательному условию, предусмотренному вышеуказанным законом о рождении в районах Крайнего Севера и приравненные к ним местностях не позднее 1 января 1992 года.

На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что распространение действия новой редакции закона на лиц, уже состоящих на учете, является незаконным, противоречащим основополагающим принципам и нормам Конституции Российской Федерации, запрещающей принятие любых законов, ухудшающих положение граждан, не влекут отмену решения суда.

Кроме того, согласно ст.2 Федерального закона от 20 июля 2020 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» действие положений ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 18 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Есенжарова Елдоса Курметхановича, Есенжаровой Гульнияр Курметхановны – Есенжаровой Натальи Куандыковны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи Е.А. Кокшарова

Э.В. Ялбакова

33-366/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Есенжаров Гульнияр Курметхановна
Есенжеров Елдос Курметханович
Ответчики
Администрация МО "Кош-Агачский район"
Другие
Есенжарова Наталья Куандыковна
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Ялбакова Эркелей Владиславовна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее