Дело № 2а-632/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Семилуки 25 апреля 2018 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Сошиной Л.А.,
при секретаре Солоповой Н.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Тройниной Ольги Николаевны об оспаривании бездействия должностных лиц службы судебных приставов, не обеспечивших рассмотрение сообщения о преступлении в соответствии с требованиями федерального законодательства,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РўСЂРѕР№РЅРёРЅР° Рћ.Рќ. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным бездействие директора ФССП – главного судебного пристава Р Р¤ Аристова Р”.Р’. РїРѕ РЅРµ осуществлению контроля Р·Р° исполнением приказа ФССП Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об утверждении Рнструкции РїРѕ делопроизводству РІ Федеральной службе судебных приставов» как РЅРµ исполнившего РїСѓРЅРєС‚ 3 приказа РѕР± осуществлении контроля, обязать Рё.Рѕ. руководителя УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области – главного судебного пристава Воронежской области Паринова Р .Рќ. направить заявление РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ преступлении СЃ подозрением РІ его совершении руководителя УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РџРѕРїРѕРІРѕР№ Р’.Р’. РІ Следственный отдел РїРѕ Ленинскому району Рі. Воронежа РЎРЈ РЎРљ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области согласно извещению Семилукского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РёСЃС…. в„– Рѕ проведении проверки РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. СЃС‚. 144, 145 РЈРџРљ Р Р¤.
Данный РёСЃРє мотивирован тем, что РїРѕ сообщению РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РёСЃС…. в„– начальника полиции Гончарова Рќ.Рќ. поданное РІ СЃСѓРґ заявление Рѕ преступлении СЃ подозрением РІ его совершении конкретного должностного лица службы судебных приставов подлежит направлению РїРѕ подследственности следователям Следственного комитета Р Р¤ РІ соответствии СЃ РёС… компетенцией. ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ административному делу в„– РІ Семилукский районный СЃСѓРґ ею было подано заявление Рѕ преступлении СЃ подозрением РІ его совершении руководителя УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РџРѕРїРѕРІРѕР№ Р’.Р’., которое СЃСѓРґСЊСЏ Толубаева Р›.Р’. ДД.РњРњ.ГГГГ РёСЃС…. в„– направила РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ района для организации проведения проверки РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. СЃС‚. 144, 145 РЈРџРљ Р Р¤. РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, направил заявление Рё.Рѕ. руководителю УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Паринову Р .Рќ. Доказательств того, что Рё.Рѕ. руководителя Управления Паринов Р .Рќ. заявление Рѕ преступлении направил следователям Следственного комитета Р Р¤, РѕРЅР° РЅРµ располагает. РџРѕ мнению административного истца, умышленное РЅРµ исполнение административными ответчиками требований пунктов 6.10 Рё 15.6.9 Рнструкции привело Рє неисполнению требований, установленных СЃС‚. 12 Федерального закона в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
В порядке ст. 46 КАС РФ административный истец Тройнина О.Н. заявила об изменении предмета административного иска и просила признать незаконным бездействие и.о. руководителя УФССП России по Воронежской области – главного судебного пристава Воронежской области Паринова Р.Н. при рассмотрении обращения о совершении преступления, признать незаконным бездействие директора ФССП – главного судебного пристава РФ Аристова Д.В. по не осуществлению контроля над руководителем территориального органа ФССП России по Воронежской области, обязать должностных лиц УФССП России по Воронежской области рассмотреть в установленном порядке и сроки заявление Тройниной О.Н. о преступлении по делу Семилукского районного суда № вх. № от ДД.ММ.ГГГГ и сообщить о принятом решении.
В судебное заседание административный истец Тройнина О.Н. не явилась, о дне слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом.
Административные ответчики – и.о. руководителя УФССП России по Воронежской области – главного судебного пристава Воронежской области Паринов Р.Н., представитель Управления ФССП России по Воронежской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Административные ответчики - директор ФССП – главный судебный пристав РФ Аристов Д.В., представитель ФССП в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Семилукского РОСП УФССП России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. В адресованном суду заявлении представитель УФССП по Воронежской области и Семилукского РОСП по доверенности Шутейникова Н.А. просила о рассмотрении дела в их отсутствие, позицию по делу изложила в письменных возражениях на административный иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Приказом Министерства юстиции Р Р¤ РѕС‚ 02.05.2006 Рі. в„– 139 утверждена Рнструкция Рѕ едином РїРѕСЂСЏРґРєРµ приема, регистрации Рё проверки РІ Федеральной службе судебных приставов сообщений Рѕ преступлениях, которая РІ соответствии СЃ Уголовно-процессуальным кодексом Р Р¤ Рё иными федеральными законами устанавливает единый РїРѕСЂСЏРґРѕРє для ФССП Р РѕСЃСЃРёРё организации приема, регистрации Рё проверки сообщений Рѕ преступлениях, Р° также определяет РїРѕСЂСЏРґРѕРє ведомственного контроля Р·Р° ее соблюдением.
Действие настоящей Рнструкции распространяется РЅР° главного судебного пристава Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, его заместителей; главных судебных приставов субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё РёС… заместителей; начальников отделов – старших судебных приставов структурных подразделений территориальных органов ФССП Р РѕСЃСЃРёРё, Р° также РЅР° должностных лиц, РЅР° которых возложены полномочия РІ соответствии СЃ РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј, установленным Кодексом Рё иными актами (Рї. 2).
Согласно Рї. 3 Рнструкции поступившие сообщения Рѕ преступлениях регистрируются РІ ФССП Р РѕСЃСЃРёРё должностными лицами, указанными РІ Рї. 2 Рнструкции, РІ РљРЅРёРіРµ учета сообщений Рѕ преступлениях.
Сообщения о преступлениях, поступившие в канцелярию (секретариат) территориального органа ФССП России по почте, телеграфу, нарочным и т.д., регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции. Лицо, зарегистрировавшее сообщение в книге входящей корреспонденции, незамедлительно докладывает о поступившем сообщении о преступлении руководителю органа дознания ФССП России или лицу, его замещающему, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления или сообщения в КУСП, а также принимает решение о порядке его проверки или передаче сообщения по подследственности в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Р’ соответствии СЃ Рї. 15 Рнструкции, если разрешение зарегистрированного сообщения Рѕ преступлениях РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ РІ компетенцию Федеральной службы судебных приставов, Р° для решения РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ возбуждении уголовного дела требуется проведение проверки, то такое сообщение передается (пересылается) РїРѕ принадлежности Рё снимается СЃ учета, Рѕ чем делается отметка РІ РљРЈРЎРџ. Поступившие РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… правоохранительных органов сообщения Рѕ преступлениях регистрируются Рё учитываются РІ соответствии СЃ требованиями настоящей Рнструкции.
Р’ Рї. 15.6.9 Рнструкции РїРѕ делопроизводству РІ Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП РѕС‚ 10.12.2010 Рі. в„– 682, предусмотрено, что если РІ обращении гражданина содержатся сведения Рѕ подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, Р° также Рѕ лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению РІ государственный орган или должностному лицу РІ соответствии СЃ его компетенцией.
Обращение РІ СЃСѓРґ СЃ данным административным РёСЃРєРѕРј вызвано тем, что РўСЂРѕР№РЅРёРЅР° Рћ.Рќ. РЅРµ располагает сведениями Рѕ решении, принятом органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа РїРѕ результатам рассмотрения ее заявления Рѕ преступлении, поданного РІ Семилукский районный СЃСѓРґ Воронежской области ДД.РњРњ.ГГГГ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ находящимся РІ производстве СЃСѓРґР° административным делом в„–, РїРѕ причине того, что должностными лицами службы судебных приставов РЅРµ были выполнены положения Федерального закона «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Рнструкции РїРѕ делопроизводству РІ ФССП, обязывающие передать заявления Рѕ преступлении РІ РґСЂСѓРіРёРµ органы СЃ соответствующей компетенцией, РІ том числе Рё РїРѕ территориальному признаку.
Между тем, доводы административного истца не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Как РІРёРґРЅРѕ РёР· материалов дела, ДД.РњРњ.ГГГГ РІС…. в„– РІ Семилукский районный СЃСѓРґ Воронежской области РїРѕ административному делу в„– поступило заявление РўСЂРѕР№РЅРёРЅРѕР№ Рћ.Рќ. Рѕ привлечении Рє уголовной ответственности руководителя УФССП РїРѕ Воронежской области – главного судебного пристава Воронежской области РџРѕРїРѕРІСѓ Р’.Р’., которая РЅРµ выделила РёР· федерального бюджета средства РІ размере <данные изъяты> СЂСѓР±. РЅР° оплату услуг специалиста РЎРєРѕРєРѕРІР° Р .Рњ. РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ.
Данное заявление было направлено РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ <адрес> Р¤РРћ12 для организации проведения проверки РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. СЃС‚. 144-145 РЈРџРљ Р Р¤, Рѕ чем свидетельствует сопроводительное РїРёСЃСЊРјРѕ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.
Р’ сообщении РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° района РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–Р¶-2014 заявителю Р¤РРћ2 указано РЅР° отсутствие оснований для организации проведения процессуальной проверки РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. СЃС‚. 144, 145 РЈРџРљ Р Р¤, РїСЂРё этом Рё.Рѕ. руководителя Управления ФССП РїРѕ <адрес> поручено проверить РґРѕРІРѕРґС‹, указанные РІ обращении, РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ оплаты услуг специалиста РІ рамках исполнительного производства, РїСЂРё наличии оснований принять меры реагирования, Рѕ результатах проведенной проверки Рё принятых мерах сообщить административному истцу РІ установленный законом СЃСЂРѕРє Рё РІ прокуратуру района РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ
РџСЂРё рассмотрении данного обращения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ руководствовался С‡. 3 СЃС‚. 8 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Рї. 1.4 указания Генерального РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р Р¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об организации РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ надзора Р·Р° исполнением законов судебными приставами», Рї. 1.3 указания РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об организации РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ надзора Р·Р° исполнением законов судебными приставами», Рї. 3.5 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений Рё приема граждан РІ органах прокуратуры Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденной приказом Генерального РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Р Р¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.
Р’Рѕ исполнение указаний РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° заместителем руководителя УФССП РїРѕ <адрес> Р¤РРћ13 РІ адрес Р¤РРћ2 был направлен ответ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РёСЃС…. в„–, РІ котором сообщалось, что правовая оценка доводам Рѕ РЅРµ выделении РёР· федерального бюджета средств РЅР° оплату услуг специалиста РІ размере <данные изъяты> СЂСѓР±. дана Семилукским районным СЃСѓРґРѕРј РІ решении РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, которым отказано РІ удовлетворении заявленных требований.
РР· представленных РІ материалы дела документов следует, что именно РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ района РїСЂРёРЅСЏР» решение РѕР± отсутствии оснований для организации проведения процессуальной проверки РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. СЃС‚. 144, 145 РЈРџРљ Р Р¤ РїРѕ заявлению РўСЂРѕР№РЅРёРЅРѕР№ Рћ.Рќ. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что действия УФССП России по Воронежской области связаны с выполнением указания надзорного органа, нарушения положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым, если в поступившем обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией, не установлено.
Согласно положениям ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Необходимо также отметить, что заявление РўСЂРѕР№РЅРёРЅРѕР№ Рћ.Рќ. РїРѕ факту халатности руководителя УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области РџРѕРїРѕРІРѕР№ Р’.Р’., поступившее РІ Семилукский Р РћРЎРџ ДД.РњРњ.ГГГГ РІС…. в„–, постановлением дознавателя Семилукского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Воронежской области Григорьева Р .Р. РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ было передано руководителю РЎРЈ Ленинского района Рі. Воронежа для принятия дальнейшего решения (получено адресатом ДД.РњРњ.ГГГГ), Рѕ чем также была уведомлена административный истец.
Соответственно, препятствий к осуществлению прав и свобод административного истца действия должностных лиц УФССП России по Воронежской области не создали. Кроме того, со стороны должностных лиц службы судебных приставов каких-либо действий, направленных на ограничение прав административного истца, не совершалось, нарушения конституционных прав также допущено не было.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Заявленные требования в части оспаривания бездействия директора ФССП Аристова Д.В. носят производный характер, при этом судом не установлено законных оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания незаконным бездействия и.о. руководителя УФССП по Воронежской области – главного судебного пристава Воронежской области Паринова Р.Н.
На основании изложенного суд находит административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 226-228 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении административного иска Тройниной Ольги Николаевны о признании незаконным бездействия и.о. руководителя УФССП России по Воронежской области – главного судебного пристава Воронежской области Паринова Р.Н. при рассмотрении обращения о совершении преступления, признании незаконным бездействия директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации Аристова Д.В. по не осуществлению контроля над руководителем территориального органа ФССП России по Воронежской области, об обязании должностных лиц УФССП России по Воронежской области рассмотреть в установленном порядке и сроки заявление о преступлении по делу Семилукского районного суда № вх. № от ДД.ММ.ГГГГ и сообщить о принятом решении – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ