Судья Михайлов О.В. дело № 7п-73/2014
Р Е Ш Е Н И Е
г. Йошкар-Ола 25 сентября 2014 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Лелеков Н.Г.,
при секретаре Михайловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Мамедова А.Ш.О. на постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 15 сентября 2014 года, вынесенного в отношении
гражданина <...>, Мамедова А.Ш.О., родившегося 00.00.00 в ..., проживающего без регистрации по адресу: ..., владеющего русским языком и не нуждающегося в переводчике, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 15 сентября 2014 года Мамедову А.Ш.О. назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере <...> с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Мамедов А.Ш.О. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Марий Эл до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением судьи, Мамедов А.Ш.О. подал жалобу в Верховный Суд Республики Марий Эл, в которой просит его изменить в части, освободив его от наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, указывая на наличие устойчивых фактически сложившихся семейных отношений, поэтому его выдворение приведет к разлучению его с семьей и лишит членов семьи поддержки, чем будет нарушено его право на уважение семейной жизни.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав объяснения Мамедова А.Ш.О.., его защитника Бородулина М.Г., поддержавших жалобу, представителя УФМС по Республике Марий Эл Яровикова В.П., просившего оставить постановление судьи без изменения, допросив свидетелей <...> и <...>., подтвердивших наличие у Мамедова А.Ш.О. фактически сложившихся, длительных семейных отношений, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьями 13.1, 13.2 или 13.3 данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента. Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.
Согласно части 2, 3 и 4 статьи 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата налога иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, осуществляется в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1000 рублей в месяц, подлежащий индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. Фиксированный авансовый платеж уплачивается налогоплательщиком по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика до дня начала срока, на который выдается патент, либо дня начала срока, на который продлевается срок действия патента.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5.1 настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации.
Согласно материалам дела гражданин Азербайджана Мамедов А.Ш.О., проживающий по адресу: ..., нарушил срок оплаты патента 00.00.00, чем совершил нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российский Федерации и в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Из материалов дела следует, что Мамедов А.Ш.О. прибыл в Российскую Федерацию 00.00.00, поставлен на учет по адресу: ..., принимающая сторона <...>., срок пребывания до 00.00.00. Управлением ФМС по Республике Марий Эд ему выдан патент на осуществление трудовой деятельности 00.00.00. Фиксированный авансовый платеж в размере 3000 рублей впервые уплачен Мамедовым А.Ш.О. 00.00.00, затем уплачен 00.00.00 в сумме 1000 рублей, 00.00.00 - 2000 рублей.
Однако очередной фиксированный авансовый платеж, продляющий действие патента на очередной период с 00.00.00 по 00.00.00, был оплачен Мамедовым А.Ш.О. 00.00.00, то есть с нарушением установленного законом срока, в связи с чем действие выданного ему патента прекратилось, а его пребывание в Российской Федерации после истечения пятнадцати дней с момента прекращения действия патента стало незаконным.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
При изложенных обстоятельствах Мамедов А.Ш.О. обоснованно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. Наказание в виде штрафа назначено ему в пределах санкции данной нормы закона, с учетом характера совершенного правонарушения, данных о личности и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Из жалобы следует, что Мамедов А.Ш.О. и его защитник не оспаривает факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ. Между тем, в жалобе выражается несогласие с назначением дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Полагаю, что данные доводы заслуживают внимания, поскольку при вынесении постановления о назначении административного наказания судьей Звениговского районного суда Республики Марий Эл в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ положения части 2 статьи 4.1 КоАП РФ не были учтены, фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения.
Назначая дополнительное наказание в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации, судья районного суда указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Мамедова А.Ш.О. устойчивых семейных связей, в том числе наличие у него детей.
Вместе с тем с учетом всех обстоятельств данного дела такие выводы противоречат нормам международного права, имеющим в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации приоритет над нормами национального права.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ)
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» (далее - Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
При этом под семейной жизнью понимается не только отношения, основанные на браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством соответствующего государства, но и фактически сложившиеся, длительные семейные отношения.
Так, в Постановлении Европейского Суда по правам человека по делу «Алим против Российской Федерации» от 27 сентября 2011 года указано, что понятие семьи в значении ст. 8 Конвенции включает в себя не только зарегистрированные супружеские отношения, но и другие «семейные» связи, которые предусматривают, что их участники живут совместно вне законного брака. Ребенок, рожденный от брачных отношений, в силу самого закона является частью этой «семьи» с момента его рождения и в связи с ним. Таким образом, между ребенком и его родителями существует связь, составляющая семейную жизнь. Наличие или отсутствие «семейной жизни» - по существу вопрос факта, зависящий от реального существования на практике близких личных связей, например, проявляемый интерес и признание отцом ребенка до и после рождения.
Из материалов дела следует, что Мамедов А.Ш.О. фактически проживает на территории Российской Федерации около 10 лет совместно с <...> – гражданкой Российской Федерации, ведя с ней общее хозяйство.
У <...> имеется ребенок <...>, 00.00.00 года рождения. Несмотря на то, что фактически отцовство Мамедова А.Ш.О. в отношении этого ребенка не установлено, однако он совместно с ним проживает, находятся на его обеспечении, свое отцовство он не оспаривает, занимается воспитанием ребенка. Мамедов А.Ш.О. положительно характеризуется по месту жительства.
Данные обстоятельства, кроме показаний <...>., подтверждаются характеристикой, выданной администрацией МО «Городское поселение Суслонгер», характеристикой, выданной отделом МВД РФ по Звениговскому району.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии фактических семейных связей в том смысле, который заложен в Конвенции.
В силу пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранному гражданину, в отношении которого вынесено решение о выдворении из Российской Федерации, не разрешается въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня выдворения.
Следовательно, выдворение Мамедова А.Ш.О. безусловно повлечет вмешательство в его личную и семейную жизнь, разлучение с членами семьи.
При изложенных обстоятельствах и, учитывая, что в материалах дела не имеется сведений о том, что нахождение Мамедова А.Ш.О. на территории Российской Федерации нанесет существенный ущерб государственным, общественным интересам, следует признать назначение ему принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации не соответствующим целям административного наказания.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 14 февраля 2013 года № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, постановление судьи Звениговского районого суда Республики Марий Эл от 15 сентября 2014 года подлежит изменению путем исключения указания на назначение Мамедову А.Ш.О. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 15 сентября 2014 года изменить: исключить указание на назначение Мамедову А.Ш.О. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 15 сентября 2014 года оставить без изменения.
Меру обеспечения исполнения постановления в виде помещения в специализированное учреждение отменить и освободить Мамедова А.Ш.О. из Специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Республике Марий Эл.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Н.Г. Лелеков