Докладчик Евлогиева Т.Н. Апелляционное дело № 33а-391/2021
Судья Кузнецова А.В. УИД 21RS0025-01-2020-004945-65
.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 февраля 2021 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.,
судей Ленковского С.В., Орловой И.В.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Яковлева Игоря Олеговича к призывной комиссии города Чебоксары, Военному комиссариату г. Чебоксары в лице Военного комиссариата Чувашской Республики о признании незаконным решения призывной комиссии, обязании выдать военный билет, поступившее по апелляционной жалобе представителя административного истца Яковлева И.Г.- по доверенности Мальцева Э.Г. на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 ноября 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Яковлев И.О. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом последующего уточнения, к призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики, Военному комиссариату г. Чебоксары Чувашской Республики в лице Военного комиссариата Чувашской Республики о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии г. Чебоксары (протокол №9У п/н 1/30 от 13 июля 2020 года) о признании непрошедшим военную службы по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности выдать военный билет.
Заявленные требования мотивировал тем, что указанным решением призывной комиссии он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас, а у него был изъят военный билет, вместо которого выдана справка АЕ № 0020516 от 23 июля 2020 года. С указанным решением призывной комиссии он не согласен и считает его подлежащим отмене по следующим основаниям. Так, в период с сентября 2009 года по июнь 2014 года он проходил обучение по очной форме в Нижегородской академии МВД России. Решением призывной комиссии от 14.10.2009 года на основании ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и воинской службе» ему была предоставлена отсрочка до 01.07.2014 в связи с обучением по очной форме. С июля 2014 года по сентябрь 2016 года он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, а с октября 2016 года по настоящее время - служит в органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, перерывов в службе не имеет. Следовательно, в период с июля 2014 по сентябрь 2016 года он имел право на предоставление отсрочки по подпункту "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3, а затем по подпункту "3.1" пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-Ф3. В связи с этим он не прошел военную службу по призыву в силу наличия у него права на отсрочку от призыва. Кроме того, от органов военного комиссариата он никогда не скрывался и от прохождения воинской службы не уклонялся, мероприятия в отношении него по вручению повесток о призыве на военную службу либо иных действий, предусмотренных законодательством о военной службе, органами военного комиссариата в отношении него не производились, и он был уверен, что после получения высшего образования, проходя изначально службу в органах внутренних дел Российской Федерации, а с октября 2016 года и по настоящее время в органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ему предоставлена отсрочка в связи с прохождением названной службы.
Приведя вышеуказанные обстоятельства, а также ссылаясь на положения ст.ст. 28, 34 ФЗ от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», Яковлев И.О. просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии г. Чебоксары от 13 июля 2020 г., возложить обязанность на Военный комиссариат г. Чебоксары Чувашской Республики в лице Военного комиссариата Чувашской Республики выдать ему военный билет.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Яковлев И.О. не явился, обеспечив явку своего представителя.
Его представитель Мальцев Э.Г. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики Филиппова И.А. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1 л.д.38-39).
Административный ответчик Призывная комиссия г. Чебоксары, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила.
Представитель заинтересованного лица Военной прокуратуры Центрального военного округа Абдулхаков Ж.Э. в судебном заседании с требованиями административного иска не согласился, просил в его удовлетворении отказать.
Заинтересованные лица военный комиссар Иванов О.В., прокуратура г. Чебоксары, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 ноября 2020 года Яковлеву И.О. отказано в удовлетворении административного искового заявления к призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики, Военному комиссариату г. Чебоксары Чувашской Республики в лице Военного комиссариата Чувашской Республики о признании незаконным решения призывной комиссии г. Чебоксары от 13 июля 2020 г., возложении обязанности выдать военный билет.
Указанное решение обжаловано представителем административного истца Мальцевым Э.Г. по мотивам незаконности и необоснованности, неправильного толкования норм материального права. В апелляционной жалобе указывается, что действующее законодательство не возлагает на лиц, подлежащих военному учету, обязанность по самостоятельному обращению в военный комиссариат за предоставлением отсрочки от призыва. В силу положений Федерального закона №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» после предоставления первой отсрочки контроль за наличием соответствующих оснований возложен на административных ответчиков. Между тем в период с 2014 по 2016 годы в отношении Яковлева И.О. никаких мероприятий по вручению повесток о призыве на военную службу либо иных действий, предусмотренных законодательством о военной службе, органами военного комиссариата не производились. Тогда как от органов военного комиссариата административный истец никогда не скрывался, от прохождения военной службы не уклонялся, что не было принято судом во внимание при вынесении решения. Также в жалобе указывается, что вынесенное судом решение противоречит судебной практике по аналогичным спорам.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Яковлев И.О. и его представитель Мальцев Э.Г., надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела не явились, о причинах неявки не сообщили. Согласно сведений Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 22 июля 2019 г. № 526 л/с Яковлев И.О. для дальнейшего прохождения службы переведен в распоряжение Командующего Северо-Западного округа войск национальной гвардии Российской Федерации (л.д.162 т.1). Имеет регистрацию по месту жительства <адрес>.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ их неявка не является препятствием для рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель заинтересованного лица Военной прокуратуры Центрального военного округа Абдулхаков Ж.Э. в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных ст. 150 КАС РФ, не имеется.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица Военной прокуратуры Центрального военного округа Абдулхакова Ж.Э., признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Яковлев И.О., ДД.ММ.ГГГГ, с января 2008 г. по июль 2009 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате Коптеевского района Северного административного округа г. Москвы; с июля 2008 г. по март 2012 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате г. Чебоксары; с марта 2012 г. по апрель 2017 г. состоял на воинском учете в военном комиссариате Приокского района г. Нижний Новгород; с апреля 2017г. по настоящее время - военном комиссариате г. Чебоксары. Перерывов в воинском учете не имеет.
Как также следует из материалов дела, с августа 2009 г. по июнь 2014 г. Яковлев И.О. проходил обучение по очной форме в Нижегородской академии МВД России, в связи с чем решением призывной комиссии от 14 октября 2009 г. ему на основании п. «а» ч.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 июля 2014 г.
После окончания обучения, с июля 2014 г. по сентябрь 2016 г. Яковлев И.О. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Отсрочка от призыва на военную службу призывной комиссией ему не предоставлялась.
С октября 2016 г. по настоящее время Яковлев И.О. проходит службу в органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Перерывов в службе не имеет.
9 октября 2018 года Яковлеву И.О. исполнилось <...> лет.
10 октября 2018 г. Яковлев И.О. зачислен в запас в связи с достижением <...>-летнего возраста, а 26 августа 2019 г. ему выдан военный билет №.
Судом также установлено, что в период с октября 2014 г. по декабрь 2016 г. административный истец к мероприятиям, связанным с призывом граждан на военную службу не привлекался, но при этом сам в указанный период об изменениях своего места работы, места жительства, в военный комиссариат не сообщал.
Решением призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2020 года (протокол №9У п/н 1/30) Яковлев И.О. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас в соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выданный ему военный билет № изъят.
Разрешая требования Яковлева И.О. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемый период с октября 2014 г. по декабрь 2016 г. Яковлев И.О. за предоставлением отсрочки от призыва на военную службу в установленном законом порядке не обращался; также им не выполнены требования абзаца 5 пункта 1 статьи 10 Закона N 53-ФЗ, предусматривающего, что граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования, в связи с чем действия призывной комиссии г. Чебоксары по признанию Яковлева И.О. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, соответствуют нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 59 Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ; Закон о военной службе).
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 22 и п. 1 ст. 25 поименованного закона).
Согласно ст. 22 Закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу п. 2 указанной статьи на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с данным федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Пунктом 1 ст. 1 Закона о военной службе определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 указанного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
Согласно п. 34 Положения, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Пунктом 17 Положения установлено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом N 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения).
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", - вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
В данном случае, как следует из материалов административного дела и личного дела призывника Яковлева И.О., в период обучения по очной форме в Нижегородской академии МВД России с марта 2012 г. по апрель 2017 г. он состоял на воинском учете в военном комиссариате Приокского района г. Нижний Новгород, решением призывной комиссии от 14 октября 2009 г. ему на основании и. «а» ч.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 июля 2014 г.; с апреля 2017г. по настоящее время Яковлев И.О. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Чебоксары. После постановки его на воинский учет в военном комиссариате г. Чебоксары решением призывной комиссии от 22.05.2017 № 26 ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п. «з» ч.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ (л.д.42 т.1); 10 октября 2018 г. Яковлев И.О. зачислен в запас в связи с достижением 27-летнего возраста, 26 августа 2019 г. ему выдан военный билет №.
Как изложено выше, еще раньше в связи с обучением по очной форме обучения на основании п. «а» ч.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 1 июля 2014 г. После окончания обучения, с июля 2014 г. по сентябрь 2016 г. Яковлев И.О. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. С 1 октября 2016 года с должности следователя был переведен на должность инспектора группы организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране вневедомственной охраны по Чебоксарскому району – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республике. При этом административными ответчиками не оспаривается, что Яковлев И.О. после окончания обучения, в период с июля 2014 г. по сентябрь 2016 г., проходя службу в органах внутренних дел Российской Федерации (следователем ОП №4 следственного управления УМВД РФ по г.Чебоксары) по 07.10.2016 имел право на отсрочку от призыва по пп «з» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №157 вневедомственная охрана выведена из структуры МВД России и включена в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В связи с чем, как следует из данных о службе административного истца в органах внутренних дел, с 01.10.2016 Яковлев И.О. Приказом МВД России № 1132 л/с от 29.09.2016 переведен для дальнейшего прохождения службы в распоряжение Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (л.д. 94-99 т.1).
Как следует из переписки Военного комиссариата г.Чебоксары Чувашской Республики и военной прокуратуры Казанского гарнизона, имеющейся на л.д.163-170 т.1, а также из материалов административного дела, решением призывной комиссии г.Чебоксары от 22.05.2017 года Яковлеву И.О. предоставлена отсрочка от призыва на период прохождения службы в органах МВД. При этом комиссия исходила из того, что по 07.10.2016 Яковлев И.О. имел право на отсрочку от призыва на военную службу по пп «з» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ в связи с прохождением службы в органах МВД. С учетом, что он с 07.10.2016 проходил службу в отделе Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Чувашской Республике, а ранее до 01.10.2016 федеральная служба являлась структурным подразделением МВД по Чувашской Республике (Управление вневедомственной охраны МВД по Чувашской Республики), исходя из толкований ФЗ от 03.07.2016 №227 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием ФЗ «О войсках национальной гвардии», комиссия пришла к выводу, что Яковлев И.О. имеет право на отсрочку от призыва на военную службу по пп «з» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ, оформив соответствующее решение.
На основании указанного решения Яковлеву И.О. и был выдан военный билет №.
Как также следует из материалов дела, в дальнейшем в процессе изучения документов было выявлено отсутствие у Яковлева И.О. права на отсрочку от призыва на военную службу по пп «з» п.1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ исходя из того, что должностные лица военного комиссариата г.Чебоксары ненадлежащее исполняли свои обязанности и Яковлев И.О., как сотрудник Росгвардии, правом на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по пп «з» ч. 1 ст. ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ не обладал.
В связи с этим решением призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2020 года (протокол №9У п/н 1/30) Яковлев И.О. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас в соответствии с п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Выданный ему военный билет № изъят.
При этом, как следует из материалов дела и не оспаривается административными ответчиками, в период с июля 2014 года, т.е. после окончания срока предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения, и в последующем в отношения Яковлева И.О. мероприятия по организации призыва на военную службу вплоть по достижения им возраста 27 лет не проводились, о необходимости явки в военный комиссариат для прохождения военной службы он не уведомлялся, повестки о явке в военный комиссариат ему не только не вручались, но и не направлялись по изложенным выше обстоятельствам, соответственно, отсутствуют доказательства того, что Яковлев И.О. уклонялся от получения повесток, отказывался от явки и или иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу. В его личном деле призывника нет документов, подтверждающих уклонение административного истца от призыва на военную службу. При этом перерывов в учете на воинском учете и в службе, изначально в органах МВД РФ, а затем в органах Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Яковлев И.О. не имеет. В личном деле призывника Яковлева И.О. имеются все данные о его службе в указанных органах, сведения о его перемещениях по должности, о присвоении ему званий, что позволяло военному комиссариату надлежаще известить его о проводимых в отношении него мероприятиях по призыву в случае их проведения, которые, как изложено выше, в отношении него и не проводились. От воинского учета Яковлев И.О. не уклонялся, в розыске не находился, 22.07.2017 прошел медицинское освидетельствование заключением врачей специалистов признан годным к военной службе.
Изложенное свидетельствует о том, что Яковлев И.О. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
(Правовая позиция по указанному вопросу в случае отсутствия доказательств о совершении гражданином действий, сопряженных с неисполнением обязанностей по воинскому учету, его уклонению от получения повесток о явке для участия в мероприятиях по призыву изложена в кассационных определениях Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2020 № 88А-9404/2020, от 03.09.2020 № 88а-18208/2020, от 03.09.2020 № 88А-18029/2020 и др.).
При этом судебная коллегия находит неверными выводы суда о том, что основанием для отказа в удовлетворении иска Яковлева И.О. является то обстоятельство, что он за предоставлением отсрочки от призыва на военную службу в установленном законом порядке в военный комиссариат не обращался, поскольку Закон № 53-ФЗ не содержит в качестве обязательного условия личное волеизъявление призывника, поскольку после предоставления первой отсрочки контроль за наличием соответствующих оснований возложен на административных ответчиков.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции, действующей в настоящее время) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Следовательно, выдача Яковлеву И.О. справки взамен военного билета свидетельствует о том, что он лишается права проходить государственную гражданскую службу, что нарушает права и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое административным истцом решение призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2020 года о признании Яковлева И.О. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а изъятый у него военный билет подлежит выдаче административному истцу, поскольку административный истец, согласно ранее принятому решению призывной комиссии от 10 октября 2018 г. зачислен в запас в связи с достижением 27-летнего возраста, а 26 августа 2019 г. ему был выдан военный билет №.
В связи с изложенным решение районного суда нельзя признать законным и основанным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований Яковлева И.О.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 ноября 2020 года отменить и принять по административному делу новое решение:
Признать незаконным решение призывной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 июля 2020 года о признании Яковлева И.О. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать военный комиссариат г.Чебоксары Чувашской Республики выдать Яковлеву Игорю Олеговичу, ДД.ММ.ГГГГ, военный билет.
Настоящее определение, вступившее в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи: И.Н. Орлова
С.В. Ленковский