43RS0042-01-2024-000263-17
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Юрья Кировской области 24 апреля 2024 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Гурова А.Н.,
при секретаре Чупраковой О.А.,
с участием Кировского межрайонного природоохранного прокурора Олина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-211/2024 по иску Кировского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов РФ и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Юрьянское городское поселение Юрьянского района Кировской области» о возложении обязанности внести изменения в генеральный план,
У С Т А Н О В И Л:
Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Юрьянское городское поселение Юрьянского района Кировской области» о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований водного и градостроительного законодательства в деятельности администрации Юрьянского городского поселения Юрьянского района Кировской области, в ходе которой выявлены нарушения требований законов.
В ходе проверки установлено, что в нарушении ст.ст. 15, 65 Водного кодекса РФ схема с особыми условиями использования территории генерального плана Юрьянского городского поселения не содержит сведений о прибрежных защитных полосах водных объектов. Отсутствие указанных сведений в генеральном плане поселения противоречит требованиям закона к охране водных объектов, может привести к негативному на них воздействию, что повлечет нарушение прав граждан на благополучную и безопасную окружающую среду. В целях устранения выявленного нарушения природоохранным прокурором 29.01.2024 главе администрации Юрьянского городского поселения Юрьянского района Кировской области внесено представление, которое рассмотрено. Вместе с тем нарушение закона не устранено.
Просит суд возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Юрьянское городское поселение Юрьянского района Кировской области» в срок до 01.09.2024 организовать внесение в генеральный план Юрьянского городского поселения Юрьянского района Кировской области сведений о прибрежных защитных полосах водных объектов.
В судебном заседании прокурор Олин О.А. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации «Юрьянское городское поселение Юрьянского района Кировской области» в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не просил, каких-либо письменных возражений не направил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований министерство охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явилось, просило дело рассмотреть без участия его представителя, заявленные требования природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.
Выслушав прокурора, изучив представленные письменные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований водного и градостроительного законодательства в деятельности администрации Юрьянского городского поселения Юрьянского района Кировской области, в ходе которой выявлены нарушения требований законов. (л.д.13-16)
По результатам проверки 29.01.2024 главе администрации Юрьянского городского поселения Юрьянского района Кировской области внесено представление об устранении нарушений водного и градостроительного законодательства (л.д.9-10).
В ответе на представление глава поселения подтвердил факт наличия нарушений. (л.д.11)
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Положениями ч.ч. 6, 8 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено приложение к генеральному плану материалов по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частями 1, 2, 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такой план, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения.
Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе водоохранные зоны, а также иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 Земельного кодекса РФ прибрежная защитная полоса является зоной с особыми условиями использования территорий.
Статьей 65 Водного кодекса РФ установлено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; хранение пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Вопреки вышеуказанным нормам закона схема с особыми условиями использования территории генерального плана Юрьянского городского поселения не содержит сведений о прибрежных защитных полосах водных объектов (л.д.14)
Отсутствие указанных сведений в генеральном плане поселения противоречит требованиям закона к охране водных объектов, может привести к негативному на них воздействию, что повлечет нарушение прав граждан на благоприятную и безопасную окружающую среду.
До настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, надлежащих мер к устранению нарушений водного и градостроительного законодательства не принято, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют сделать вывод о том, что определенный прокурором для исполнения решения суда срок до 01.09.2024 является достаточным.
Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер к устранению выявленных нарушений в области водного и градостроительного законодательства.
В силу п. 19. ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и интересов РФ и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Юрьянское городское поселение Юрьянского района Кировской области» в срок до 01.09.2024 организовать внесение в генеральный план Юрьянского городского поселения Юрьянского района Кировской области сведений о прибрежных защитных полосах водных объектов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Гуров
Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2024 года.